«Излюбленной схеме строительных мошенников — продаже домов на условиях «долевого строительства» — необходимо положить конец…
Лишь после строительства фундамента можно было бы начинать продажу на сумму, не превышающую стоимость осуществленного строительства».
(Глава стройкомплекса Москвы Владимир Ресин. 2003 год).
***
Жан Миндубаев.
Жилье и жулье.
(Продолжение темы)
Суждение о проблеме так называемого «Долевого строительства жилья», которую почти двадцать лет назад поднимал бывший мэр Москвы – а ныне депутат Госдумы Владимир Ресин вы уже прочитали.…
Изменилась ли ситуация с обманом дольщиков за минувшие годы?
У меня на сей счет нет статистических данных… Поэтому буду опираться на суждения сегодняшних представителей власти.
И вот что они говорили два-три дня тому назад….
Итак:
Исполняющий обязанности главы правительства Ульяновской области Андрей Тюрин:
«…- До конца 2023 года все дома должны сдать, сказал президент. Что сделать, чтобы люди быстрее получили квартиры?
Нам дали почти три миллиарда, но за этот год — ни копейки не потратили.
Каждую неделю проводим совещания, ругаемся, применяем ненормативную лексику…
Это какой-то тупик. Все без исключения по два раза минимум сорвали сроки обследований, инженерных изысканий. По семи объектам заключены договора на достройку, уже можем начать хоть какую-то работу – вагончик и заборы поставить. Но ни одного кирпича за сезон не положено…».
Губернатор Русских:
«…По каждому дому приглашать подрядчиков и принимать по ним решения. Если недееспособны, будем разрывать отношения. Пришли пустые компании потренироваться.
У нас здесь не поле для строительных экспериментов”.
На очередном совещании «на самом высоком уровне» рассмотрели и достройку домов компании “Запад”: В жилье обманутых дольщиков уже направили около миллиарда бюджетных рублей.
Обращаясь к присутствовавшему застройщику Наилю Алимову, глава региона “не увидел в глазах у собственника какой-то ответственности»…
— М-м,да-а…- подумалось мне. — Годы идут — а людей все еще продолжают мурыжить…
Так подумалось мне потому что я вспомнил свое интервью пятнадцатилетней давности с Б. И. Зотовым — он тогда возглавлял ЗСО Ульяновской области.
Приведу этот текст полностью, без изъятий — дабы вся «красота картины» с дольщиками и застройщиками видна была…
Итак, полное интервью того времени собкора журнала «Российская Федерация сегодня» Ж.Миндубаева с председателем ЗСО Ульяновской области Б.Зотовым.
«Как много лет прошло — но мало что менялось…»
Или: «Как мало пройдено дорог — как много сделано ошибок».
Ошибок или целенаправленного мошенничества? — вот вопрос.
***
Интервью пятнадцатилетней давности было опубликовано в журнале «РФ сегодня»…
— То ли климат повинен, то ли менталитет у нас такой: живем-живем — и вдруг как черт из табакерки выскакивает очередная проблема… В данный момент — так называемые «обманутые дольщики». Вдруг выясняется, что тысячи россиян «решивших за свои собственные деньги обзавестись квартирами, не могут этого сделать, ибо оказались жертвами аферистов, либо вообще не строящих жилья — либо перепродающих уже построенное в третьи-пятые руки… И снова митинги и пикеты, снова претензии к властям, снова массовое возмущение: куда власть смотрит?
А действительно: куда? И почему такое массовое надувательство граждан стало возможным — Борис Иванович, тема «жилье и жулье» крайне актуальна ныне во всей России. Говорят, в тридцати пяти российских регионах насчитывается уже более восьмидесяти тысяч обманутых граждан, мечтавших обзавестись жильем за счет своих средств — но обретши лишь горечь утрат и нервотрепку.
Миновала ли сия беда Ульяновскую область?
— Если бы! У нас тоже без мошенников не обошлось. Так, например, некто гендиректор одной из строительных кампаний, умудрился облапошить несколько сот так называемых «дольщиков» — то есть соинвесторов сооружения жилья. Этот оборотистый предприниматель умудрялся продавать построенные квартиры по два-три раза. И таким образом — по утверждению дольщиков — сумел присвоить сотни миллионов чужих денег. Люди, естественно, возмущены; требуют наказать виновного и вернуть потраченные деньги…
— Это они недавно пикетировали у здания законодательного собрания? И региональные власти вроде вы даже пообещали посодействовать пострадавшим? Как я слышал, даже принят региональный закон о мерах материальной поддержки обманутых дольщиков?
— Да, такое было — но не совсем в такой интерпретации. Я еще вернусь к этому… Сейчас же я хотел бы сказать об ином — а именно: почему вообще стало возможным такое масштабное, в пределах всей России надувательство граждан, соучаствующих в строительстве жилья?
— А действительно — почему? Почему разгулялись так нагло наши «стройриэлторы»? Почему власть не смогла вовремя пресечь это безобразие?
— А разве только это? Разве в течение нескольких лет не существовали пресловутые «пирамиды» господ Мавроди и «Властилин»? Ведь то, что происходит сейчас с дольщиками — это тот же самый процесс так называемых «гражданских правоотношении». Граждане заключают — отметьте! — совершенно добровольно различного рода договора с хозяйствующими или иными субъектами, затем возникают разного рода недоразумения, обман и тому подобное — и требуется уже вмешательство правоохранительных органов и органов власти… А власть — в первую голову федеральная отстраняется от контроля и надзора до тех пор, пока ситуация уже не нагревается до пикетов и митингов, до массового возмущения граждан…
Квартирные аферы — из этой же категории. И только по причине чисто технологической (строительство — дело долгое, от начала сбора денег до момента раздачи ключей от квартир проходит не один год) проблема обострилась именно сейчас. И количество дольщиков тоже резко увеличилась именно в последние пять-шесть лет: тогда, когда у населения появились некоторые сбережения. И они решили вложить их в строительство жилья…
— Но обман-то почему стал возможен?
— Повторюсь: потому, что государство фактически не контролировало процесс так называемых гражданских правоотношений. Не существовало практически никакого органа, который бы регистрировал сделки по жилью, требовал отчетность по ходу строительства. Контролировал целесообразность расходования средств — и так далее. Короче, и финансовые и строительные пирамидочники «брали суверинитета столько, сколько могли проглотить» — помните такое крылатое выражение? Не существовало федерального закона о регистрации и контроле сооружения жилья. Вот потому и резвились аферисты на строительном рынке. Подчеркну: как и все прочие аферисты… И лишь в декабре 2004 года был принят федеральный закон номер 214, который должен был ввести в некие рамки сферу чacтного жилстроительства…
— И что он гласит?
— Статья двадцать третья этого закона определяет характер государственного регулирования, контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов. Она гласит, что вышеназванные действия осуществляются «уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».
— И кто назначен этим «органом»?
— Сначала поручили эту функцию федеральной служке по финансовым рынкам. Затем переиграли — как у нас водится: внесли изменения в закон, который еще и не начал работать в полную меру. Видимо поняв, что финансовые рынки — это несколько иной профиль, нежели строительство, поручили функции контроля федеральным департаментам по регистрации недвижимости… А с первого января 2007 года контроль и надзор в области долевого строительства уже возлагается на исполнительную власть субъектов РФ…
— Так теперь все в порядке? Заплатил денежки, вошел в долю — квартиру получишь наверняка?
— Да нет, конечно! Во-первых, все эти дополнения и изменения в законодательстве по вполне понятным причинам до сих пор не позволяют наладить действенный контроль за аферистами на строительном рынке. Какой орган будет старательно и каждодневно преследовать мошейников, если эта функция то и дело передается из одних рук в другие? Сегодня этим должны заниматься федералы — а завтра, как я уже сказал, региональные власти. Так у них даже и органа такого пока нет!
Во-вторых: аферисты совершенствуют свое мастерство. В последнее время договора с желающими обзавестись жильем уже заключаются не как договор заказа и подряда — а как соглашение «о соинвестировании». Тут для мошенников полный рай! Денег не хватило, прогорели, обанкротились, строительство подорожало, разорились — так ведь совместно же! И какая тут есть гарантия получения квартиры?
Короче говоря: институт исполнения договорных и долговых обязательств не был обеспечен четким и действенным правовым сопровождением. И это позволило — и позволяет — до сих пор обманывать граждан, мечтающих и желающих обзавестись приличным жильем.
— И как же теперь выть обворованным гражданам? Они же требуют от властей компенсировать их финансовые потери. Вот и Ульяновские парламентарии как бы пошли им навстречу, предлагая принять вышеупомянутый гуманный закон в пользу «квартирных погорельцев»… Деньги из областного бюджета брать будете?
— Не все так просто. Да, законопроект о помощи пострадавшим внесен в областной парламент! Нo oбретает ли он силу закона? Ведь два вопроса здесь возникают. Первый: почему именно местные бюджеты должны покрывать доверчивость одних и мошенничество других, если — как я уже сказал — именно прорехи федерального законодательства позволяли безбедно жить махинаторам и обманывать десятки тысяч людей? Не логичнее вол ожить эту тяготу на федеральный бюджет?
Второй вопрос: конституция РФ утверждает равенство всех граждан России. Тогда почему надо взять часть бюджетных средств у одних — и передать их другим? Как-то не совсем справедливо получается… Было бы куда логичнее иметь для этого специальный страховой фонд.
— А если за счет махинаторов?
— Это самое справедливое решение! Да и тут есть закавыка. Вот арестовали господина Коваленко, обобравшего дольщиков на сотни миллионов рублей. А стали правоохранители искать, что у него пустить из личного имущества на компенсацию обманутым -оказывается ничего у него нет, кроме офисного помещения… Вот так. Сейчас вот и ломаем головы вместе с областной администрацией: как быть, чем помочь пострадавшим от рук проходимца? Но ведь, честно говоря, и сами дольщики виноваты: верят любой бумажке, подписанной любым мошенником; суют голову в любую петлю, не проконсультировавшись с юристами, не разузнав до конца о грядущих возможных последствиях… Народ у нас чересчур доверчив — тоже беда…
* * *
…Вот такой получился не слишком оптимистичный разговор об одной из насущнейших проблем наших дней. А через пару дней в местной газете читаю: «еще одна афера с жильем». Сообщается, что некая фирма «Промтехрессервис» собрав денежки на строительство жилья с сорока семейств, долго мурыжила дольщиков — а потом тихо перепродала свой бизнес… Правда, на сей раз аферой занялась прокуратура области — но удастся ли вернуть деньги обманутым людям — ба-аль-шой вопрос…
И этот «вопрос» — как я понимаю, так и торчит – и на горизонте бытия, и в сердцах сотен тысяч россиян…
Ж.М.