Заморское слово мурал (от испанского muro — «стена» — огромное изображение, нанесенное на стену здания или сооружения) большинство ульяновцев наверняка впервые услышали в связке с новым кварталом «Европа» в дальнем Засвияжье. Именно здесь осенью 2019 года появились две новостройки, украшенные гигантскими картинами.

Дома в квартале именные — каждый назван в честь какой-то страны. На торце «Италии» изображена знаменитая скульптура Микеланджело Давид; на «Германии» — профиль прекрасной кинодивы, будто сошедшей с экранов 30-х годов прошлого века.

А на днях в «Европе» презентовали «Швецию» с еще одним муралом. В этот раз главным культурным кодом скандинавской страны стал лагом (lagom) — шведская философия гармонии, в основу которой положено чувство умеренности, описывающая характер жителей страны. Это примерно то же самое, что «широкая душа» у жителей России.

Автор всех трех муралов — художник, исследователь, экспериментатор Александр Волков. Родился и вырос он в Ульяновске, а сейчас живет в Москве. Его арт-галерея под открытым небом — коллаборация с застройщиком квартала «Европа», Группой МН.
— Два года назад у меня была идея-фикс: я очень хотел сделать масштабный уличный проект, связанный с рисунками на домах. В Ульяновске у меня было несколько выставок. Застройщик, видимо, по сарафанному радио узнал о моем желании и предложил расписать первый дом. С этого все и началось, — рассказывает Александр.
Сама практика наносить огромные рисунки на дома не нова — за границей муралы создают последние лет 30. В Россию этот тренд пришел около пяти лет назад, а до Ульяновска добрался лишь недавно. Но уже получил горячие отклики горожан. «Шикарно, особенно по сравнению с новыми домами», «Лучший рисунок из всех», «Теперь мы с гордостью можем фотографироваться на фоне мурала», — пишут в общедомовом чате жители «Европы».
— Моей задачей было понятным языком обыграть культуру, историю каждой страны, чтобы создать для людей повышенную ценность места, где они живут, — продолжает Александр.
— Лагом — это определенный художественный вызов. Я хотел рассказать жителям квартала, что есть такой стиль жизни — это гораздо интереснее, чем нарисовать, например, Карлсона, с которым тоже ассоциируется Швеция. Кстати, когда я работал, видел, что многие заходили в интернет и узнавали, что такое лагом.

На создание мурала у художника ушла неделя и около 100 литров краски. Для того, чтобы реализовать проект, Александру пришлось отучиться на специальных курсах и получить документ, разрешающий работать на высоте. Технически картина создается так. Сначала художник придумывает эскиз, соответствующей концепции. Затем утверждает с застройщиком окончательный макет, который еще глубже прорабатывает контекст идеи. После этого наступает этап нанесения самого мурала.
— Жители «Швеции» заселились в дом год назад, а потому они с нетерпением ждали, когда я закончу работу. Пока я рисовал, подбадривали, задавали много вопросов. Однажды я спустился с высоты и обнаружил между банок с краской шоколадку с запиской «Спасибо, что делаете эту красоту для нас». Приятно, — улыбается Александр.

Мурал привнес не только дополнительную ценность самому дому, но и активизировал в жителях чувство ответственности. Теперь они думают, как сберечь картину, чтобы она радовала глаз как можно дольше.

— Появление квартала с муралами, особенно в новых районах города, разбавляет индустриальную среду, наполняет смыслами урбанистический мир. Это круто. Стрит-арт появляется там, где люди хотят о чём-то сказать, сделать ярче. В любом случае, они начинают обсуждать изображения, гуглить, интерпретировать, — считает и.о. директора Ульяновского Художественного музея, один из главных экспертов региона по современному искусству Анна Маркеш Карварлейру. — Стрит-арт уже давно — область современного искусства с признанными классиками. Это Таки 183, Баския, Бэнкси, Захватчик. Поэтому квартал «Европа» с муралами определённо привлекает внимание. Сейчас век соцсетей, Инстаграма, Тик-Тока, а тут появилась такая площадка для фото и видео. Думаю, здесь можно было бы проводить фестивали уличного искусства, паблик-арта.

«Европа» имеет все шансы стать интересным, креативным, полным смыслов и разнообразных событий пространством. В этом уверен руководитель дирекции социальных инноваций в сфере культуры и креативных индустрий Фонда «Ульяновск – культурная столица» Кирилл Валов. В Фонде создают схожую историю — проводят стрит-арт-фестиваль «Контур», участники которого расписывают граффити различные объекты, причем, не только в областном центре, но и в сельских населенных пунктах. И таким образом «освежают» территорию.

— Подобные проекты делают территорию еще более комфортной для проживания. По сути, в квартале появились произведения искусства, радующие жителей. Ульяновск от этого становится только лучше. Это хороший социальный эффект, — считает Кирилл. — В нашем городе проектов такого масштаба нет, для нас это явление уникальное, позитивное, востребованное. Мне кажется, «Европа» становится новым центром притяжения для горожан, которые могут здесь погрузиться в особую атмосферу. Благодаря таким микрорайонам Ульяновск меняется кардинально. Люди стремятся к красоте, ценят её, она становится все более востребованной, что очень радует.

Фото: Виктория Чернышова, Константин Лифановский