Прогрессивная десятка российских регионов взяла на себя 57 процентов общероссийского объема отгруженных инновационных товаров, выполненных инновационных работ, услуг по итогам 2020 года.

На первом месте Москва (78,43 балла), далее следуют Санкт-Петербург (76,06), Республика Татарстан (68,83), Нижегородская (67,52), Московская (64,84) и Самарская (60,64) области, Пермский край (57,51), Ульяновская (55,39), Свердловская (54,82) и Тульская (54,27) области.

Из десяти лидеров рейтинга научно-технического развития регионов, опубликованного 25 октября РИА Новости, пять — регионы ПФО. Рейтинг подготовлен по данным Росстата. Методика основана на агрегировании значений 19 показателей, объединенных в четыре группы, характеризующих человеческие ресурсы и материально-техническую базу, задействованные в сфере науки и технологий, а также масштаб и эффективность научно-технологической деятельности. Максимально возможное значение рейтингового балла — 100, минимальное—1.

По данным АНО «Агентство технологического развития Ульяновской области», внутренние затраты на научные исследования и разработки Ульяновской области в 2020 году составили более 11 миллиардов рублей. Доля инновационных товаров и услуг в общем их объеме — 13 процентов (более 47 миллиардов рублей).

— Конкурентоспособность региона формируется благодаря кадровым компетенциям и высокотехнологичным отраслям. Мы большое внимание уделяем развитию кадрового потенциала, важно вовлекать в научную деятельность молодых людей и создавать условия, чтобы они видели свое развитие в регионе, — прокомментировал результаты рейтинга директор Агентства технологического развития Ульяновской области Вадим Павлов.

В то же время, по словам заведующего кафедрой экономики Ульяновского госуниверситета Анатолия Лапина, у нас реализуется около трех процентов новаций, остальное лежит мертвым грузом в Роспатенте. Доля инновационно активных предприятий в среднем по России составляет 10— 13 процентов. Ульяновская область здесь ближе к верхней планке. Но, например, в Восточной Европе этот показатель 30-40 процентов, а в Западной—60—70 процентов. Неслучайно президент России в мае 2019 года сформулировал одну из девяти национальных целей как достижение доли предприятий, внедряющих технологические инновации, в 50 процентов.

В странах с развитой экономикой две трети финансирования разработок идет от бизнеса. Именно он заказывает эти исследования и впоследствии внедряет у себя их результаты. В России заказчик — государство и финансирование на те же две трети идет от него. Отсюда проблема: как созданные по заказу государства новшества внедрить в бизнес, который ничего подобного не заказывал? Ему, по мнению эксперта, «это и бесплатно не надо». Наши промышленники и предприниматели предпочитают закупать хоть и не новые, но апробированные десятилетиями технологии.

Анатолий Лапин,
профессор Ульяновского госуниверситета,
доктор экономических наук:

— Головокружение от успехов было бы неуместным для Ульяновской области, регионов ПФО да и России в целом, ибо не все учитывают подобные рейтинги. Наш регион часто оказывается вверху потому, что отличается достаточно высокой генерацией различных патентов и других результатов интеллектуальной деятельности. Это касается прежде всего технического университета, госуниверситета, сельхозуниверситета. Но мы не Сингапур, где 80 процентов того, что разрабатывается, реализуется в течение трех лет.