1 декабря в Общественной палате РФ на общественных слушаниях по обсуждению лучших практик в теме здорового питания руководитель Ассоциации операторов питания Ульяновской области Ростислав Эдварс поделился опытом, который существует в регионе. Здесь используется финансовая и правовая модель, которая позволяет решить ряд проблем. Ее суть – перечисление бюджетных средств на лицевые счета родителей, учащихся целевым образом, только на горячее питание. Факт получения питания подтверждается тремя сторонами: школой, оператором и родителем, – что исключает возможность нецелевого расходования средств. Наработки Ульяновской области были высоко отмечены экспертами.
Ростислав Эдварс напомнил, что вся страна с 1 сентября 2020 года находится в новых реалиях – по поручению президента власти обязаны обеспечить бесплатным, качественным и безопасным горячим питанием школьников с 1 по 4 классы. Также до 2023 года в российских школах должна быть полностью сформирована современная инфраструктура.
К сожалению, во многих регионах наблюдается удручающая картина – реализация закона выявила ряд проблем, связанных с тем, что советская система питания была разрушена, а новая стратегия не сформирована. Некоторые субъекты РФ вынуждены работать, исходя из существующих возможностей и своих представлений об эффективности. Это привело к ухудшению качества питания, снижению инвестиционной привлекательности отрасли и стагнации в части инфраструктуры. Значительная часть российских школ была построена во времена СССР, где проектировались кухни доготовочного типа, на которые должны поступать полуфабрикаты и готовые блюда с комбинатов питания. Эксперты констатируют – в таких пищеблоках невозможно работать на сырье, поэтому сегодня массово нарушаются санитарные правила, что несет угрозу здоровью детей.
В Ульяновской области, как показал мониторинг, 72% цехов – доготовочные, 25% работают частично на сырье и полуфабрикатах, 3% – полностью сырьевые. Ситуация во Владимирской области несколько оптимистичнее: 26%, 18% и 48% соответственно, также имеются раздаточные – показатель составляет 8%. При этом, данные собраны по сведениям директоров школ, скорее всего, реальная картина иная.
– По сути сырьевой пищеблок – это полноценный мини-пищевой комбинат в каждом образовательном учреждении со своей лабораторией и ветврачами, цеховыми делениями. В строящихся школах пищеблок занимает порядка 650 кв. метров, но в основном идет под использование доготовочного типа, когда цеха используются не все. Мы должны смотреть на индустриальный подход – готовиться еда должна на школьном пищеблоке с полной термической обработкой, но получаться сырье должно через специальные логистические комплексы, которые полностью отвечают за качество. К сожалению, если не будет полноценного лабораторного обследования продуктов, по итогам прокурорских проверок продолжат выявляться нарушения, – говорит Ростислав Эдварс.
Он ссылается на данные аналитиков – на модернизацию одного пищеблока требуется порядка 5-6 млн рублей. В настоящее время в обновлении нуждаются 42 тысячи российских школ, сумма на ремонт внушительная – требуется около 250 млрд рублей. Выступающий считает, что власти должны предложить эффективный механизм государственно-частного партнерства, чтобы финансовая нагрузка распределялась на всех.
Речь идет о коллаборация бизнеса, государства, родителя-заказчика и ребенка-потребителя, а это, как следствие, рост конкуренции, а главное – качества питания. В регионе выбор оператора питания и контроль за качеством приготовления блюд доверили родителям, а не чиновникам. Именно такой комплексный подход может помочь реализовать эффективную модель ГЧП. Напомним, опыт нашего региона был признан лучшим по итогам всероссийского конкурса Минпросвещения РФ 2019 года.
Член Общественного совета при Министерстве спорта РФ Анна Лаврова обратила внимание участников на тот факт, что получение рационов питания детьми и подростками напрямую отражает состояние социального благополучия и стабильности в обществе. Также эксперт согласилась с тезисом Ростислава Эдварса, что «для полноценной реализации поставленной задачи должна быть выстроена индустриальная система питания, а перестроить все школы, в том числе те, что были возведены еще в советские времена, попросту невозможно».