Самарская и Ульяновская области подписали соглашение с корпорацией «Туризм.РФ» о поддержке регионов в сфере внутреннего и въездного туризма. После этого акта самарский губернатор Дмитрий Азаров рассказал о разрабатываемом проекте — сквозном для регионов ПФО, который свяжет обе области и Татарстан.

«Речь идет о возобновлении скоростных речных перевозок. Проект должен быть не только экономически выгодным, но и экологичным. Планируется, что пассажирские речные перевозки будут осуществляться в том числе на судах, работающих на сжиженном природном газе», — сказано в сообщении самарского правительства.

— Мы рассчитываем вывести внутренний туризм на качественно новый уровень, увеличить турпоток в Ульяновскую область. Также мы нацелены на привлечение инвестиций и создание рекреационных территорий, а значит, новых рабочих мест, — отметил ульяновский губернатор Алексей Русских.

Самарская область — один из лидеров в этой сфере: речные пассажирские перевозки в губернии есть между 25 остановочными пунктами, а речной транспорт ежегодно перевозит более миллиона пассажиров. Тем не менее эксперты неоднократно поднимали проблему нехватки транспорта для развития водного туризма. По их оценке, в ближайшие десять лет в области практически весь парк туристических судов может прийти в негодность. И уже звучали предложения о том, что именно за счет регионального бюджета нужно приобрести новый современный теплоход под туристический круиз вниз и вверх по Волге, который свяжет города Поволжья, в то же время привлекая туристов на самарскую землю. Даже название теплоходу предлагали— «Самара».

Ситуация в Ульяновской области вряд ли может сейчас претендовать даже на минимально положительные упоминания. При местном речном вокзале базируется лишь небольшой теплоход «Герой Юрий Эм» из серии «ОМ» и уж совсем крошечный безымянный «МО», оба курсируют с прогулочными рейсами фактически в городских водах.

О скоростном водном транспорте в Ульяновске успели забыть основательно. Недавно от утилизации удалось спасти последний когда-то приписанный к Ульяновскому речпорту «Метеор», он теперь установлен в качестве памятника (а заодно летнего кафе) в парке «Прибрежный».

— Решение внушает определенный оптимизм, — делится соображениями ульяновский краевед доцент Ульяновского госуниверситета Сергей Петров, — но готова ли наша инфраструктура к приему скоростных судов? Если взять два важнейших природных туристических объекта — национальный парк «Сенгилеевские горы» и геопарк «Ундория», то ни здесь, ни там такие суда даже не смогут пришвартоваться, пристани просто отсутствуют.
Инфраструктура разрушена и в других населенных пунктах, куда раньше заходили речные суда самых разных габаритов. Показательный пример — руины причальных сооружений пристани Белый Яр в одной из местных курортных зон.

Подробности сквозного проекта речного туризма пока в разработке. Похоже, одним из вариантов может быть использование новых современных судов на подводных крыльях как объединяющее обе альтернативы: речное путешествие и пассажирские перевозки. Водный маршрут, тем более по Волге, способен стать таким предложением «два в одном», считают эксперты. Наверняка в Нижегородской области, где строят «Метеоры» и «Валдай», будут очень рады реализации подобного сценария.

О намерении приобрести такие суда Алексей Русских заявлял в сентябре. Речь шла о закупке трех «Метеоров» и создании единой судоходной компании с Самарской областью и Татарстаном.

— Смотрел я эти новые «Метеоры»: там довольно комфортные самолетные кресла, сзади есть бар, куда можно выйти освежиться. Неплохую машину сделали. Нужно понимать, какая будет нагрузка на бюджет. И отдельно нужно посчитать сообщение между районами области. Я разговаривал с губернатором Нижегородской области, они как раз купили «Валдай» на 60 мест, замкнули поселки, он пользуется спросом, — рассказал Русских.
По предварительным расчетам, стоимость билета на «Метеор» из Ульяновска до Казани и Самары составит от 800 до 1500 рублей.

АКЦЕНТ
Одним из вариантов может быть использование новых современных судов на подводных крыльях как объединяющее обе альтернативы: речное путешествие и пассажирские перевозки

Между тем
Корпорация «Туризм.РФ» подключится к развитию двух территорий в самарском регионе —«Самарская Лука» и «Сокольи горы». Проекты были отобраны в числе первых 50 по стране из 385 инвестпредложений. В ближайшее время приедут федеральные эксперты, чтобы на месте оценить потенциал туристических территорий, сформировать концепции их развития. Ульяновский губернатор, в свою очередь, рассчитывает, что помощь будет оказана и в создании туристско-рекреационного кластера «Ивановский залив» и геопарка «Ундория».


Так сейчас выглядят причальные сооружения пристани Белый Яр — одной из курортных зон Ульяновской области. Фото Александры Салтыковой