С буллингом сталкивается каждый третий ребенок, каждый десятый молчит о своей проблеме. Такие цифры озвучили в конце прошлого года по итогам исследования, в котором приняли 5,5 тысяч человек. Травля может быть психологической, физической, сексуальный, в киперпространстве, со стороны сверстников и учителей. Среди признаков, что у вашего ребенка возникли проблемы, – замкнутость, резкое нежелание посещать школу, избегание коллектива, изменения в успеваемости. Врач-психиатр Ульяновской областной психиатрической больницы им.Копосова Михаил Шевалдов считает, что сейчас подростки стали более осознанными по отношению к ментальному здоровью: проявляют инициативу и сами приводят родителей на прием к психологу или психотерапевту, так как зачастую последние обесценивают масштаб проблем детей. В интервью с врачом мы попытались раскрыть, по каким признакам можно определить, что ребенка травят, поговорили о границах детско-взрослых отношений и кто должен решать возникший конфликт.
Вы работаете преимущественно с детским населением. С какими вопросами к вам сейчас обращаются? – Родители детей дошкольного возраста обращаются по вопросам гиперактивности, что он хулиганит, отстает в психоречевом развитии. Школьники обращаются с тем же самым: трудно учиться, хулиганит. И уже с подросткового возраста начинаются обращения, связанные с тревогой, депрессией и буллингом. Кто инициатор обращений – сами подростки, родители или запрос идет от образовательных учреждений? – В каждом случае по-разному. Но сейчас такая тенденция, что дети сами ведут родителей на приём к врачу. Потому что родители сопротивляются: считают проблему несерьёзной, что корни находятся в лени, в нежелании учиться или в подростковом переходном возрасте. Конечно, в ряде случаев это так, но лучше прийти с ребёнком и удостовериться в том, что всё хорошо, или наоборот подтвердить наличие проблемы. С чем вы связываете сознательность подростков? – На мой взгляд, это связано с распространением информации. Смена мышления, смена менталитета. Раньше психиатрия была закрытой темой, сейчас она становится модной и актуальной. Если у тебя есть проблемы, то их нужно решить, пройти лечение или терапию. Люди начинают относиться сознательно к своему ментальному здоровью. Т.е. новое поколение в этом плане перерастает своих родителей, перерастает их страхи. Про буллинг школьников: с чьей стороны чаще идет травля: сверстников, учителей, родителей? – Чаще со стороны сверстников. Если говорить про учителей, то либо у ребёнка раньше был конфликт с этим учителем, либо у родителей был конфликт с педагогом и теперь преподаватель отыгрывается на ребёнке. В моей практике был случай, когда у ребёнка с освобождением по физкультуре по состоянию здоровья теряли справки и заставляли его бегать, заниматься, несмотря на просьбы классного руководителя и родителей. Это конфликт. Буллинг же – это травля, которая идёт со стороны одноклассников или сверстников. Многие считают, что это новое понятие, новое слово, но, на мой взгляд, это тянется с тех времён, когда человечество объединилось в группы, и тот, кто сильнее, подавлял слабого. По каким признакам, в основном, травят? – Моя практика и практика моих коллег показывает, что если ребёнок не понравился коллективу или какому-то зачинщику-хулигану, то повод найдётся. Бывает, травят от того, что ребенок из несостоятельной семьи или из семьи мажоров, не вписывается в компанию, из-за плохих оценок или что тянет весь класс назад. Травят отличников, которые якобы выпендриваются. Буллинг бывает везде: и в обычных школах, и в частных учреждениях. Но вопрос в том, что не всегда проблема выходит за стены класса, потому что школа продолжает дорожить своей репутацией несмотря ни на что. Дети сначала пытаются решить эту проблему самостоятельно, пытаются её пережить, справиться не столько с обидчиком, сколько со своими эмоциями, со своим отношением к ситуации. И потом, когда не получается, привлекается учитель, либо родители замечают, что ребёнок очень сильно изменился. У меня был случай, когда ко мне пришли на приём по рекомендации учителя: парень-отличник, занимающийся единоборствами, внезапно начал прогуливать школу и получать двойки. Думали, что связался с плохой компанией или влюбился. Оказалось, что в его школу перешли ребята из другой школы, откуда их, так сказать, “попросили” уйти. И вот они выбрали его объектом. Я его спрашиваю, почему не можешь дать сдачи? Ответил, что тренер запретил использовать приёмы. Получается, что ребёнок хорошо учится, может за себя постоять, у него хорошая семья, но он впадает в такое беспомощное состояние и это становится заметно только по его успеваемости. Какие изменения в поведении, характере указывают, что ребенка могут травить? – Снижение успеваемости, беспричинные прогулы школы, враньё, настороженность при общении со сверстниками. Это может быть избегание совместных школьных мероприятий, каких-то экскурсионных поездок, классных часов. Может после школы ребёнок приходит подавленный или не хочет идти с утра в школу, или идёт туда через силу. Это основное. Если говорить про продолжение, то, естественно, это синяки, ссадины, повреждения. Многие считают, что буллинг распространен среди мальчиков, про побить слабого. Но и девичья компании не отстаёт от них. Буллинг бывает психологический, физический, сексуальный, может быть кибер-буллинг. Трудность психологического в том, что учителю или родителю трудно ему противостоять: с одной стороны, не делается ничего противозаконного – хулиганство типа спрятанного портфеля ли порванной тетрадки. Это неприятно, но ничего серьёзного. И этим пользуются – толкнули, подножку поставили. Кибербуллинг – это когда от лица жертвы создаются фейковые страницы с компрометирующей информацией, вступление в опасные группы и приглашение в них от лица жертвы других людей, введение в заблуждение знакомых. Даже если получится прекратить буллинг в школе, на глазах учителей, то он может продолжаться и за ее пределами. Универсального совета для родителей нет. Нужно слушать своего ребёнка, общаться с ним, узнавать, что его интересует, какие у него эмоции, что его беспокоит. Как выстроить доверительные отношения с ребёнком? Где те границы, за которые родителю выходить не стоит Доверительные отношения нужно выстраивать с самого начала, когда ребенок ещё маленький, со времени детсада. Не нужно ругать ребёнка, если он похулиганил, потому что ругань закрывает человека, он начинает бояться рассказывать. Бывает, ребёнок хвалится своими новыми достижениями, незначительными для взрослого, но для него это открытие или новый этап в жизни, а родители говорят “ну и ладно”. Ребёнок может поделиться чем-то, чтобы его похвалили, а его обесценили, сказали, что сделал как все или даже хуже. И тогда ребёнок перестаёт доверять. Но если доверия нет, не нужно агрессивно выпытывать, что с ребёнком произошло, лезть в его соцсети, переписки, дневники. Родители имеют право знать, с кем и о чём общается их ребёнок. С точки зрения закона, даже читать его соцсети. Но использование этого практически всегда приводит к конфликту в семье, снижению авторитета родителя и появлению недоверия к нему. Ребёнок ещё лучше учится хитрить и скрывать. Сегодняшние соцсети – это прямое продолжение дневников, анкеток, и, к сожалению, дружеских посиделок во дворе. Тут родитель должен вспомнить, что он сам писал, чем делился и о чем говорил с друзьями. Каждый что-то, да утаивал от родителей. Многие родители говорят, что в их время интернета не было, или что всё это глупость и ребёнок перерастёт. Но раньше не было всего на виду. Если какой-то инцидент случался в школе, об этом знали только в школе или в классе. И это заблуждение, что современные дети стали хуже, стали более жестокими. Нет, это было всегда. Ещё в советской литературе описывалось, как класс кто-то бойкотировал, но там это по-другому преподносилось, потому что в художественном произведении добро всегда побеждало зло. Уверенность в себе, статус ребёнка повысят и его участие во взрослых делах. Эта уверенность потом является одним из оснований здоров личности. Если ребёнок оглядывается на то, что делают и говорят о нем другие, буллинг будет продолжаться. И многие психологи и психотерапевты на первый этап ставят именно повышение самооценки ребёнка в семье и школе. Если ребёнок поймёт, в чем он силён, свою ценность, он будет и по-другому вести себя Если возникает конфликт между учеником и учителем, кто должен его решать? Разговаривать с ребёнком, разговаривать лично с учителем или сразу идти к директору? – Сначала нужно узнать причину конфликта. В первую очередь, выслушать ребёнка: действительно ли учитель был несправедлив и почему он так поступил? Может ребёнок себя плохо вёл или не выполнил домашнее задание. Если здесь все в порядке, нужно идти к самому учителю или классному руководителю и спокойно объяснить ситуацию. Иногда даже этого бывает достаточно. И обязательно объяснить ребёнку, что несмотря на плохую оценку в семье его любят и уважают его мнение. Потому что главное для ребенка – любовь и поддержка. И если он этого не получит от родителей, ещё сильнее замкнется. Когда к вам приходят на приём, вы работаете с ребёнком или с родителями? – Психиатр лечит медикаментозно. Мы можем назначить противотревожный препарат, антидепрессант. Но в полной мере мы не можем проработать эту проблему, не можем провести сеанс психотерапии и повысить самооценку ребёнка. Психиатр назначает медикаментозное лечение и лечит патологию психологического состояния. Психотерапевт беседует, выявляет проблемы в поведении и их корректирует. Психолог оценивает текущее состояние ребёнка, узнаёт его черты. И если все три специалиста работают вместе, то это очень хорошо. Как правило, лечение начинают с психолога. Но бывает и наоборот: к нам приходят и я понимаю, что ничем не могу помочь, выписываю препараты, чтобы снизить эмоциональное напряжение и направляю к психологу или психотерапевту. Прислушиваются ли ваши пациенты к рекомендации обратиться к психологу? Зависит от того, как родитель относится к своему ребёнку, доверяет ли ему, от того, как относится к рекомендациям врача, будет ли их выполнять. Был случай, когда пришла девочка, которая думала, что на карантинном дистанте будет учиться полегче. Действительно, есть такая статистика о снижении обращений в период дистанционного обучения, когда детям становится комфортнее вне среды одноклассников. И сейчас они снова надеялись на карантин, но пришли в школу и их снова встречают обидчики или тот учитель, с которым у него конфликт, и тревога возобновляется. За первую неделю сентября ко мне обратились 5-7 человек. Как вообще сказалось дистанционное образование на детях? – Сложный вопрос. На тех, кто хотел учиться, никак не сказалось. Тем, кто учился средне или плохо, стало ещё сложнее из-за отсутствия мотивации: нет учителя рядом, нет фиксированного расписания, можно списать. В прошлом году я был на кафедре в университете и заметил по студентам, что все пытаются обхитрить, но в итоге обманывают сами себя. Если к вам обращается ребёнок и вы видите, что у него дома сложная ситуация, привлекаете какие-то службы? – В моей практике такого не было. У меня был случай, когда обращался подросток в состоянии, требующем лечения. Но вместо лечения родители забрали карманные деньги и заложили телефон ребёнка ради алкоголя. Вы писали, что к вам приходят с запросами “на таблетки от воровства, лени, онанизма”, это о чём? К нам обращаются, не всегда понимая, чем занимается психиатр. Да, мы можем вылечить какое-то расстройство, можем вылечить патологию, но мы не можем вылечить всё. То есть иногда к нам приходят с запросами, например: “мой ребёнок состоит в группировке”, “мой ребёнок крадёт из магазина”, или “мой ребёнок смотрит неприличные видео и делает неприличные дела”. В таких случаях остаётся только объяснить, что эти проблемы нужно решать внутри семьи. Чтобы менять поведение ребёнка, родителям нужно заниматься воспитанием, работать с психологом. И нужно понимать, что для ребёнка существует собственный опыт, он узнаёт своё тело, узнаёт про противоположный пол. Не нужно зацикливать на этом внимание или высмеивать. Вы контролируете, что происходит с пациентом после приёма? – Не всегда. Это зависит от того, с какой проблемой обратился человек, заинтересован ли он, находится ли в опасном состоянии. Для справки: Программа «Травли.Net» фонда «Журавлик» и компания «Где мои дети» провели совместное исследование о буллинге в российских школах в 2021 году. Опрос провели в мае 2021 года среди более 4 тысяч человек в возрасте 30-45 лет. Организаторы исследования хотели узнать, какой получится картина школьного буллинга в российском обществе, как связано прошлое родителей и настоящее их детей и какие практики школы помогают справляться с травлей. Исследование показало, что более 30% опрошенных родителей сталкивались с травлей в школе. Ситуация с травлей меняется к лучшему, но довольно медленно. Родители, встречавшиеся с травлей в школьные годы, выбирают наиболее активную позицию в решении проблемы со своими детьми. Почти 10% родителей и вовсе считают, что травлю провоцируют школьные учителя, иногда в «воспитательных целях».
Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Угу
Ну вот объясните мне, почему негатив (“в школе”) в заголовок о буллинге нужно вынести в день учителя? Автора обижали в школе? Или о журналистской этике не рассказали?
автор
тема интересная и важная. почему вы решили,что в этой статье негатив направлен в сторону учителя?
Не,
давайте заметать сор под коврик и делать вид, что нету ничего такого. Особенно пока травят не вас и не вашего ребенка.
Как вы думаете, есть буллинг в системе управления образования?
Со стороны высших?
Ага
Роль школы в травле вообще никакая, причем всегда! Правильно сказал психиатр, что дорожат репутацией. Хотя я бы немного подправил – боятся проблем как для школы, так и для директора. В школе все и всё знают про всех, но… Можно же просто не замечать и все.
п
Современная российская школа – да что там говорить, большая часть всего педагогического процесса в среднем образовании – это одна большая, давно устаревшая махина. Школу ненавидят большая часть учеников и учителей – это просто факт. И все это знают, а если говорят обратное, то нагло лицемерят.
Давно уже всё это надо менять, использовать индивидуальный подход, цифровые технологии, а не сгонять вместе в одно стадо детей, которых никто не проверял, подходят ли они для совместной учебы.
Эх… Всё это пустые слова – еще десятилетия страдать будут и психику ломать друг другу.
Не знаю
Как врача, но как человек замечательный!!! Спасибо за хороший материал
Трусы Навального
Школа – это смерть. Она прививает беспомощность, унижает достоинство и толкает подростков на суицид. В голове не укладывается, как нужно ненавидеть своего ребёнка, чтобы бросать его на растерзание государству.
Нищеброд
Где ж вы, были в 50-х, 60-х, 70-х, 80-х, 90-х и 00-х, что изменилось, то?)))