Заработная плата и условия труда школьных педагогов оказались в центре политической повестки. В частности, представители «Единой России» уже заявили, что поддержка учителей станет приоритетной задачей партии в Госдуме VIII созыва. В регионах также говорят о необходимости перемен, а члены экспертного сообщества утверждают: в провинции школы испытывают острейший дефицит квалифицированных кадров. Подчас на работу в учебные заведения приходят лишь от безысходности.

94 % российских учителей недовольны своей зарплатой – таковы результаты недавнего опроса, проведенного образовательной компанией MAXIMUM Education.

Так, заработную плату от 25 до 50 тысяч рублей предпочли 11 % опрошенных учителей, от 50 до 75 тысяч хотели бы зарабатывать 34 % респондентов, а от 75 до 100 тысяч – 33 %. При этом лишь 18 % педагогов сообщили, что работают на одну ставку.

Большинство вынуждены брать полторы ставки, 26 % трудятся на две ставки, а 7 % опрошенных заявили, что их график составляет более двух ставок. В целом российские учителя своей зарплатой недовольны, отмечается в исследовании.

В итоге сегодня в российских регионах складывается ситуация, при которой на работу в школу идут единицы. Педагогов смущает как низкая заработная плата, так и условия труда в целом.

Отрицательный отбор в двойном размере

Ситуация в школах Поволжья оставляет желать лучшего: зачастую учебные заведения вынуждены принимать на работу далеко не самые лучшие кадры.

«Фактически сегодня мы сталкиваемся с так называемым двойным отрицательным отбором: не секрет, что подчас в педагогические вузы попадают те, кто некуда больше не смог поступить. Это первый этап пресловутого отрицательного отбора. После окончания вуза многие пытаются найти работу где угодно, но только не в школе. В итоге в школы идут те, кто не смог найти более престижную и оплачиваемую работу. Это второй этап», – пояснил руководитель общественной организации «Родительское собрание» Константин Долинин.

По его словам, многие уже перед поступлением или на первом курсе вуза знают, что после окончания университета работать учителями точно не пойдут: «Кто-то таким образом прячется от армии, кто-то пытается получить хотя бы какой-то диплом о высшем образовании. Печально, но в результате школам выбирать особо не из кого: старые кадры уходят, а вот приходящие новые оставляют желать лучшего».

Выпускница Ульяновского педуниверситета Елена подтвердила «ФедералПресс»: многие ее одногруппники «разошлись кто куда».

«Работать в школы пошли единицы, туда никто с самого начала и не рвался. Денег мало, нервотрепки полно, ответственность колоссальная. Многие так и говорили – лучше идти шмотками торговать в ТЦ, денег больше получишь в итоге», – рассказала девушка.

Перманентные перегрузки действительно являются одной из ключевых причин нежелания работать в школе, признают специалисты. По оценкам доктора экономических наук Дмитрия Назарова, для получения нормальной зарплаты педагог должен трудиться шесть дней в неделю по 6–8 уроков, после чего заниматься проверкой заданий, подготовкой, внеклассной работой. Отдельная история – общение с родителями учеников, что тоже отнимает время и нервы.

«Повышение базового тарифа на ставку действительно может решить вопрос. Но это не единственная мера. В системе образования на всех уровнях должна быть конкуренция. Почему в Москве и городах-миллионниках лучшие учителя? Потому что они борются за свои места. Значит, для повышения престижа профессии необходимо создать примерно одинаковые условия для работы учителей во всех регионах», – указал Назаров.

С ним соглашается кандидат экономических наук, доцент Финансового университета при Правительстве РФ Светлана Сазанова.

«Простая иллюстрация: оклад учителя без категории, выпускника вуза, в Подмосковье – 14,5 тысячи рублей, а в Москве – 79 тысяч рублей. В Москве проблем с кадрами в школах нет. В школу идут работать по призванию», – заявила она «ФедералПресс».

В регионах же, говорит собеседница издания, учителя вынуждены разрываться между школьными уроками и репетиторством:

«Такой расклад ненормален. Необходимо поднимать оклады учителей. И платить зарплаты всем из федерального бюджета, а не местного», – утверждает эксперт.

Ужасы системы

Впрочем, эксперты считают неправильным сводить проблему только к низким зарплатам учителей.

«Этот фактор, конечно, очень важен, но если нет уж очень больших зарплат, их можно чем-то компенсировать, например, графиком работы, условиями труда, отношением к учителю. В реальности все происходит с точностью до наоборот: при мизерной оплате создают совершенно чудовищные условия, заключающиеся в бесконечном количестве бумаг, в попытке контролировать каждый шаг учителя, в тотальном недоверии к нему, к выкручиванию ему рук всеми возможными способами», – заявил кандидат педагогических наук Леонид Эрштейн.

Он признал, что график работы подчас тоже очень тяжелый, количество учеников в классах растет, а отношение к простому учителю – «как к интеллектуальному рабу». Естественно, продолжает собеседник издания, происходит упомянутый отрицательный отбор.

«Молодежь не идет в школу вообще, а остаются не те, кто может лучше всего научить, а просто те, кто может выдержать такие условия труда. То есть не лучшие педагоги, а просто люди, которые могут приспособиться к ужасам системы», – уверен Эрштейн.

Таким образом, признают эксперты, нельзя сказать, что существует какой-то единственный способ решения проблем качества педагогических кадров. Однако практически все сходятся во мнении, что назрела необходимость в системной дебюрократизации школьного образования.

Как заявил кандидат исторических наук Сергей Шмидт, учителя должны быть освобождены от груза бессмысленной отчетности и иррациональной регламентации. По его словам, это не потребует вливания дополнительных средств в образование, а напротив, поможет сэкономить немало средств – множество чиновников федерального и регионального уровня вместе с работниками Рособрнадзора будут вынуждены искать себе другую работу.

«Если школа станет местом самореализации педагогов и перестанет быть местом исполнения бюрократических инструкций или инструментом заработка для тех, кто нигде и ни в чем себя больше не смог найти, проблемы кадров решатся сами собой в течение двух – трех лет», – заключил Шмидт.

Опрос, проведенный фондом «Общественное мнение», показал: 46 % россиян считают, что учителя сегодня работают хорошо, 31 % оценили их работу как удовлетворительную, 8 % – как плохую. 46 % респондентов убеждены, что профессия школьного учителя пользуется уважением, 45 % уверены в обратном.