Согласно новым правкам в указ губернатора Ульяновской области о введении режима повышенной готовности работу общепита по QR-кодам планируют возобновить с 15 ноября. До этого времени кафе и рестораны могут работать только навынос и доставку. На фоне более раннего открытия фитнес-клубов и салонов красоты пролонгация ограничений вызвала в отрасли недопонимание. Чиновники из правительства так и не смогли внятно представить критерии очередности открытия тех или иных видов бизнеса. Единственная прозвучавшая версия от председателя совета директоров Корпорации развития промышленности и предпринимательства Руслана Гайнетдинов – общепит не является “первой необходимостью”. Параллельно у рестораторов заканчивается действие мер поддержки – в январе перестанет применяться льготная ставка 1% по УСН. Представители отрасли просят рассмотреть возможность продлить переходный период и апеллируют цифрами: за прошлый год, благодаря ему, поступление налогов выросло на 65%.

Марина НИКИТИНА, председатель Ассоциации рестораторов Ульяновской области, член “Опоры России” констатирует:  на фоне решения о снижении ставки УСНО до 1 % рост поступлении по НДФЛ по гостинично-ресторанной отрасли за прошлый год составил 37,5%. Увеличились штат и зарплаты. И, судя по процентным изменениям,  отрасль очень чувствительна к мерам поддержки и готова показывать рост:

– Ресторанный бизнес, как и вся отрасль общественно питания, переживает нелегкое время. На территории Ульяновской области свыше 500 предприятий, использующих ОКВЭД 56 для своей работы. Среди них можно увидеть индивидуальных предпринимателей, общества с ограниченной ответственностью, большие и малые рестораны, столовые, фуд-корты торговых центров и кафе корпоративного питания. Именно эта отрасль приняла на себя первые ограничения и выступила фронтом в борьбе с COVID-19. Сейчас в отрасли занято свыше 10 000 человек, многие работают семьями. Ежегодно мы проводим опросы и анализируем статистику по отрасли. Безусловно, фиксируем падение выручек, изменение сектора доставки, увидели закрытие бизнеса, но есть положительная динамика для региона – произошел рост поступления налогов в бюджет (НДФЛ и УСНО). Всем известно, что в период пандемии отрасль общественного питания зашла с изменением системы налогообложения – произошла отмена ЕНВД и переход на упрощенную систему налогообложения, которая привязана к проценту от товарооборота денежных средств компаний. Чисто механически – это явный рост статьи затрат бизнеса и значительное увеличение налогооблагаемой базы.  В период пандемии движение по обороту денег изменилось. На региональном уровне на переходный период в качестве одной из мер поддержки было принято решение о снижении ставки УСНО до 1 %. Учитывая все вводные последних 1,5 лет, нам было крайне интересно увидеть цифры, которые приятно нас удивили. Несмотря на падение товарооборота отрасли, мы зафиксировали рост поступления налогов в региональный бюджет по гостинично-ресторанной отрасли. Делюсь с вами:

– общий объем поступлений налогов в бюджет составил 92 190 тысяч рублей, а это 165% к 2020 году;
– 133 946 тысяч рублей поступило в бюджет по разделу “Налог на доходы физических лиц”, что составило 137,5% к прошлому году.

Вполне понятно, что отрасль увеличила штат и заработные платы. Этому, конечно, способствовали в том числе и федеральные меры поддержки, привязанные к сохранению штатной численности персонала.  Прибыль за 2020-2021 год, безусловно, не увеличилась, а вот факт отсутствия выпадающих доходов в бюджете региона и явно отличный рост налогов даже при льготной ставке в 1% произошел. Судя по процентным изменениям, наша отрасль очень чувствительна к мерам поддержки и готова показывать рост. С нами можно и нужно вести этот диалог. Впереди еще много испытаний для данной отрасли. Сейчас крайне необходимо продлить действие льготной ставки УСНО (1 %) для общественного питания, особенно на фоне предстоящих изменений в работе по системе посещения ресторанов исключительно по QR-кодам.

 

Марк ПУШКОВ ( «Пекарня от Марка») комментирует, что в 2020 году бизнесу помогла льгота УСНО 1%. Тем не менее,  оказанные меры поддержки не покрывают растущие расходы, связанные в том числе с ростом платежей и увеличением цен у поставщиков:

На мой взгляд, первый локдаун хотя и в психологическом плане был более тяжёлый, в практической деятельности был проще. На сегодняшний день наша отрасль переживает очень непростые времена: на это время рынок оплаты труда, продукты, упаковка, логистика, коммунальные платежи выросли в разных категориях до 40-50%, и мы несём большие издержки, а в период локдауна откровенные убытки. Пропорционально роста выручки не происходит, и мы не успеваем догонять рост цен наших поставщиков. Конечно, я благодарен всем мерам поддержки, но этой суммы никогда не хватит на покрытие расходов. В 2021-м нам помогла льгота УСНО 1%. А в 2022 году поддержка для отрасли, похоже, не запланирована, а мы снова не работаем или ограниченно работаем. Предполагалось, что 8 ноября мы сможем выйти и начать работать с наличием у гостей QR-кодов, но и этого не произошло. Мы понимаем, что тем самым мы помогаем государству увеличить количество вакцинированных. Мне как предпринимателю также нужна помощь.

Необходимо добиться хотя бы стабильности для всей отрасли! Повара, сотрудники общепита должны быть уверены в завтрашнем дне- у этих людей также есть семьи, дети и свои планы на будущее.

 

Артем ВАСИН («Гопак», «Вепрево Колено», «Гонзо», «Вольсов», «Антресоль») констатирует – за прошлый месяц падение товарооборота по группе компаний достиг 85%. Из предложенных мер поддержки ГК может претендовать только на “зарплатной кредит”:

– С 29 октября падение товарооборота по группе компаний достигает 85%. Некоторые рестораны закрыты полностью (без доставки) на весь период приостановки деятельности, некоторые работают, но достигаемые на доставке показатели товарооборота не позволяют продолжать эту деятельность, так как результат работы каждого дня генерирует дополнительный убыток. Договориться с контрагентами (поставщиками, арендодателями) на льготные условия работы в этот период также не получается, так как они, в свою очередь, по какой-то причине не отнесены к пострадавшим отраслям и не имеют права на получение никаких льгот. Из предложенных мер поддержки мы пока можем претендовать только на “зарплатный кредит”, который выдается из расчета МРОТ и количества сотрудников в компании. И здесь сразу три вопроса:

– сотрудники в нашей компании зарабатывают существенно выше МРОТа, но как выплатить эту заработную плату, учитывая, что период нерабочих дней – оплачиваемый, а на доставке эту зарплатную разницу не заработать.

–  Указ о приостановлении нашей деятельности вышел 26 октября и закрыты мы сейчас, а расчет зарплатного кредита ведется исходя из численности нашей компании на 1 июля. За период с 1 июля по 26 октября мы приняли в компанию более 30-ти человек, но на них не можем претендовать даже на МРОТ.

– Период локдауна выпал на сроки погашения льготного кредитования, которое мы получили в прошлый раз. Это очень серьезная финансовая нагрузка, когда ты должен выплатить очередную зарплату сотрудникам, кроме этого, платежи по зарплатному кредиту (фактически эту же зарплату, но меньше, так как выплачиваешь исходя из МРОТа) и остальные платежи по операционной деятельности. И сегодняшний локдаун только усугубляет эти проблемы, увеличивая эти финансовые платежи в будущий период, параллельно в 6 раз увеличивая налоговую  нагрузку по УСН в 2022 году.

Соучредитель ГК «Другие рестораны» Дмитрий АКУЛИН считает необходимым продление переходного периода – в прошлом году эта мера поддержки увеличила налоговую базу:

– Мы для себя определили, что хотим строить крупный системный и устойчивый бизнес, поэтому не стали корректировать планы в 2020 году, хоть это оказалось очень непросто. Мы методично увеличиваем штат, поднимаем зарплаты. Только в 2020-м году у нас выросла в четыре раза налоговая база, в 2021 году рост продолжился и к 2020 году. При этом, вроде как, адаптировались уже и к быстро меняющемуся миру. Но работать в такой нестабильной среде крайне непросто. Да, мы осознанно выбрали эту отрасль, не стали из нее уходить, продолжаем и будем продолжать её развивать. Я считаю, что отрасль очень здорово выросла за последние годы и очень не хочется останавливаться или откатываться назад. В прошлом году нами совместно с администрацией области, институтом Уполномоченного по правам предпринимателей, “Опорой России” была проделана большая работа по планированию переходного периода в связи с отменой ЕНВД. Тогда мы договорились, что посмотрим на динамику и примем решение, как быть дальше. Сегодня, как вижу я, эта мера дала реальный эффект – увеличилась налоговая база, предприниматели, несмотря на пандемию, поверили в региональную поддержку и пошли в развитие. Очень хотелось бы договорится о продлении переходного периода, признать его эффективность и поддержать предпринимателей на будущий 2022 год, особенно учитывая вернувшуюся практику локдаунов, их непредсказуемость, а также введение QR-кодов.

 

Председатель ульяновского отделения «Опора России»Николай СОЛОДОВНИКОВ  считает, что такая мера поддержка как переходный период 1% УСН должна быть предложена для всех отраслей, кто перманентно работает в формате ограничений:

– На протяжении всего 2020 года, находясь на федеральных мероприятиях и конференциях, я активно рассказывал о тех мерах поддержки, которые были разработаны и внедрены в Ульяновской области для поддержания делового климата. По ряду параметров наши меры были признаны одними из лучших практик, одна из таких – переходный период 1% УСН для ресторанной и транспортной отрасли в связи с отменой ЕНВД. Таким образом решались несколько задач: это и упрощение для предпринимателей перехода на УСН, и поддержка пострадавших отраслей в период пандемии, и увеличение налогооблагаемой базы региона. На текущий момент, опираясь на практику нашего региона, многие отделения “Опоры России” сейчас активно презентуют эту успешную практику и по ряду регионов будут эту меру применять. С учётом текущей ситуации, что в нашу жизнь вновь возвращаются локдауны, что вводятся QR-коды, в результате чего однозначно отрасль понесет большие потери посещаемости заведений. Так же не стоит забывать, что с 2020 года отрасль работает в перманентно ограниченном формате – это и ограничение посадочных мест, и ограничение по времени работы отрасли, так же постоянные затраты на СИЗы. В данной ситуации я считаю, что мера продления переходного периода УСН в размере 1% крайне необходима, более того, данная мера крайне необходима для всех отраслей, кто перманентно работает в формате ограничений. Это было бы не превентивной, а реальной мерой поддержки. Не так давно на федеральном уровне было принято серьезное решение об изменении ставок налогов для крупного бизнеса, работающего в сфере общественного питания для «обеления» заработных плат и единства организационных структур бизнеса. Предпринимателям дали возможность расти и развиваться, не думая об оптимизации налогов, а оплачивая их по простой и понятной схеме. Мы не просим субсидий для бизнеса, мы просим создать комфортные и выполнимые условия работы для бизнеса в текущей непростой ситуации. Я твёрдо убеждён, что такой подход не только не снизит, а, напротив, обеспечит стабильность поступлений в бюджет региона. В противном случае есть реальные риски того, что при отмене льготы в текущей ситуации, когда бизнес с трудом выживает, мы получим серый, а то и чёрный рынок.

 

Уполномоченный по правам предпринимателей Ульяновской области Екатерина ТОЛЧИНА не исключает, что после отмены льготной ставки УСН предприниматели уйдут в “тень” и начнут сокращать персонал:

– В условиях пандемии обостряются все имеющиеся проблемы малого и среднего бизнеса: на фоне снижающихся доходов потребителей и спроса, платежи по кредитам, штрафы проверяющих и налоги сразу стали чрезмерными. Государственные меры были сконцентрированы на поддержку занятости (субсидии и льготные кредиты), на снятие административного давления – моратории на проверки, на ограничение финансового давления – освобождение от налогов и снижение страховых взносов до 15% с части зарплаты, превышающей МРОТ. Как результат, в этом году количество проверок компаний снизилось примерно вдвое. На региональном уровне важным для сохранения ресторанной отрасли было принятие льготной ставки УСН в 1%. Но это запланировано на «переходный» период после отмены ЕНВД. В январе 2022 льготы закончатся. На мой взгляд, в существующей реальности при сокращении спроса, предприниматели будут «спасаться» от дополнительной финансовой нагрузки уходом в тень, сокращением численности персонала, а это невыгодно никому. Если целью государства является сохранение системного бизнеса и рост зарплат занятых там сотрудников, время найти компромисс: продлить льготный УСН в 1%, договорившись с бизнесом о росте заработных плат для сотрудников.