Публикация группы “Старый Ульяновск. Brandergofer“. Прежде всего, спасибо всем за теплые слова и пожелания. Во многом именно они подтолкнули к продолжению публикаций. К тому же лишний раз убедился, что в трудной ситуации лучше всего помогает работа. Пока не могу обещать частых и регулярных материалов, но очень постараюсь. Теперь, собственно, к теме. Вообще-то схожая заметка была в группе 4 года назад. Но если рассказ можно существенно дополнить, то почему бы не сделать этого? Тем более, что тема представляет несомненный интерес, а затрагивалась уже давно и вкратце. 20 октября (3 ноября по новому стилю) 1910 года над Симбирском впервые поднялся аэроплан. Впрочем, авиатор Михаил де-Кампо-Сципио был не первым человеком, увидевшим город с высоты птичьего полета. Отважные воздухоплаватели бороздили симбирское небо задолго до появления аэропланов. Не будем останавливаться на истории эры воздухоплавания, начавшейся с полета на воздушном шаре братьев Монгольфье 5 июня 1783 года. Уже в ноябре того же года воздушный шар был запущен в Петербурге. Но здесь мы говорим о полетах над одним городом – Симбирском. Конечно, в этот обзор попали не все такие события, но лишь те, о которых сообщалось в прессе. Но и их немало. В 1808 г. в турне по городам России отправился г. Тушель, совершавший «воздушное путешествие» на «им изобретенном бумажном шаре». В июне 1811-го он добрался до берегов Волги. Корреспондент петербургской газеты «Северная почта» писал из Симбирска: «Публика наша в первый раз видела опыт воздушного плавания. Пребывающий здесь иностранец Тушель доставил ей сие удовольствие 23 числа сего месяца, при весьма способном к тому ветре и прекрасной погоде. Он поднялся с аэростатом в 7 час. вечера, и, пролетев чрез большую часть города, опустился благополучно не в дальнем расстоянии…». Не всегда публике удавалось получить «удовольствие». По сообщению «Самарской газеты» 28 августа 1888 г. толпы симбирян шли и ехали к Александровскому саду. Огромные афиши возвещали, что «г. Максимов, доморощенный аэронавт, в 6 ч. пополудни полетит на аэростате. Шар устроен по всем правилам аэронавтики и имеет 20 аршин вышины и 60 в окружности. …Максимов перед полетом даже исповедовался «во грехах своих», что не помешало ему назначить цену за вход в сад – 50 коп. В местах же устроенной в саду арены первый ряд – 1 руб. 50 коп., второй ряд – 1 рубль. …Масса публики поместилась на площади около сада… Те же, кому в это время нельзя было оставить дом, залезали на крыши и балконы… …На Вознесенском соборе городские часы пробили 7 часов – полета все нет. А взамен его неожиданно появляются трое «кружечников» и начинают, обходя толпы, выпрашивать посильную лепту в пользу г. Максимова… И посыпались в кружки воздухоплавателя пятаки и гривны, а может полтины и рубли… Тем временем и солнышко скрылось: стало быстро темнеть и холодеть, а полета все нет!.. Запас терпения у ожидающих истощился и, делать нечего, повалили обратно в город: кто с громким смехом и остротами, а кто со злостью награждая аэронавта не совсем лестными для него эпитетами. Тем все и кончилось…». Зато объехавшие всю Россию известные воздухоплаватели Юзеф и Ольга Древницкие в 1896 году симбирян не разочаровали. «…16 июня из Владимирского сада воздухоплаватель-парашютист Юзеф Древницкий совершил полет на воздушном шаре и, поднявшись на значительную высоту, при помощи парашюта-зонтика благополучно спустился около Зотовского переулка. Шар…, наполненный нагретым воздухом, легко поднял отважного воздухоплавателя и понесся по направлению к Воложке. …В саду было очень мало публики, а на Венце, около сада и даже на крышах домов и прилегающих храмов группировались громадные толпы народа…» («СГВ», 19.06.1896). Через 5 дней, 21 июня, в небо поднялась Ольга Древницкая. «Отважная воздухоплавательница при звуках военного оркестра и аплодисментах публики поднялась на шаре на значительную высоту и понеслась по направлению к Волге. При помощи парашюта-зонтика г-жа Древницкая благополучно спустилась на землю во дворе дома около Петропавловской церкви. На этот раз публики было значительно больше… Сбор достиг 300 р., четвертая часть из которого поступает в пользу Симбирского Дома Трудолюбия» («СГВ», 22.06.1896). С первым полетом аэроплана братьев Райт в 1903 году наступила эра летательных аппаратов тяжелее воздуха. В России с 1910 г. устраивались международные авиационные недели показательных полетов на Ходынском поле. На первой из них вместе с французскими пилотами выступали российские авиаторы Михаил Ефимов и уроженец Симбирской губернии Иван Заикин. После полетов в Москве многие летчики совершали турне по городам России. Граф де-Кампо-Сципио (Сципио-дель-Кампо), которого в России называли Михаилом Фадеевичем, – российский подданный, выходец из знатного итальянского рода, член французского аэроклуба – оправился в Поволжье демонстрировать полеты на аэроплане «Анрио» («Hanriot»). Осенью 1910 года М.Ф. де-Кампо-Сципио прибыл в Симбирск. На 17 октября был назначен показательный полет на беговом ипподроме на южной окраине города (сейчас это район моторного завода). Билеты продавались в магазине «Товарищество» на Большой Саратовской улице, в доме Кудряшова. Газета «Симбирянин» писала 16 октября 1910 г.: «…Моноплан уже прибыл и помещается в специально выстроенном на ипподроме ангаре… Аппарат «Анрио» является единственным представителем этой системы в России. Поддерживающая поверхность равна 16 кв. метрам, вес аппарата 22 пуда. Аэроплан снабжен 4-цилиндровым двигателем Грегуар-Жин в 40 сил… Быстрота аппарата около 90 верст в час. Остов аппарата в форме легкой лодочки покоится на тележке с резиновыми амортизаторами и двумя пневматическими колесами. Рули глубины и направления находятся в хвосте и приводятся в действие особыми рычагами». Увы, «город семи ветров» неласково встретил авиатора. «… – Однако поминай как звали этого пилота! Он все-таки решил летать. Скептики утверждали: …Я облегченно вздохнул, услышав заявление пилота: «Сегодня летать не буду ввиду сильного ветра». …И хорошо, что не было полета, ибо не было и неизбежной катастрофы» («Симбирянин», 19.10.1910). «Волжские вести» не были бы оппозиционной ко всему на свете газетой, если бы не напечатали по этому поводу ехидный фельетон: «… – Ну что, полетел? – спрашиваю я запыленного приятеля, вернувшегося с ипподрома… – Полетел-то полетел, да только не граф, а я. Купил я билет, подхожу к моноплану – меня не пускают. Вот и вздумал я на забор залезть. Залез… Вдруг караульщик, – я сижу, а он меня палкой. Я на другое место, там повторилось то же самое. Пробовал и на футляр залезть, но отовсюду летал. Вот тебе и полеты! – Ну а что же моноплан? 20 октября 1910 года успешно прошел испытательный полет. Газета «Симбирянин» писала на следующий день: «Вчера состоялся первый в Симбирске полет на аэроплане, который совершил в виде испытания аппарата пилот Де-Кампо Сципио. Около 4 часов дня авиатор плавно поднялся с ипподрома и, описав несколько громадных кругов, достиг высоты до 100 метров. Затем направился к «леску», сделав красивый поворот, пролетел до вокзала, а оттуда возвратился к ипподрому и опустился на землю. Полет продолжался около 15 минут… Прибавив бензину и осмотрев аппарат, авиатор вновь взвился в воздух метров на 80. Пролетев до вокзала, он сделал поворот и спустился на ипподром так же хорошо, как в первый раз. Этот полет занял 9 минут… На полете присутствовали приглашенные пилотом: Е.М. Перси-Френч, городской голова Л.И. Афанасьев, редактор «Симбирянина» А.П. Коваленко и еще несколько лиц. Ко второму полету собралась у ипподрома весьма значительная публика, привлеченная из пригородных мест первым полетом». Но назначенный на 22 октября показательный полет вновь не состоялся из-за сильного ветра. Новый перенос – на 24-ое. В опубликованном объявлении сообщалось: «Полет будет отменен лишь при абсолютной невозможности совершить таковой». И, несмотря на разгул стихии, де-Кампо-Сципио решил подняться в воздух. Заметка в «Симбирянине» называлась «Шальной полет»: «…Авиатор решил лететь во что бы то ни стало при тех условиях, при которых, кажется, не дерзал еще никто идти навстречу неизбежной катастрофе. Сильный порывистый ветер к началу полета превышал 15 м. в секунду, но моноплан был выведен, и авиатор отважился вступить в неравную борьбу с ветром… Пущенный с места моноплан порывом ветра рвануло в правую сторону – прямо на забор ипподрома, и только благодаря тому, что авиатор вовремя застопорил машину, обошлось без катастрофы. Моноплан был на колесах возвращен к месту. Машинист и находящиеся у аппарата лица вновь убеждали авиатора отложить полет, однако он категорически заявил, что «летит во что бы то ни стало» … Аппарат помчался по ипподрому на колесах. Все усилия привести крылья в движение остались тщетными. Сильнейший ветер жал аппарат к земле… Достигнув ангара, он круто сворочен был порывом ветра и врезался крылом в лицевую сторону ангара. Благодаря тому, что вовремя была застопорена машина, шальной полет обошелся сравнительно благополучно. Пострадало только левое крыло моноплана, как и часть ангара… Так закончилась, выражаясь мягко, шальная спортивная удаль авиатора… Предоставляем нарисовать картину, если бы аппарат своротил на несколько мгновений раньше и врезался бы в публику. А безумие последней поистине не поддается понятию. Ведь перед полетом ее увещевали уйти с занятых позиций у ангара, но публика не тронулась с места…». Поврежденный аэроплан был увезен по железной дороге. В дальнейшем граф М.Ф. де-Кампо-Сципио выступал с полетами во многих городах России. Позже он жил в Польше, работал летчиком-инструктором, награжден знаком заслуженного деятеля спортивной авиации и золотой медалью Аэроклуба ПНР. В 1912 г. в Симбирск прибыл знаменитый авиатор Александр Алексеевич Васильев. В 1910 г. он совершил беспримерный перелет Елизаветполь-Тифлис над горами, а в 1911-м, участвуя в перелете Петербург-Москва (т. н. «Большая гонка»), единственным из 12 пилотов смог достичь финиша, преодолев 725 км. за 24 часа 41 мин. (9 часов 30 мин. в воздухе). Первый показательный полет А.А. Васильева в Симбирске на моноплане «Блерио» («Bleriot-XI») состоялся 29 июня 1912 года. «…С бегового ипподрома известный авиатор А.А. Васильев совершил очень удачный полет. Поднявшись свободно и легко, он сделал три грандиозных круга. …Отважный авиатор поднялся до 150 метров и, продержавшись 9 м. 34 сек., опустился на землю на том же самом месте. Публики на ипподроме собралось много. За стенами же ипподрома был, как говорится, весь город. Среди этой массы было немало публики, бесплатно получающей удовольствие на собственных выездах, лихачах и т. п. … Несмотря на доступность цены билетов (до 30 к.), площадь за ипподромом была усеяна любителями «шаромыжки» в модных шляпках, котелках…» («Симбирянин», 1.07.1912). 1 июля проходил второй полет. «…Ровно в 8 час. вечера А.А. Васильев свободно и легко взвился в воздух. Поднявшись метров на 200, отважный авиатор сделал несколько «восьмерок», а затем «эволюционировал» в воздухе, плавно опускаясь и поднявшись до 300 метров. Пройдя несколько грандиозных кругов, А.А. Васильев опустился на ипподроме, продержавшись 10 м. 49 сек. в воздухе. Бурные аплодисменты и приветственные возгласы раздались при взлете авиатора и продолжались во время пролетов его над публикой. Но симбирская публика осталась верна себе и на этот раз. На ипподроме было меньшинство, но за его стенами «шаромыжничало» симбирское большинство, изобиловали собственные выезды, лихачи, модные шляпки, котелки и т. п. … Посмотреть полеты выбрался весь город, Конная, Туть, Бутырки… Поддевка, голубая кофточка, панама, шелковый шарфик… Все это размещается на «бесплатных местах» – железнодорожной насыпи и вокруг забора городского ипподрома. – Полетит? Шумит пропеллер. Авиатор описывает огромный круг, забираясь все выше. Маленький чиновник с подкрученными усиками стоит под ручку с дамой в зеленым саке и шляпке с вылинявшими цветами. – С хорошей жизни не полетишь – вытаскивает кто-то старую остроту, и все хохочут… – Не иначе, вся нефть вышла. Рано сел… Нефти много с собой не возьмешь. …Удачный день авиации кончен. Вчера А.А. Васильев выехал в Вольск, где совершит один полет, а затем отправится в Сибирь, где намерен совершить полеты в разных городах» («Симбирянин», 3.07.1912) Судьба Александра Алексеевича Васильева сложилась трагично. Во время Первой мировой войны он был сбит и умер в германском плену. Наверняка были в те годы и другие полеты над Симбирском. На фотографии 1912-1913 гг. (фото 1) запечатлен биплан, летящий над Ярмарочной площадью. Известны авиаторы среди уроженцев Симбирской губернии: Иван Заикин, Иван Епифанов и др. В Симбирске были энтузиасты, изучавшие развитие авиации, делавшие модели аэропланов и дирижаблей. Симбиряне приняли активное участие в сборе пожертвований на развитие отечественного воздушного флота, объявленном в 1912 году. И в первые годы после революции каждый из нечастых прилетов аэропланов в город становился праздником. Так, 2 июня 1924 г. у волжской пристани опустился гидроплан «Юнкерс» F-13, совершавший агитационный перелет из Москвы в Царицын и обратно. Члены экипажа в течение недели читали лекции об устройстве самолета, совершали экскурсионные полеты, подняв в воздух более 300 пассажиров. На обратном пути гидросамолет еще 5 дней провел в Ульяновске, совершая полеты. Не так давно об этом был подробный материал, поэтому, не вдаваясь в подробности, ограничимся ссылкой. Видимо, этот прилет гидроплана был не единственным в те годы. Самолеты ОДВФ часто совершали агитационные перелеты. На картине И.П. Гурьева (в комментарии к фото 7) запечатлена встреча в Ульяновске гидроплана – такого же «Юнкерса» F-13 – в 1927 году. В архиве обнаружилась фотография – устройство в Симбирске «плаца для аэропланов» в 1920 году (фото 9). Нигде не встречалось информации об этом: где находился этот «плац», для каких аэропланов был предназначен? Свой 3-местный самолет появился в Ульяновске только в 1925-м. В 1931 году в Ульяновске создана краевая летная школа ОСОАВИАХИМ (с 1940 г. военная авиационная школа пилотов). Для нее был построен аэродром за околицей засвияжской Конно-Подгородной слободы. 19 ноября 1931 г. на аэродроме состоялось открытие летной школы и показательные полеты. «К 11 часам аэродром заполняется демонстрантами. Против них шеренга самолетов. … Тысячи глаз впились в аэропланы. Один за другим отрывались самолеты от земли. С напряженным вниманием следили все за фигурными показательными полетами» («Пролетарский путь», 20.11.1931). А в августе 1933 года, в День авиации, прошел первый в Ульяновске авиационный парад. Город обрел собственные крылья. Один из первых полетов в Симбирске: биплан над Ярмарочной площадью. 1912-1913 гг. Объявления о полетах авиатора графа Михаила Фадеевича де-Кампо-Сципио в Симбирске. М.Ф. Де-Кампо-Сципио (Сципио-дель-Кампо) у самолета «Анрио» («Hanriot»). 1910 год. Моноплан «Анрио» («Hanriot»). На таком граф Михаил де-Кампо-Сципио совершил первый полет в Симбирске 20 октября 1910 года. Авиатор Александр Алексеевич Васильев, совершивший показательные полеты над Симбирском 29 июня и 1 июля 1912 года. Объявления о предстоящих полетах авиатора А.А. Васильева в Симбирске. Моноплан «Блерио» («Bleriot-XI»). На таком летал над Симбирском Александр Васильев. Встреча гидросамолета «Юнкерс» F-13 у пристани спасательной станции на Волге в Ульяновске. Июнь 1924 года. И.П. Гурьев. Встреча гидроплана в Ульяновске в 1927 году. 1927. Слева: Гидросамолет «Юнкерс» прилетел в Ульяновск. «Пролетарский путь» от 3 июня 1924 года. Воскресник в Симбирске по устройству плаца для аэропланов. 1920 год. Ремонт самолета в авиационных мастерских Ульяновской лётной школы (бывшее ремесленное училище графа В.В. Орлова-Давыдова, ныне автомеханический техникум). Лето 1937 года. |
|
|
На сегодняшний день
Точно не какого отношения к авиационной столице не имеем, морозовский фейк.
Овод
Brandergofer, судя по названию и смыслу, иноагент?
постоянно
об этом пишу. Гусский себя Брандспойтбордером величать не будет
димке
Зачем работу Сергея Падерина выставляете здесь? этому быдлу такое чтение не понятно,не интересно,не по сеньке -шапка!
не быдлу
Нужно писать “непонятно” слитно. Зачем выставлять напоказ свою безграмотность, не быдло? Или все таки быдло?
Т34
А какое право имеют летуны недоучки над селами пархать!!!? Над юго- запад запретили. А кротовка баратаевка отрада это норм?
1
Зачем я это прочитал?
Еще одна страница из истрии г Глупова
“г. Максимов, доморощенный аэронавт, в 6 ч. пополудни полетит на аэростате”
“стало быстро темнеть и холодеть, а полета все нет!”
“Запас терпения у ожидающих истощился и, делать нечего, повалили обратно в город: кто с громким смехом и остротами, а кто со злостью награждая аэронавта не совсем лестными для него эпитетами. Тем все и кончилось…»
Очень показательно в плане именно привязки к городу