Губернаторский инженерный лицей N 102 – красивое современное здание в ульяновском “новом городе” – жилом массиве, примыкающем к заводу АО “Авиастар-СП”.
Это авиапредприятие входит в Дивизион транспортной авиации ОАК в составе госкорпорации “Ростех” и производит глубокомодернизированные “грузовики” Ил-76МД-90А.
А новый лицей – ступенька к инженерной специальности, в том числе и в авиастроении. С сентября 2021 года на его базе в рамках нацпроекта “Образование” открыли детский технопарк “Кванториум”. Занятия с ребятами здесь будут проводить и сотрудники авиазавода.
“Кванториум” состоит из четырех “квантов”, – рассказала “РГ” руководитель “Кванториума” Ирина Астраханцева. – В “Энерджи-квантуме” дети знакомятся со всем, что касается источников альтернативной энергии. “Аэроквантум” курирует “Авиастар”, именно здесь школьников ориентируют на авиастроение. Есть еще “Робоквантум” и “Хайтек-квантум”.
Для визита в “Кванториум” выбираю время занятий в “Аэроквантуме”, в котором ребята осваивают беспилотники. Крохотные вертолетики-дроны постоянно живут в компактной клетке. Иначе разлетятся по классу. Непростое это дело, управлять беспилотниками.
Вот ученики расселись вокруг этого сетчатого “ангара” с пультами, похожими на рожицу мультяшного космического робота. Первые попытки поднять аппараты в воздух не слишком удачны. Но после нескольких попыток участники “Аэроквантума” вполне прилично осваивают кнопки и рычажки на пультах. И квадрокоптеры уже летают по клетке как положено.
“Вообще-то я планировал вплотную заняться 3D-моделированием, – рассказывает семиклассник Андрей. – Но тут появился “Аэроквантум”, я решил записаться. Потом понял, что это не менее круто. Возможно, в будущем свяжу свою жизнь с профессией конструктора. Буду моделировать беспилотники”.
Пока в “Аэроквантуме” один преподаватель – Руслан Мифтахов, он учительствует и в авиационном колледже. А еще Руслан – участник программы WorldSkills. В 2020 году его воспитанник выиграл номинацию по управлению квадрокоптерами. Так что опыт расправлять крылья юным у него хороший.
В октябре к Руслану присоединится еще один наставник – Валерий Куприенко. “В прошлом я – ведущий инженер “Волга-Днепр”, – рассказал он. – Специализировался на электронных авиационных системах. Проработал там 25 лет. В прошлом году меня пригласили в авиационный колледж. Я занялся моделированием, собрал несколько дронов”.
Через интерес к малой, беспилотной авиации неминуемо придет интерес и к авиации большой. Во всяком случае, на выпускников “Кванториума” здесь серьезные виды.
“В новую образовательную структуру будут закладываться не только базовые знания о самолетостроении, но и формироваться сознание будущих авиастроителей, – считает заместитель директора по персоналу АО “Авиастар-СП” Вадим Шестакевич. – Самолеты делаются для людей. Сегодня стоят большие задачи по строительству современных воздушных судов. Под реализацию производственных программ ведется прием новых работников. Поэтому на смену старшему поколению необходимо заблаговременно готовить молодые кадры”.
Спасибо , не надо
Посадить зрение, заработать горб и потом работать за 50 тыс. на благо родного города
Директор
Размечтались! За 20 тыс. работать будете! А Михайлов в свое время сказал, что хорошему рабочему конструкторы и технологи вообще не нужны!
Вы действующих нормальных
Удержите. Нахрена набирать, готовит людей, если ЗП копеечная. Будет нормальная заработная плата- народ сам прибежит,и учится сам будет… Если такие должности по блату не займут … А так в России все эти учебы, которые идут через государство – похоже на освоение денег и КПД от них очень маленький…
Wladimir Voronin
«Отец» «Руслана» – Виктор Толмачев в 2012-ом:
“- Виктор Ильич, а как оцениваете ситуацию с кадрами? Здесь тоже все так плохо?
– И кадры разбазарили, – продолжает Толмачев. – А новых поколений нет, потому что им неоткуда браться. В советское время была система. Мы, мальчишки, мечтали о небе. Да, это было время Туполевых, Антоновых, было много клубов ДОСААФ, авиамодельных кружков, интерес у пацанов растили. Я в пятом классе пошел в Дом пионеров в авиамодельный кружок и когда закончил школу у меня не было вопросов с будущей профессией.
Вы только задумайтесь: за эти 20 с небольшим лет мы потеряли примерно 4 поколения специалистов в области авиастроения (!). В середине 80-х на «Авиастаре» в год выпускалось по 6 «Русланов», здесь работало 40 тысяч человек, а только в управлении главного конструктора на заводе было 500 (!!!) конструкторов! И каждый из них, как и я в свое время, сначала чертил кронштейник, потом крышку люка, потом кусок панели, потом хвостовую или носовую часть, и примерно к 35-40 годам специалист набирался опыта. Антонов предложил вести мне тему «Руслана», когда мне было 38 лет. Сказал: «Виктор Ильич, вы начинали – вы и продолжайте. Давайте, становитесь ведущим конструктором по этой теме».
Сегодня мы, конструкторы советского поколения, уходим. Нам уже по 80 лет. Вы что, хотите, чтобы мы, 80-летние, двигали вперед науку и авиацию? Такого не бывает. А нового поколения нет, все эти 20 лет авиакомплексы стояли без работы, выполняя только ремонты”
Односельчанин
Согласен с каждым словом… Дополнительно могу скзать, что мальчишки не идут в авиамодельные кружки сейчас, да и кружков этих нет, а значит потеряем уже на 4 поколения специалистов, а 6-8… А государство в этом плане даже не чешется. Так-что безнадёга полная.
Неугомонный Дед Соколов
У ЦДТТ 1 был кордодром в Новом Городе. Территорию продали. Авиамоделизм начинался с кордёшек.
ЗАпутинцу
да толмачёв либераст и агент госдееепа!
статейка проплаааченная!
и ваще,видали какой госдолг у “ненависных ШША”?
гейропа так ваще загнивает!
Владимир II
Когда читаешь статейки про местную «авиацию», появляется стойкое ощущение «шариков фонариков». Видимо этим кренделем пропиталось все и навсегда. Кванториумы/скилзы всякие – детям мозг мусором заваливают по самое не хочу. Что на самом деле? Да, есть авиационный колледж. Правильно что не назвали «училищем». Ибо производит оное заведение специалистов категории «беда». Заполучив их в организацию, связанную с самолётами, их приходится много и долго учить, практически заново, прежде чем пустить на самолёт.
Односельчанин
Как сказал один бывший конструктор советского вооружения, побывавший на выставке “Армия-2021” и посетивший выставку беспилотников – “Такое ощущение, что попал в авиамодельный кружок, а не на выставку изделий вооружения промышленного изготовления”.
Только дураки тратяться на итр
Вумные берут машинокомплекты с алибабы.
Там уже и самолеты есть)))
папа на работе
на заводе 30 лет ничего не конструируют и никогда не будут,поэтому постройте второй нано центр лучше,и заложите фундамент для третьего
итоги
это же надо,в хлам все разбомбить ,а потом начать все с кадров в школе,поздно пить боржоми процесс деградации уже не обратим ,только выписывать кадры из за границы как в 30х годах
Только начинайте с руководства
С первого лица
Односельчанин
Из-за границы надо платить как за границей.Да и кто к нам поедет. Наше руководство уже весь мир знает, с их “правилами игры”.
Неугомонный Дед Соколов
BИ вы хотите обойтись без станочников? Могу поделиться опытом, благо, что станочник V разряда (промышленный СО2 лазер). https://www.youtube.com/watch?v=A5WLa0YGQu8