Командный пункт летной школы Осоавиахима находился в здании по Московскому шоссе, 53. Там, занимая территорию около сегодняшнего УАЗа, был аэродром… Здесь кончался город, но начиналась авиация Ульяновска. 90 лет назад. Сегодня столько лет Ульяновскому аэроклубу ДОСААФ, начало которому положила ульяновская летная школа.

В 1931 году Средне-Волжский краевой Совет Осоавиахима (Добровольное общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР) принял решение перевести в Ульяновск краевую школу летчиков. До этого краевая летная школа, которой отроду было немногим более года, находилась в Самаре. Но «из-за неимения в Самаре подходящего земельного участка для аэродрома школу решили перевести в Ульяновск, где имеются налицо все условия для авиационной школы», сообщала в августе 1931 года газета «Пролетарский путь». «Были и другие причины перевода: центральный совет ОСО решил создать кузницу кадров для гражданской воздушной флотилии на родине Ильича», – отмечалось в газете.

Многие молодые ульяновцы мечтали тогда освоить профессию пилота, но, как сообщал  «Пролетарский путь», в летную школу мог попасть далеко не каждый. Молодежь принималась только в возрасте 20-25 лет, а преимущество при приеме отдавалось рабочим и колхозникам (95% от численности). Программа обучения была рассчитана на 6 месяцев.

Школа прибыла в Ульяновск 17 августа 1931 года, не имея при себе ничего, кроме небогатой матчасти. Одной из главных задач, стоящих перед руководством школы, было срочное строительство аэродрома. Под его строительство горсовет выделил большой участок за Свиягой, сразу же за околицей Конно-Подгородной слободы (к югу от Московского шоссе).

Первый набор курсантов (3 группы по 15 чел.) – с 1-15 октября, а с 15 октября – занятия. Строительство аэродрома закончилось в середине ноября, и уже 19 ноября состоялось открытие Ульяновской краевой школы пилотов Осавиахима.

«С утра потянулись к Свияге колонны воинских частей, рабочих городских предприятий, общественных организаций и студентов техникумов. К 10 часам набережная Свияги и улица Ленина до отказа заполнены многотысячной демонстрацией. Среди демонстрантов группа иностранных рабочих завода №3 с плакатом: «Успехи пятилетнего плана – удар по капиталистическому миру». К 11 часам аэродром заполняется демонстрантами. Против них шеренга самолетов. Стрекот моторов привлек всеобщее внимание. Тысячи глаз впились в аэропланы. Плавно один за другим отрывались самолеты от земли, забирали высоту. С напряженным вниманием следили все за фигурными показательными полетами», ­- сообщала на следующий день газета «Пролетарский путь».

Первыми самолетами, на которых обучались курсанты, были знаменитые У-2  (потом переименованные в По-2, известные всем по фильму «Небесный тихоход»), хотя еще были более старые – английский биплан «Авро-504», французская этажерка «Анрио», голландский полутораплан Fokker D.XI. Но уже вскоре пилотов начали готовить на самолеты-истребители И-16, а с декабря 1941 года, вплоть до окончания Великой Отечественной войны, – пилотов штурмовиков Ил-2.

Набор следующих 3-х групп курсантов школы был осуществлен во второй половине декабря 1931 г. после перевода в Ульяновск Пензенской летной школы (1928-1931гг.), которая вошла в состав Ульяновской краевой школы пилотов.

В первый год деятельности в Ульяновске для летной школы был нелегким. Дважды проверявшая школу комиссия горкома ВКП(б) отмечала хроническую нехватку самолетов, плохое снабжение продовольствием и крайне тяжелое финансовое положение школы, после чего решением горкома партии при содействии Осоавиахима были приняты решения по комплектации новыми самолетами, дополнительном финансировании и обеспечению продовольствием.

Весной 1932 года в Ульяновске открылся I-й Всесоюзный авиационный техникум Центрального Совета Осоавиахима с двухгодичным сроком обучения, а 5 ноября 1933 года они  были слиты в Объединенную школу пилотов и авиатехников Осоавиахима. В момент объединения только на отделении авиатехников обучалось 199 человек.

В 1931-33 гг. школа готовила пилотов, а с 1933 г. – инструкторов-летчиков и авиатехников. По особой программе велась подготовка инструкторов-летчиков-парашютистов.

4 мая1935 года горком ВКП(б) принял решение о создании в Ульяновске аэроклуба, первым начальником которого стал начальник летной школы Георгий Константинов. Аэроклуб был предназначен для обучения молодых пилотов без отрыва от производства. В нем были организованы летно-техническая, планерная, парашютная и авиамодельная секции, секция стрелковой и массовой клубной работы. Открытие аэроклуба состоялось в 1938 году.

Судьба Георгия Константинова, который поднял аэроклуб в сложные годы становления и считался отличным организатором, сложилась не очень счастливым образом. В 1937 он заступился за опытного пилота-инструктора, которого горком ВКП (б) решил исключить из партии за сомнений в новом учебнике истории партии, после чего его сняли с должности и арестовали. Следом были арестованы еще 25 сотрудников школы, в том числе и пилот-инструктор. Два года Константинов отсидел в следственном изоляторе НКВД и был все же освобожден «за отсутствием события преступления». Полностью реабилитировала его только прокуратура Ульяновской области в 1992 году…

В ноябре 1940 года постановлением Совнаркома СССР «О военно-воздушных силах Красной Армии» Ульяновская летная школа перестала быть школой гражданских пилотов – вместе  со всем личным составом, с квартирным, казарменным фондом и имуществом она была передана Народному комиссариату обороны и стала Ульяновской военной авиационной школой пилотов. Приближалась война.

Во время Великой Отечественной войны авиашкола выпустила 561 пилота на самолеты И-15 и И-16 (1941-1942 гг.) и 319 летчиков штурмовиков на самолеты Ил-2.

Официально считается, что из стен авиашколы вышли 26 будущих Героев Советского Союза, получивших это звание за подвиги во время Великой Отечественной войны. Однако краеведы утверждают в стенах летной школы было воспитано не менее 54 будущих Героев Советского Союза.

После войны, в 1945 году, в связи с сокращением Вооруженных Сил, Ульяновская военная авиационная школа пилотов в 1945 году была расформирована, вся учебно-материальная база была передана Ульяновскому аэроклубу Осоавиахима.

В августе 1951 года бывший Осоавиахим был преобразован во Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту – ДОСААФ, а уже в октябре 1951 года аэроклуб ждали новые испытания – Совмин СССР постановил построить в Ульяновске завод № 858 («Радиоламповый»), в связи с чем Ульяновский облисполком вынес решение о выделении земельного участка в зоне учебного аэродрома  аэроклуба ДОСААФ и перебазировании аэродрома из Засвияжья в район «Белый ключ». Перебазирование затянулось из-за нежелания автозавода и завода № 858 вкладывать средства в перебазирование, и окончательно перешел на новый аэродром, где базируется и сейчас, только в 1960 году.

В 50-х годах в аэроклуб достаточно хорошо финансировался, разрастался, в нем  работали парашютное, планерное и самолетное  звенья, эксплуатировались самолеты По-2, Як-11, Як-12, Як-18,  планеры БРО-9, БРО-11, Пионер, Приморец, Бланик Л-13.

Но начались новые преобразования. Стране стало не хватать военных летчиков, и 7 июля 1967 года приказом Минобороны СССР Ульяновский аэроклуб ДОСААФ фактически снова стал школой пилотов ­– вместе с другими 30 аэроклубами он был преобразован в Ульяновский учебно-авиационный центр ДОСААФ (УАЦ), который готовил пилотов реактивных самолетов Л-29 (лейтенантов запаса). При этом в УАЦ продолжала работать и парашютная секция.

Но самые тяжелые времена наступили после «третьей русской революции», как называли на Западе события 1991 года. Директивой Минобороны СССР от 20 сентября 1991 года «об упразднении подготовки летного состава запаса в УАЦ ДОСААФ» было прекращено финансирование всех УАЦ, и Центральный совет союза оборонных спортивно-технических организаций суверенных государств (именно так в один момент переименовали привычный ДОСААФ) 13 января 1992 года принял постановление о преобразовании 17 УАЦ ДОСААФ в аэроклубы ОСТО России.

Родное название вернулось к аэроклубу уже без финансирования. С тех пор Ульяновский аэроклуб РОСТО, как и многие его собратья, был вынужден свернуть  многие направления деятельности и все силы направить на зарабатывание средств к существованию. Выполняли платное обучение прыжкам с парашютом, показательные полеты на праздники, авиахимработы, специализированные полеты по заказам предприятий, чтобы хоть как-то поддерживать в рабочем состоянии дорогостоящую технику и аэродромный комплекс. Патриотическое воспитание нового поколения, которое было раньше одной из главных задач аэроклуба, ушло на задний план. В 2009 году постановлением правительства РФ обществу вернулось его родное имя – ДОСААФ, но на финансирование аэроклубов это никак не повлияло. Его просто не было. Региональные органы власти, отягощенные своими заботами, тоже не торопились оказывать финансовую поддержку. Впрочем, при губернаторе Владимире Шаманове дважды удавалось организовать за счет областного бюджета летние сборы для подростков по обучению полетам на планере и прыжкам с парашютом, да областные власти помогли заасфальтировать небольшой участок дороги, подходящей к аэроклубу. При губернаторе Сергее Морозове правительство региона нашло возможность оказать аэроклубу помощь в закупке парашютов. На этом, наверное, все. Но авиационный спорт затратный, и без господдержки существовать не может. Парадоксально, но даже в США, как известно, ВВС совместно с местными властями финансирует большую сеть авиационно-спортивных клубов, тем самым подготавливая для себя будущих летчиков, инженеров и авиатехников.

Но если в соседних Самаре и Казани аэроклубы продолжают растить будущих авиаторов при поддержке областного бюджета, проводя регулярные летние сборы подростков по прыжкам с парашютом, выращивая новые команды спортсменов, то в Ульяновске (в «Авиационной столице») на это средств более так и не находилось.

Ульяновский аэроклуб вынужден был отказаться от здания штаба на Западном бульваре, из-за больших затрат на его содержание и на уплату налога на землю, которое возвращено в Росимущество и теперь стоит бесхозное. Аэроклуб пытались заставить платить огромный налог на земельный участок аэродрома по нормам, предназначенным для коммерческих предприятий (более 50 млн. руб. за год), и только благодаря вмешательству губернатора Сергея Морозова удалось отстоять под аэродром.

И в советское, и в постсоветское время  времена аэроклубы привлекали молодежь возможностью ощутить настоящее чувство полета. На аэродромах аэроклубов начинали свой путь к мечте знаменитый летчик Александр Покрышкин, знаменитый авиаконструктор Олег Антонов, первый космонавт Юрий Гагарин, многие известные летчики-испытатели, талантливые авиационные инженеры. Ульяновский аэроклуб может и дальше потихоньку развиваться. Но чтобы растить новые поколения авиационных спортсменов, инженеров, пилотов, собственных сил уже не хватит.

Каким чудом выживает сегодня аэроклуб, умудряясь не только содержать авиатехнику, но и организуя зональные соревнования по парашютному спорту, Всероссийские соревнования по вертолетному спорту, продолжая, насколько это возможно, обучать на свои средства молодых парашютистов? Чудо это называется любовью к авиации, увлеченностью небом, полетом, верой, что не деньги главное, а любовь к своему делу, к самолетам, к высоте. Как 90 лет назад это было самым главным, так и сегодня. Сменились времена, общественный строй, кардинально поменялась авиатехника, полностью изменились принципы взаимоотношений с государством, только любовь к авиации осталась. На ней и держатся.

В тексте использованы выдержки из статей краеведа Виктора Будкевича, материала архивов, архивные фото из музея Новоульяновска.