В следующем году исполняется 30 лет, как Юрий Фролович Горячев был назначен Главой администрации Ульяновской области. Началась, как сегодня принято говорить, эпоха Горячева. Фонд наследия Юрия Горячева «Горячев – фонд» совместно с рядом печатных и электронных СМИ приурочил к этой памятной дате проект, цель которого – попробовать раскрыть суть той эпохи, рассказать о соратниках Юрия Фроловича – творцах «Ульяновского чуда».

«Только после того, как Ю.Ф.Горячев оставил пост руководителя области, всем стала понятна его личная роль в создании и поддержке в лихие 90-е годы ульяновского экономического чуда. Только после его ухода люди поняли, что потеряли самые низкие в стране цены на продукты питания и коммунальные услуги, лишились безопасной городской среды и самое главное – потеряли честную и ответственную власть. Трагедия Горячева заключалась в его одиночестве, в сложившейся в России системе власти. Он был чужд для олигархических кланов, от которых он ограждал область. То, что он сделал в этой враждебной среде, следует расценивать как гражданский подвиг».

Сергей Юрьевич Глазьев, выдающийся российский экономист, академик Российской академии наук (РАН)

Что характерно для периода губернаторства Юрия Фроловича? Пожалуй, три главных момента.

1) Первое – это бурное развитие социальной сферы региона на фоне деградации страны в целом. Только вдумайтесь, с 1990 г., когда Горячева избрали 1-м секретарем Ульяновского обкома КПСС по 2000 г. в области были построены:

104 ШКОЛЫ НА 32139 УЧЕБНЫХ МЕСТ
ДЕТСАДЫ НА 5400 МЕСТ
КЛУБЫ НА 5900 МЕСТ
ПОЛИКЛИНИКИ НА 4962 ПОСЕЩЕНИЯ В СМЕНУ
БОЛЬНИЦЫ НА 1515 КОЕК, в том числе УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДЕТСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА, НОСЯЩАЯ НЫНЕ ЕГО ИМЯ, И НОВЫЙ КОРПУС ГОСПИТАЛЯ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

В КАЖДОМ НАСЕЛЕННОМ ПУНКТЕ ОБЛАСТИ ФУНКЦИОНИРОВАЛИ ШКОЛА И ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКИЙ ПУНКТ.

ЗА 90-Е ГОДЫ УДАЛОСЬ СОЕДИНИТЬ АСФАЛЬТО-БЕТОННЫМИ ДОРОГАМИ ВСЕ НАСЕЛЁННЫЕ ПУНКТЫ ОБЛАСТИ С РАЙЦЕНТРАМИ.
ОБЩАЯ ПРОТЯЖЕННОСТЬ ЭТИХ ДОРОГ СОСТАВИЛА 4530 КИЛОМЕТРОВ.

БЫЛО ПОСТРОЕНО 300 МОСТОВ.
В СЕРЕДИНЕ 90-Х ВНУТРИ ОБЛАСТИ И ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ ДЕЙСТВОВАЛИ 200 ПОСТОЯННЫХ АВТОБУСНЫХ МАРШРУТОВ
ПОСТРОЕН 491 КИЛОМЕТР ГАЗОВЫХ СЕТЕЙ.

Перед вами карта из рабочего кабинета Юрия Фроловича Горячева, на которой выделены внутриобластные дороги, построенные в период его руководства областью. Оцените масштаб!

Как все это удалось свершить, мы расскажем далее в общем проекте.

2) Вторую характерную черту того периода хорошо характеризуют две цитаты из интервью Юрия Фроловича Горячева известному ульяновскому журналисту Жану Миндубаеву:
«Гайдар и прочие певцы «свободной рыночной стихии» оставили один на один с обнаглевшими «нью-капиталистами» сотни тысяч людей, ошарашенных сообщением, что социализм в России кончился. И никто не знал, что началось. Никто не психологически, не экономически не был готов к такому повороту. Но я-то прекрасно понимал, в какой стране живу, среди какого народа вырос, что в России пойдет быстро, а что потребует десятилетий… И соответственно действовал…»

«Душа нашего народа такова, что русский, российский человек всегда сочувствует ближнему своему. Ему и кусок в горло не полезет, если на него смотрят голодные и страдающие глаза. Поэтому необходимо сосредоточить значительные усилия на создании многоуровневой и эффективной системы социальной защиты ульяновцев».

Вокруг этой горячевской «многоуровневой и эффективной системы социальной защиты» было сломано много копьев. В своем проекте мы попытаемся с помощью соратников Горячева раскрыть ее суть.

3) Третий момент, пожалуй, наиболее критикуемый и обсуждаемый – это концепция регулируемого перехода к рынку. Вот что говорил о ней сам Горячев:

«Главная особенность реформирования экономики области в том, что на практике реализуется концепция регулируемого рынка. Это обеспечивает постепенный переход к рыночным отношениям. Сочетание экономических и административных мер воздействия на хозяйствующие субъекты – вот главное».

«Государство должно взять твердо в свои руки и умело управлять такими естественными монополиями, как энергосырьевой комплекс, железнодорожный транспорт, связь. Ведь эти отрасли экономики стали всепожирающими монстрами. Они диктуют цены, угнетают другие сферы, паразитируют на них – и этим самым сдерживают становление рыночных отношений и механизмов».

Эти положения также станут предметом пристального рассмотрения в нашем проекте.
(Продолжение следует)