Совместно с Минздравом Ульяновской области подготовили интервью с заведующим врачебной амбулаторией ЦК МСЧ Сергеем Родзонюком, который рассказал о текущих реалиях работы терапевтов. Врач признается: четвертая волна коронавируса стала особенно тяжелой: инкубационный период заболевания сократился, количество пациентов растет, их состояние ухудшается. Больных в легкой форме стали консультировать по телефону. Никуда не исчезли и другие заболевания. В таких условиях не все медики выдерживают физическую и вирусную нагрузку.

– Пандемия с нами практически два года. Как менялась работа терапевта в разные периоды-волны?

– За время пандемии мы наблюдаем волнообразный характер течения COVID-19. Надо сказать, что четвертая волна особенно для нас тяжелая. Во-первых, увеличилось общее количество пациентов. Если в 2020 году на территории обслуживания нашей поликлиники в сутки мы выявляли по 20-40 больных с коронавирусной инфекцией, то сейчас первично заболевают до 100 человек. Во-вторых, изменилось течение заболевания. Состояние  многих пациентов оценивается как средне-тяжелое и тяжелое. Болезнь развивается быстро. Сократился инкубационный период заболевания: от 10-14 дней  до 3-5 дней.

– Давайте признаем: сейчас сложно вызвать врача на дом, чтобы получить назначения. В Минздраве говорят звонить на горячие линии, писать в WhatsApp-приемные, записываться через Госуслуги. Но это сложно, особенно для пожилых людей, за которыми порой некому присмотреть. Что делать человеку, который оказался в безвыходной ситуации и не может получить врачебную помощь? Не обязательно с симптомами ОРВИ, другие болезни от нас тоже никуда не ушли.

– Количество звонков действительно возросло. В нашу поликлинику №2 ЦК МСЧ можно обратиться несколькими способами: по телефону  колл-центра  учреждения, WhatsApp-приемную 89278179027, через сайт госуслуги и с помощью «горячей линии» Министерства здравоохранения Ульяновской области: 88002007307, по телефону вызова врача на дом. По интересующим вопросам можно звонить заведующей поликлиникой, заведующим отделений, старшей медицинской сестре, телефоны размещены на сайте медучреждения. Если дозвониться не удалось, можно обратиться на горячую линию 122. Отделение неотложной помощи работает в учреждении круглосуточно. Если говорить о лечении, то пациентам с температурой, кашлем и другими симптомами респираторного заболевания врач при первичном осмотре назначает весь спектр необходимых препаратов.  Далее, после дообследования и наблюдения за пациентом, происходит коррекция лечения. В настоящее время наблюдение за пациентами часто осуществляется с помощью телефонной аудиоконсультации. При ухудшении состояния пациенты направляются в стационар. Другие заболевания также никуда не исчезли: в поликлинику обращаются пациенты с гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца, заболеваниями костно-мышечной системы, различными остеохондрозами, заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Не уменьшились очереди к хирургу, окулисту, урологу, гинекологу, травматологу. Кроме этого, врачи продолжают вести работу по оформлению пациентов на медико-социальную экспертизу. Проводят санитарно-профилактическую работу, акцентируя внимание на углубленной диспансеризации, которая проводится спустя два месяца после выздоровления от коронавирусной инфекции. Также врачи оформляют пациентов на санаторно-курортное лечение, в дневные стационары и т.д.

Большой фронт работы занимает вакцинация населения. Она проводится как в стенах учреждения, так и в выездном формате. Вакцинироваться также можно в структурных подразделениях ЦК МСЧ: поликлинике №2 на проспекте 50 лет ВЛКСМ, 8а; во врачебной амбулатории на ул. Аблукова, 41; в ФАПах сёл Кротовка, Арское, Отрада, Баратаевка и Карлинское; в пункте вакцинации в бизнес-центре «УАЗ» на ул. Московское шоссе, 92 (второй этаж).

– Какой процент “ложных” вызовов врача на дом? С какими симптомами сейчас чаще всего обращаются за помощью? 

Как такого понятия «ложные вызовы» у нас нет. Но бывают случаи, когда при обслуживании вызовов на дому пациентов не оказывается дома. Количество общих вызовов участковых врачей увеличилось. Если раньше до пандемии в сутки поступало по  60-80 вызовов на дом, то в период эпидемии количество возросло до 350 в сутки. Естественно, работать стало сложнее. Из общего числа вызовов, поступающих на сегодняшний день в поликлинику, 95 % – это обращения с симптомами вирусной инфекции. Речь идет о наличии кашля, температуры, головных болей, ломоты в теле и т.д.

– Врачи отмечают, что пациенты становятся все злее. Как это проявляется?

– У населения нарастает усталость и напряжение от того, что пандемия затянулась и приобретает серьезные последствия.  Люди вызывают участкового врача и хотят видеть его сиюминутно. Но в то же время количество вызовов возросло в разы, а в функционал работы врача входит не только работа на участке, но и прием в поликлинике. К сожалению, иногда приходится слышать негатив в сторону врачей, но поверьте, что ни один доктор не желает причинить пациенту вреда.

– Какие выделите проблемы в работе амбулаторной службы? Что, на ваш взгляд, уже сегодня нужно срочно реформировать в системе первичного звена?

– На сегодняшний день наблюдается дефицит кадров в первичном звене. К сожалению, не все медики выдерживают физическую и вирусную нагрузку, многие заболевают и  уходят на больничный. Надо отметить, что студенты и ординаторы Ульяновского государственного университета и медицинского колледжа оказывают нам существенную помощь. Они помогают специалистам колл-центра, обзванивают и консультируют пациентов, заполняют документацию, участвуют в вакцинации, как на дому, так и в лечебном учреждении. Из-за увеличившегося количества вызовов на дом, терапевты физические не успевают  обойти всех пациентов. На помощь нам пришла администрация города, Законодательное собрание. В поликлинику ежедневно выделяют дополнительно от трех до четырех машин помощников автоволонтёров. Добровольцы помогают развозить пациентам бесплатные лекарства, а также доставляют наших специалистов по адресам для вакцинации маломобильных граждан или на предприятия. Новое оборудование помогает на раннем этапе выявить болезни, улучшить доступность помощи и своевременно начать диспансерное наблюдение пациентов. В этом году по программе модернизации первичного звена в наше учреждение поступил рентген-аппарат, маммограф, бронхоскоп, видеогастроскоп, колоноскоп. Планируем также закупить флюорограф. Также планируется открытие центра амбулаторной онкологической помощи на базе нашего лечебного учреждения.