Третий год подряд сокращаются масштабы внутренней миграции в России, выяснили эксперты Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. По их данным, в 2019 году снижение внутристрановых переселений составило 298,2 тысячи, или 6,9 процента по сравнению с предыдущим годом. В первом «коронавирусном» 2020-м их стало меньше на 520,4 тысячи.

Речь идет о так называемой долговременной миграции — переселении с регистрацией по месту жительства или пребывании на срок 9 месяцев и более. Такие внутренние мигранты учитываются в расчете населения регионов страны. Вплоть до 2018 года этот параметр только увеличивался.

Естественно, показатель 2020 года во многом связан с ограничением мобильности из-за пандемии COVID-19. По данным исследователей, такое падение было отчасти компенсировано во втором квартале текущего года, когда количество внутристрановых перемещений увеличилось на 245,5 тысячи человек.

Директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапкович рассказал «РГ», что последние несколько лет идет заметный отток сельского населения в города. Уезжают люди в возрасте от 15 до 45 лет, которые на родине не могут найти работу. Крупным агропромышленным
холдингам выгоднее набирать людей со стороны для работы вахтовым методом в активный сельскохозяйственный сезон. Местное население хочет работать постоянно и получать вознаграждение за это круглый год.

А вот из городов, даже небольших, люди уезжают менее активно, считает Остапкович. Уезжают только высококвалифицированные специалисты и только на конкретное новое место работы. Это и понятно: рынок арендного жилья в России совершенно не развит, и жить «на чемоданах» людям не очень хочется. Они с большим удовольствием пойдут искать работу в том населенном пункте, где живут, даже если это занятие не вполне соответствует образованию, квалификации. Разница зарплат в несколько тысяч рублей не покрывает издержки переезда. Тем более что за последние годы многие научились исполнять работу дистанционно.