По подсчетам международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, сейчас в стране исключительно на себя работает каждый пятый россиянин. За год прибавилось почти полтора миллиона неформально занятых сограждан. Как известно, в 2019 году в порядке эксперимента в четырех регионах ввели новый налоговый режим – налог на профессиональный доход (НПД). С начала 2020 года эксперимент планово расширился, а с июля того же года пандемия корона вируса эксперимент “завершила” – регистрировать самозанятых разрешили во всех субъектах федерации, и начался бурный рост.

Так, например, в Кировской области с 1 июля 2020 года по 1 июля 2021-го число самозанятых выросло в 58 раз – с почти незаметных 197 человек до вполне осязаемых 11 436. Соответственно, как сообщили на прошлой неделе на заседании Общественного совета при УФНС России по Кировской области, поступления от этой категории налогоплательщиков (облбюджет плюс ФОМС) за тот же период выросли с 1,1 до 36,9 миллиона рублей.

Однако вслед за понятными восторгами пошли разговоры о проблемах, с которыми столкнулись вышедшие из налоговой тени люди. Главные пенсии, пособия и субсидии. В Общероссийском народ ном фронте (ОНФ) проанализировали пять тысяч обращений самозанятых, поступивших с мая по август 2021 года. По словам заместителя руководителя исполкома ОНФ Арсения Беленького, самозанятых волнуют социальные гарантии, в частности начисление пенсии и правила ее формирования.

Дело в том, что самозанятым гарантирована лишь пенсия по старости, а не трудовая: она будет меньше и начнет выплачиваться на пять лет позже. Правда, можно заключить договор с Пенсионным фондом и делать добровольные взносы, отправляя платежи с банковской карты или через приложение «Мой налог». Главное, в течение года оплатить минимальный размер страхового взноса – в текущем году это 33 770 рублей. И тогда плательщику зачтется один год страхового стажа и пенсионный коэффициент в размере 1,048.

Похоже, в скором времени нужно ожидать изменений в подходах регулирования трудовых отношений.