Глава Ульяновской области Алексей Русских инициировал подписание соглашений между работодателями и профильными региональными министерствами о поэтапном повышении зарплат работникам. Все это уже было, говорят эксперты. Не помешает, но и ситуацию не изменит. Для реальных сдвигов нужна перезагрузка экономики.

Росчерком пера

Ульяновская область — бедный регион, занимающий 70-е место по реальным доходам населения. Если брать за точку отсчета уровень 2014 года, то реальные доходы жителей упали примерно на четверть, или вдвое больше, чем в среднем по стране. Об этом, находясь еще в ранге врио, Алексей Русских доложил президенту России Владимиру Путину на августовской встрече в Кремле:

—Очень низкие доходы населения. В среднем 24 300 рублей. Конечно, это очень мало. Уровень зарплат практически один из самых низких в Приволжском федеральном округе, да и в целом по России. Здесь также мы наметили план работы, как мы будем эту проблему решать и уже приступили к делу.

В ответ президент посоветовал создавать новые рабочие места, «высокооплачиваемые, хорошо оплачиваемые, новые производства открывать, обеспечить инвестиции в основной капитал, привлекать частных инвесторов».

Естественно, Алексей Русских не был против. И вот в сентябре пошла «системная работа». Высокооплачиваемых рабочих мест по-быстрому создать не удалось. Кардинально нарастить инвестиции тоже. Зашли с другого конца, обозначив амбициозную задачу — довести средний уровень оплаты труда в Ульяновской области до средней по стране По данным Росстата, в июне 2021 года она достигла 58,8 тысячи рублей. Как дотянуться до такой планки? А договориться с работодателем. Разработали текст соглашения, и процесс пошёл.

Взяли на себя

В числе первых подписавших соглашение предприятий — областная типография «Печатный двор» и недавно открытая белорусская фабрика игрушек ООО «Полесье ДГ». Первая обязалась повысить зарплату работникам до конца года на 10 процентов, вторая—«снижать разницу между средней заработной платой наиболее оплачиваемых и наименее оплачиваемых групп работников, а также ежегодно индексировать заработную плату на уровень, превышающий показатель инфляции».

Учредили комиссию под председательством вице-губернатора Игоря Эделя. Глава регионального Минсельхоза сообщил о 58 контрактах с предприятиями АПК. В одном только Радищевском районе подписано более 30 соглашений. Аграрии собрались поднять до конца года зарплату работникам в среднем на 7—10 процентов. Минприроды и лесопромышленные предприятия двух районов подготовили трехлетние соглашения о поэтапном повышении зарплаты с ежегодной индексацией на 7 процентов. Минэкономразвития подписало 23 документа с промпредприятиями, гостиницами и грузоперевозчиками. А Минфин обсудил с банками и страховыми компаниями планы повышения жалованья офисным работникам.

Достали из архивов

А если подписавшие не смогут выполнить высокие обязательства? В региональном Минэкономразвития нам сообщили, что санкций за неисполнение соглашения не предусмотрено. Но если что, на работодателя «будет оказываться воздействие в рамках действующего законодательства».
—Подписание подобных соглашений в нашей области началось примерно 20 лет назад, — вспоминает профессор, заведующий кафедрой экономического анализа и государственного управления Ульяновского госуниверситета доктор экономических наук Анатолий Лапин — Действующее федеральное законодательство обязывает работодателя выплачивать зарплату выше минимального размера оплаты труда. Все остальное — его добрая воля, и он может в любой момент, грубо говоря, выйти из этого соглашения.

По мнению экономиста, такие договоренности «ничего плохого не вносят». Но, как показывает практика, и особого влияния на динамику заработной платы не оказывают. Ее определяет состояние рынка труда. То есть спрос и предложение, производительность труда, динамика цен — сочетание многих факторов. Это, как отметил Анатолий Лапин, «долгоиграющая проблема, с которой сталкивались все губернаторы».

Не та «наживка»

Регион действительно отличается низким уровнем зарплат. Это, как ни странно, и есть наше инвестиционное преимущество. Инвесторы сюда приходят не для того, чтобы повышать жалованье работникам, а как раз для того, чтобы воспользоваться низкой заработной платой на местном рынке труда. Но даже и эта «наживка» не работает.

За последние восемь лет рост инвестиций в экономику Ульяновской области фиксировался Росстатом только в 2017 году. Все остальные годы наблюдался спад.

—Предположим, я инвестор. Зачем мне входить в Ульяновскую область, в которой сокращается количество потребителей потому, что население редеет и стареет. Остаются пенсионеры с минимальным набором, сверх которого ничего покупать не будут. Вдобавок семь лет подряд падают реальные доходы. Здесь рынок сжимается, — рассуждает доктор экономических наук.

Входить сюда, по словам преподавателя УлГУ, имеет смысл, если инвестору предоставить уникальные преференции. Такая политика проводилась сразу после 2005 года, она дала свои плоды, регион поднялся по этому показателю до 3 8-го места, но потом неумолимо откатился к аутсайдерам. Кстати, по инвестициям в основной капитал на душу населения регион находится на 70-м месте из 85 субъектов Федерации.
По словам экономиста, необходима масштабная перезагрузка региональной экономической инвестиционной политики, выстраивание на новых принципах отношений и с федеральным центром, и с предполагаемыми инвесторами, и с компаниями, давно работающими на территории региона.
От себя добавим, что аппарату, видимо, не до масштабных перезагрузок. Он занят еженедельными отчетами о выполнении соглашений с работодателями. В которых нет ничего плохого, но и пользы — так, самая малость.

P.S.
Ни в одном официальном сообщении не говорится о профсоюзах, хотя их прямая обязанность — требовать у работодателя достойную зарплату работникам.