В преддверии принятия бюджета на 2022 год говорим с депутатами Заксобрания, входящими в аграрный комитет, об эффективности поддержки сельского производства и сельских территорий. Рамиль Хакимов — самый молодой аграрий в областном парламенте, ему 34 года. Представитель КПРФ на момент избрания в ЗСО работал в сельхозотрасли, а летом этого года возглавил региональное Агентство по развитию сельских территорий.

– Рамиль Шавкятович, вы в ульяновской региональной политике пока человек не очень известный. Расскажите, почему в 2018 году приняли решение идти в ЗСО? С какой целью шли?

– Я родился и вырос в поселке Октябрьском Чердаклинского района, где окончил Октябрьский сельский лицей и Ульяновскую государственную сельскохозяйственную академию. Ни для кого не секрет, что встать на ноги студентам достаточно сложно. Уже со студенческой скамьи отчетливо видны недостатки политической системы, хочется что-то исправить. Поэтому в 2009 году я вступил в ряды Ленинского Коммунистического Союза молодежи и начал заниматься общественной деятельностью, помощью людям. В 2017 году мне было предложено принять участие в избирательной кампании МО «город Новоульяновск». В результате я впервые стал депутатом. В 2018 году по партийным спискам КПРФ был избран депутатом Законодательного Собрания области. Вы знаете, что оппозицию у нас в области многие годы не жаловали, поэтому периодически приходилось непросто. Но желание противостоять несправедливости было сильнее, несмотря на предвзятое отношение властных структур.

– По образованию вы – ветеринар. Почему в свое время выбрали эту профессию? И актуальный вопрос – каким вы видите решение проблемы с бездомными животными в регионе?

– В детстве мои родители работали на ферме, было подсобное хозяйство, где я приучался к работе. Тогда мечтал построить свой свинокомплекс, поэтому и профессию выбрал неслучайно.

Вопрос по бездомным животным очень серьезный, помню, как раньше собак отстреливали прямо во дворах, это было ужасно. Меры, которые предпринимаются сегодня, на мой взгляд, являются более гуманными, но не совсем эффективными. Этот вопрос надо решать в комплексе.

– Вы работали в сельхозпредприятии, но затем ушли во власть, в середине этого года возглавили областное Агентство по развитию сельских территорий. Почему решили уйти из производства? Не жалеете ли об этом?

– Я понял, что с учетом наработанного мной опыта в сфере агропромышленного комплекса, а также знанием проблем и потребностей сельских жителей изнутри, гораздо большую пользу Ульяновской области я могу принести, перейдя на службу, охватывающую все муниципальные образования региона.

– Агентство нередко называют в числе организаций, созданных в последние годы с функциями, дублирующими министерства. Вы какими видите задачи своей организации, есть какие-то четкие функции? Вообще с лета его работу каким-то образом переформатировали или будете это делать?

–  Агентство имеет четкие цели и задачи, поставленные не только министерством АПК региона, но и федеральным центром. Это масштабная программа по комплексному развитию сельских территорий. В том числе, поддержка работников агропромышленного комплекса и социальной сферы в улучшении их жилищных условий, благоустройство сельских территорий, привлечение финансирования из федерального центра на строительство дорог и инженерной инфраструктуры, жилых домов и социальных объектов в районах области. Это активная инвестиционная деятельность. Так, в текущем году уже завершена реализация пяти инвестиционных проектов. Всего планируется завершить реализацию 10 инвестиционных проектов на общую сумму порядка 1,5 млрд рублей, в рамках реализации этих проектов будет создано 377 новых рабочих мест. Это сопровождение малых форм хозяйствования от первой консультации до участия в конкурсах на получение грантовой поддержки и многое другое.

– Какие меры поддержки сельхозпроизводители, просто жители села могут получить через вашу организацию?

– В соответствии с требованиями федерального центра на базе Агентства создан Центр компетенций (ЦК) в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров. Данное структурное подразделение отвечает за работу с малыми формами хозяйствования на селе и осуществляет консультирование граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, о существующих мерах государственной поддержки и помогает в подготовке документов, разработке проектов для участия в конкурсах по распределению грантов на создание КФХ. Кроме того, ЦК оказывает помощь сельскохозяйственным потребительским кооперативам и действующим КФХ в подготовке документов для участия в программах по предоставлению субсидий и грантов.

– Насколько велик спрос на оказываемую вами поддержку?

– Спрос на государственную поддержку есть постоянно. Приведу один пример. Начиная с 2019 года, только на грант «Агростартап» на начальном этапе ежегодно претендуют более 100 человек по различным направлениям сельскохозяйственной деятельности. По итогам заседания конкурсных комиссий в 2019 году выдано 22 гранта, в 2020 году – 15 грантов, в 2021 году – 10 грантов. Из них больше половины выданы на поддержку развития мясного и молочного животноводства. Таким образом, за три года, только данной мерой воспользовались 47 жителей Ульяновской области на сумму более 160 миллионов рублей.

За 2014-2021 годы в рамках программных мероприятий по комплексному развитию сельских территорий достигнуты следующие результаты:  улучшены жилищные условия у 936 сельских семей; введено в эксплуатацию 25 фельдшерско-акушерских пунктов; проложено 299 километров газовых сетей и более 176 километров локальных водопроводов; реализовано 1216 проектов поддержки местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности; построено более 26 км автомобильных дорог в сельской местности.

– То есть задача Агентства – не только поддержка сельхозпроизводителей, но и развитие села в целом. Как бы вы оценили состояние ульяновских сел сейчас, какие основные нерешенные проблемы выделили – нехватка работы по месту жительства, вопросы инфраструктуры?..

– Сельские территории являются стратегическим ресурсом любого субъекта Российской Федерации. Но в отличие от городской местности, сельские территории отличаются недостаточно развитой коммуникационной, транспортной и инженерной инфраструктурой, не обладают необходимыми условиями для развития предпринимательства, прежде всего малого бизнеса, не имеют соответствующей современным условиям базы для оказания сельским жителям образовательных, медицинских, жилищно-коммунальных и социально-культурных услуг.

– На ваш взгляд, в этой ситуации возможно ли возвращение села в советском виде – с крупными населенными пунктами, богатой инфраструктурой и так далее. Или в нынешних условиях к развитию села нужен другой подход? Какой?

– Дальнейшее развитие сельских территорий должно основываться на экономическом росте, увеличении объема производства сельскохозяйственной продукции, повышении эффективности сельского хозяйства, рациональном использовании земель.

Для этого необходимо повышать доступность всех видов ресурсов для реализации проектов развития. Например, удешевление и повышение доступности кредитов, в том числе по жилищному направлению, государственная поддержка самозанятых, микро- и малого бизнеса, предоставление земельных ресурсов вне конкурсной основы МФХ, расширение объемов государственной поддержки альтернативных видов занятости и народных художественных промыслов. А также обучение, сопровождение бизнеса на всех этапах жизненного цикла, развитие потребительской и перерабатывающей кооперации.

– Регион сейчас принимает бюджет на следующий год, в том числе определяются расходы по поддержке АПК. Может ли село рассчитывать на увеличение этой поддержки, появление новых мер, актуализацию существующих? Что положительного можно отметить в бюджете по вашей линии?

– Ежегодно Агентством и Министерством агропромышленного комплекса Ульяновской области проводится большая совместная работа с Министерством сельского хозяйства России по привлечению средств федерального бюджета на проекты по развитию сельских территорий. Эта работа дает свои плоды. К примеру, на начало 2021 года финансирование из федерального бюджета по госпрограмме составляло 255,4 миллиона рублей, в июле этого года из резервного фонда Правительства России нам удалось дополнительно получить 201 миллион на благоустройство и развитие инженерной инфраструктуры сельских территорий. А на 2022 год предварительный объем финансирования из федерального бюджета составляет 403,9 миллиона рублей. И эта цифра не окончательная, так что село не забыто.