10 ноября депутаты Заксобрания Ульяновской области большинством голосов в первом чтении приняли проект бюджета на 2022 год. Впервые за этот созыв документ поддержала фракция КПРФ, либерал-демократы воздержались. Перед итоговым голосованием парламентариев интересовали меры поддержки муниципальных образований и субъектов бизнеса, обслуживание госдолга и выплата “кредиторки” лечебных учреждений. Лидер фракции ЛДПР Дмитрий Грачев раскритиковал проект за дефицит финансирования мероприятий, которые улучшили бы качество жизни ульяновцев. Вице-спикер Василий Гвоздев настаивает, что нельзя экономить на мерах поддержки для предприятий, иначе будет “поздно пить Боржоми”.  Володарский в своем выступлении отметил, что “нищее население” не обеспечит экономический рост, поэтому деньги нужно вкладывать в людей, а не строительство новых многомиллиардных развязок.

Основные параметры 

Проект бюджета озвучила и.о. министра финансов Наталья Брюханов. Доходы казны на 2022 год определены в объёме 72,9 млрд рублей, расходы – 77,9 млрд рублей, дефицит составляет 5 млрд рублей. По словам профильного чиновника, документ составлен в условиях базового варианта прогноза социально-экономического развития региона, который позволяет предотвратить часть рисков, связанных с экономическими и эпидемиологическими факторами.

Более трети доходной части бюджета – 36,3% – составят акцизы. Прогноз на 2022 год определён в сумме 19, 9 млрд рублей. Прогноз по акцизам на алкогольную продукцию в целом составил 15 млрд рублей,  из них по акцизам на пиво –13,4 млрд рублей. НДФЛ занимает 26,7% от общего объёма поступлений, прогноз составляет 14,6 млрд рублей. Прогнозные суммы налога на прибыль организаций составляют 11,5 млрд рублей. На эти три налога приходится 84% доходов бюджета.  Из федерального бюджета планируется получить 18 миллиардов рублей безвозмездных поступлений.

Расходная часть бюджета по сравнению с принятой в декабре прошлого года версией бюджета на 2021 год  увеличивается на 2,25 млрд рублей, или на 3%. Основная часть средств – 69,2% – направляется на социалку. 97,5% всех расходов  будет финансироваться через госпрограммы.

Привлечение кредитов банков в 2022 году планируется в общей сумме 21, 1 миллиардов рублей, еще 4,5 миллиардов -привлечение бюджетных кредитов. Погашение основной суммы задолженности будет осуществляться в общей сумме 23,5 млрд рублей.

Далее со своим заключением выступил глава Счетной палаты Игорь Егоров. Главный аудитор не увидел причин отклонять проект бюджета. Для увеличения казны Егоров предложил, в том числе, распродавать неиспользуемые объекты недвижимости и акционерные общества, которые не выплачивают дивиденды: 

– Сумма расходов на обслуживание госдолга составит 2 миллиарда 250 миллионов рублей. Динамика госдолга, по оценке Минфина, будет расти и на 1 января 2023 года превысит 46 миллиардов рублей. В соотношении госдолга к нашим собственным доходам предполагается, что на конец 2022 года эта цифра может достигнуть 84,5%. В предыдущие годы мы обсуждали, что значительная часть госдолга падает на коммерческие кредиты. На 1 октября  их в структуре госдолга в принципе нет, есть государственные ценные бумаги и бюджетные кредиты.  С одной стороны идет рост госдолга, с другой стороны – это заимствования на долгий срок и по значительно меньшим процентам. У Счетной палаты, как всегда, есть несколько предложений. Первое –  продолжить работу по совершенствованию администрирования доходов с целью роста их собираемости. Второе –  сдерживать рост объема госдолга и снижать затраты на его обслуживание, что подразумевает активную работу с Москвой. Третье – рассмотреть вопрос о включении в программу приватизации неиспользуемых объектов недвижимости. Назову вам одну цифру: на 1 октября 2021 года мы продали объекты на 80 тысяч рублей. Это ничтожная часть от запланированной суммы. Четвёртое предложение – продажа акций обществ, которые не осуществляли выплату дивидендов. В прошлом году в собственности было 100% акций в 27 АО, в 2021 году дивиденды выплати только четыре из них, и то в основном копеечные. Речь идет и о “Тепличном”, мы его недавно проверяли. 5 млн рублей дивидендов не та сумма, на которую стоит рассчитывать, она может быть и выше. Копеечные дивиденды и у БТИ. 

Далее перешли к вопросам депутатов. Коммунист Виталий Кузин спросил о динамике и перспективе кредиторской задолженности лечебных учреждений. По словам Брюхановой,  в прошлом году общий объем кредиторской задолженности составлял 1,6 млрд был, на 1 октября ее размер снижен до 1 млрд 13 миллионов  рублей, из них 971 млн рублей долга получен по системе ОМС:

– Мы проводим следующую работу. В результате договоренностей с ФНС мы уходим по части задолженности в рассрочку. Это позволит вывести данную задолженность из просроченной и приостановить начисление пеней и штрафов. Такие расходы всегда были бременем для бюджета и составляли почти полмиллиарда рублей в год. Сегодня пакет документов передан в налоговую службу под реструктуризацию. На конец года планируем, что около 400 млн рублей из этой задолженности будет иметь статус “срочная”. Далее в течение трех лет мы рассчитываем эту задолженность погасить.

Депутата Алексея Яркова интересовало, сколько Ульяновская область отчисляет в федеральный бюджет. Профильный чиновник ответила, что за 9 месяцев общая сумма составила 33 млрд рублей, при этом федеральная помощь оказана на 24,5 млрд рублей.

Николая Мясникова волновала помощь муниципалитетам. По мнению депутата, их финансовая обеспеченность не улучшается и с годами становится сложнее. “В 2022 году в части межбюджетных отношений правительство собирается что-то менять в своей политике? и как будем стимулировать муниципалитеты зарабатывать?”.

Брюханова ответила, что в части дотаций на выравнивания позиция останется прежней, по возможности стимулирования муниципальных образований планируется утвердить новую методику,

Сейчас методика проходит обсуждение. Общий объем стимулирующей дотации вырастет. Там будут понятные, легко считаемые критерии, во-вторых, это будут достаточно регулярные, ежеквартальные, выплаты. Есть работа и результат – будут деньги. Таким образом надеемся увидеть хоть какой-то эффект. Прогнозируем на год выделить около 200 млн рублей стимулирующих дотаций. Ранее эта сумма не превышала 100 миллионов  рублей, – ответила и.о. министра.

Габдулхак Мурзаханов попросил проследить Брюханову за перечислением денег Димитровграду: “Какая сумма поддержки Димитровграду от РОСАТОМа? Была уже такая история, когда Димитровграду три года подряд выделяли по 283 млн рублей, но эти деньги до нас не доходили, оставались рожки да ножки”. И.о. первого зампреда правительства Марина Алексеева ответила, что по подписанному между гендиректором РОСАТОМа Лихачевым и губернатором Алексеем Русских соглашению уплачиваемый НИИАР в областной бюджет налог будет возвращаться на строительство инфраструктуры. “Эти суммы будут определяться в процессе исполнения бюджета, в пределах уплачиваемого НИИАР налога. Деньги будут приходить, минуя администрацию муниципалитета”, – добавила чиновник.

Депутат Артура Котельникова интересовало продление мер поддержки бизнеса: “Европа пошла дальше и отменила в крупных торговых объектах коды и зеленые карты. Не разумна ли политика больше средств выделять на медицину и стимулировать собственную экономику?”. Алексеева ответила, что продление налоговых льгот в 2022 году не планируется:

Сейчас осуждаем в правительстве, как стимулировать экономику. Но сплошным установлением льготы мы идти не будем, это приведет к уменьшению доходной части и росту долговой нагрузки. Планируем целевую поддержку субъектов предпринимательства, которые готовы развиваться: это  инвестиции, рост зарплаты, ее легализация, новые рабочие места.

Далее перешли к выступлениям парламентариев. Вице-спикер Василий Гвоздев считает, что “не нужно сильно экономить в части поддержки предприятий, иначе поздно будет пить “Боржоми”, когда все уже закроются”. Также депутат намерен и далее продвигать законопроекты о статусе медработников, социальных работников, детях войны: ” Только по медработникам, на их реабилитацию, в 2021 году была мера поддержки на 20 млн рублей, а в 2022 году это почему-то исчезло. До второго чтения рассмотрим все актуальны меры поддержки”.

Фракция КПРФ впервые за этот созыв проект бюджета поддержала, представители ЛДПР от принятия документа в первом чтении воздержались.

Без иронии, второй день у меня ощущения, что присутствую на лекциях по экономике и финансам. Все так интересно, но мы от жителей не получили ни одного обращения, например, с просьбой держать границу госдолга. Не менее важная задача – обеспечение достойных условий жизни наших избирателей. Эти вещи заложены с огромным дефицитом. В данном проекте не видим старта строительства новых объектов. Не дождемся ни полей для гольфа, ни цирка. Наверное, и не надо их нам. Нужны детсады и дороги, – вступил Дмитрий Грачев.

Внефракционный депутат Матвей Володарский проект бюджета не поддержал: “Нет ни одного алгоритма действий: ни в медицине, ни в торговле, ни в сельском хозяйстве. Нищее население не обеспечит экономический рост. Мы должны прекратить строить все эти спортивные сооружения. Деньги на новую развязку находим, а на увеличение зарплаты гардеробщицам нет. Сегодня бюджет не решает проблему положения людей”.