Публикация группы “Старый Ульяновск. Brandergofer” Часть 1. У истоков. На декабрь приходится две даты, связанные с Симбирским-Ульяновским театром. Не юбилейные в этом году, но все же повод. 27 ноября (8 декабря по новому стилю) 1774 года состоялась первая документально зафиксированная постановка на симбирской сцене – пьеса М.И. Веревкина «Пугачев Емелька». А 23 ноября (5 декабря по новому стилю) 1879 года прошел первый спектакль в новом каменном театре М.Ф. Прянишникова. В этом здании, ныне реконструированном, размещается Ульяновский драматический театр. Точка в заочном споре маститых исследователей о дате основания Симбирского театра так и не поставлена. Одни авторы ведут отсчет от 1774 года, когда пьеса М.И. Веревкина «представлена в первый раз на Симбирском театре». Н.А. Державин называл 1780 год – дату основания крепостного театра Н.А. Дурасова. К.А. Селиванов и Ж.А. Трофимов считали началом 1785-1790-е годы, к которым относятся первые сведения о существовании городского общедоступного театра… Видимо, по-своему правы все авторы. Все зависит от того, что считать началом Симбирского театра: первые сценические опыты, независимо от того, где и кем они были поставлены; появление любого первого театра со своим помещением, более-менее постоянной труппой и регулярными спектаклями или же только театра публичного, общедоступного. Обо всех этих этапах речь пойдет далее. Говоря о Симбирском театре, нельзя не упомянуть Никиту Афанасьевича Бекетова (1729-1794) – сына симбирского воеводы, дядю поэта И.И. Дмитриева, впоследствии астраханского генерал-губернатора, «первого лицедея из симбирян». После смерти Петра I «умер и только начавший формироваться русский национальный театр, и театральные «игрища» опять надолго сделались домашним развлечением особ Императорской фамилии и зажиточных людей» (Н.А. Державин). Во дворцах ставились французские и итальянские пьесы и оперы. Н.А. Бекетов был активным участником театрального кружка, созданного в Петербургском сухопутном шляхетском корпусе. Сыгранная кадетами пьеса А.П. Сумарокова «Хорев» имела огромный успех. По приказу Елизаветы I спектакль был показан в Зимнем дворце и вызвал восторг императрицы. Кадеты еще не раз ставили пьесы при дворе, и благодаря этому 30 августа 1756 г. издан Высочайший указ, учредивший «Русский для представлений трагедий и комедий театр» во главе с Сумароковым. Приглянувшийся Елизавете Петровне юный Бекетов ненадолго стал ее фаворитом. Вчерашний кадет делал стремительную карьеру, за один год став полковником и генерал-адъютантом всесильного графа Разумовского. Но вскоре интригами прежнего фаворита графа Шувалова он был опорочен в глазах императрицы и удален от двора. Никита Афанасьевич посвятил жизнь службе, достигнув немалых высот. Увлечение театром Бекетов передал своим симбирским родственникам: Дурасовым, Пашковым, Колицким, что немало способствовало возникновению симбирского театра. Дворянский Симбирск, родина Н.А. Бекетова, во второй половине XVIII века жил широко и беспечно. «По зимам беспрестанно бывали балы, обеды, катанья, так что не доставало дней в неделе, чтобы удовлетворить гостеприимных хозяев. Главным содержанием жизни передового симбирского сословия являлось веселье, сдобренное сытыми обедами и подогретое обильными возлияниями» (Н.А. Державин). И.И. Дмитриев писал в воспоминаниях о симбирской юности: «Тогда еще не было в провинциях ни театров, ни клубов, которые ныне… разлучают мужей с женами, отцов с их семейством. Тогда едва ли кто понимал смысл слова «рассеяние», ныне столь часто употребляемого…». Но многие симбиряне обладали более богатыми духовными запросами, и потребность в культурных развлечениях была велика. «Рассказы лиц, посещавших столицу, о театре и появлявшиеся одна за другой в русской литературе трагедии и комедии являлись в то время наиболее животрепещущими темами для разговоров среди более интеллигентной части симбирского высшего общества» (Н.А. Державин). На титульном листе рукописи пьесы М.И. Веревкина (РГАЛИ) рукой автора написано: «Комедия «Пугачев Емелька» в трех действиях, представлена в первый раз на Симбирском театре благородными действующими лицами. Ноябрь, 27 дня 1774 года». Во время Пугачевского бунта в Симбирске размещался штаб командующего правительственными войсками графа П.И. Панина. А начальником его походной канцелярии был драматург, поэт и переводчик Михаил Иванович Веревкин (1732-1795), один из образованнейших людей своего времени. В его пьесе описаны события, происходившие в Симбирске осенью 1774 года и реальные жители города. По словам Вяземского «пьеса осмеивала некоторых из симбирских лиц и была представлена в их присутствии». Вскоре пьесу запретила цензура, и она была опубликована лишь в 1785 году под названием «Точь-в-точь. Комедия, сочиненная в Симбирске». Показ пьесы М.И. Веревкина в Симбирске – первая известная, но, вероятно, не единственная театральная постановка того времени. И все же это было эпизодическое мероприятие, а слова «представлена… благородными действующими лицами» явно говорят о любительском характере труппы. Вряд ли это представление можно считать началом истории Симбирского театра, но несомненно – важной вехой. В конце XIX – начале ХХ вв. широкое распространение получили крепостные театры. Николай Алексеевич Дурасов – богатейший симбирский помещик, один из наследников огромного состояния купцов и заводчиков Мясниковых, – состоял в родстве с Н.А. Бекетовым и с его легкой руки стал театралом. Дурасову принадлежало несколько крепостных театров: в Москве, подмосковном Люблино, Симбирске и симбирских имениях. На все Поволжье были известны театры Дурасова в Архангельском и Никольском. На представления, сопровождаемые хором и оркестром, собиралось все окрестное дворянство. Уровень дурасовских постановок заметно отличался от большинства крепостных театров, рассчитанных на непритязательные вкусы владельцев. Обучением московской труппы занимался выдающийся актер П.А. Плавильщиков; ставилась классика: Шиллер, Реньяр и др., нередко постановки переносились в публичные театры. Вероятно, обученные Плавильщиковым актеры пополняли и симбирскую труппу. Оркестр Н.А. Дурасова считался одним из лучших в Москве. Начало регулярных представлений симбирского театра Дурасова относится к 1780 году. Вероятно, для «личного пользования» он существовал и раньше, но в 1780 году было образовано Симбирское наместничество, и местное общество желало придать своей жизни столичный лоск. Надо полагать, представления являлись в какой-то степени публичными, но лишь для избранного круга лиц. Крепостной театр Н.А. Дурасова существовал до 1785 года. За это время театр прочно вошел в жизнь симбирского общества, и вскоре появились другие труппы крепостных актеров. В 1786 году возник театр А.Е. Столыпина, прадеда М.Ю. Лермонтова, включавший драматическую и оперную труппу, хор и оркестр. Его крепостные актеры обучались в Москве у лучших педагогов. Столыпинский театр гастролировал в Поволжье; в 1797-1798 гг. с успехом выступал в Москве. В 1806 г. «проевшийся» Столыпин предложил Московскому театру купить его труппу из 74 актеров с семьями, и предложение было с радостью принято. Благодаря этой сделке московская сцена обогатилась такими известными актерами, как В. Новикова (Варенька Столыпинская), И. Кураев, В. Репин и др. В это же время в Симбирске существовали крепостные труппы помещиков Татищева и Ермолова. «Обе труппы незамечательные» по словам писателя М.И. Пыляева, они все же вызывали некоторый интерес у публики. Зато театр князя Грузинского в Алатырском уезде, ставивший пышные, но убогие по содержанию «пасторали» местного «сочинителя Семена Титыча», к подлинному сценическому искусству имел мало отношения. Появление в Симбирске публичного театра с продажей билетов всем желающим Ж.А. Трофимов связывает с пожертвованием Н.А. Дурасовым в 1785 году своего огромного особняка в Троицком (ныне Краснознаменном) переулке симбирскому дворянству. И.И. Пушкарев писал: «Купец Пустынников первый выстроил на нагорной части города каменный дом, прожектированный искусным архитектором в Москве. Как наружною красотою, так и внутреннею отделкою этот дом мало уступит отличным зданиям столиц». В доме Пустынникова (Мясниковых, позже Дурасова) останавливалась Екатерина II; в нем был штаб графа П.И. Панина, где он допрашивал пленного Пугачева. Позже здесь несколько лет размещалось Дворянское собрание. Ж.А. Трофимов считал, что в этом особняке и шли представления частного театра Дурасова, а потом – публичного театра. Но есть и другое мнение. В Сборнике исторических и статистических материалов о Симбирской губернии 1868 года о Н.А. Дурасове говорится: «Для театра употреблял свой дом в Симбирске (принадлежащий ныне гимназии), а другой, самый красивый и обширный, где гостила в 1767 г. Екатерина II, подарил Симбирскому дворянству, в нем были собрания до времени выстройки нового дома» (статья А. Ярового «Твердышев», с. 191). Н.А. Державин, видимо основываясь на этом указании, писал: «Дом Дурасова, в котором помещался его театр, около 1785 года перешел в собственность дворянства, а в следующем 1786 году в нем было открыто главное народное училище. В этом, дважды потом перестроенном доме, впоследствии помещалась мужская классическая гимназия». В действительности здание Главного народного училища построено в 1790 году по проекту И.П. Тоскани, в 1809-м в нем открыта гимназия, а в 1839-1840 гг. здание перестроено по проекту М.П. Коринфского. Мог ли прежде на месте гимназии находиться дом Н.А. Дурасова, где помещался его крепостной театр? Вопрос остается открытым. По свидетельству современников, уже через 15-20 лет после постройки здание Главного народного училища было очень ветхим (по И.Я. Христофорову «полусгнившим»). Возможно, в его основе действительно лежала «начинка» старого дома. Кстати, в первое время в этом здании, помимо Главного народного училища, размещались также Дворянское собрание, разные учреждения и даже типография. Что же касается первого публичного театра, то он, по мнению как Н.А. Державина, так и Ж.А. Трофимова, действительно мог размещаться в бывшем доме Дурасова в Троицком переулке. Других зданий, способных вместить много зрителей, в Симбирске тогда просто не было. И.А. Второв описывает постановку «на городском театре» в 1804 году: «Публика съехалась и заняла все места. Ложи были в два яруса, партер и раек заполнены зрителями…». Ж.А. Трофимов писал: «То обстоятельство, что с 1785 года театр действовал не в частном, а в общественном здании и стал в самом деле публичным, и дало повод краеведам начать отсчет истории нашего театра с этой даты». Справедливости ради надо отметить, что это дата не основания театра, а пожертвования Дурасовым своего дома в Троицком переулке дворянству. Первые же сведения о публичном театре содержатся в «Записках» литератора И.А. Второва, датированных 1792 годом. Надо полагать, театр существовал и раньше: Второв пишет о его посещении, как о вполне обыденном деле. Вероятно, на сцене первого публичного театра выступали крепостные труппы, актеры-любители и гастролеры. Давались драматические постановки, оперы, разные развлекательные представления. И.А. Второв пишет, что 17 октября 1792 года был «в театре при представлении оперы Збитенщика», а 4 ноября смотрел «удивительные действия» заезжего комедианта. В 1793 году Второв описывает, как его сестра Александра отправилась в театр, переодетая в мужское платье, «смотреть представление «Мельника» Аблесимова». В «Записках» И.А. Второва говорится, что уже в 1793 году в симбирском театре были «народные» – дешевые места. В конце XVIII века театр прочно вошел в городской быт. В начале XIX века в Симбирске существовал сценический кружок (домашний театр) помещика, масона Ивана Васильевича Жадовского. По словам современника: «Семейство Жадовских состояло из театралов: сам он был большой любитель и хороший актер, а дочь его, Аграфена Ивановна, – не только отличная актриса, лучше которой, по словам Второва, не было в Москве и Петербурге, но и писательница». Членом театрального кружка Жадовских был, в частности, сын губернатора П.В. Сушков. Дочери владельца крепостного театра А.Е. Столыпина также «изволили занимать высокие амплуа в трагических пьесах». Жадовские полностью отказались от использования крепостных актеров в спектаклях. И.А. Второв упоминает о двух постановках театра Жадовских. В 1802 году играли некоего «Беверляя». В 1804-м по предложению губернатора Жадовские представляли «на городском театре» пьесу «Английский купец Бот», переведенную с французского Аграфеной Ивановной. П.В. Сушков писал в воспоминаниях о постановке в 1803 году трагедии Вольтера «Сеид», в которой он и А.И. Жадовская исполняли главные роли. Представители кружка разночинцев-интеллигентов Н.М. Веревкин, И.А. Второв, Цветков, Иванов и др. сначала участвовали в спектаклях Жадовских, а в 1817 году организовали свой театр в здании гимназии. Театр пользовался успехом у симбирян, но попечитель Казанского учебного округа М.Л. Магницкий приказал «убрать сцену из зала гимназии и прекратить самые представления». Директор гимназии, поддержанный дворянством, в январе 1820 г. обратился к Магницкому с просьбой сохранить сцену, «дабы самим, или другим артистам, иметь возможность по временам играть на оной». Магницкий ответил категорическим отказом: «Я не признаю приличным образование юношества помощью театра… В рассуждении же допущения в гимназию настоящих артистов нахожу сие еще менее приличным». В 1820-х годах в Симбирске гастролировала саратовская труппа, участником которой был «виртуоз русской песни» Николай Григорьевич Цыганов. При содействии заметившего его в Симбирске писателя М.Н. Загоскина Цыганов попал в труппу Малого театра в Москве и приобрел всероссийскую известность. Вероятно, выступления тогда по-прежнему проходили в бывшем доме Дурасова в Троицком переулке, хотя точных данных об этом нет… Никита Афанасьевич Бекетов (1729-1794) – недолгий фаворит императрицы Елизаветы Петровны, генерал-поручик, астраханский генерал-губернатор (1763-1780), «первый лицедей из симбирян». Копия первого регулярного плана Симбирска, утвержденного Екатериной II 14 марта 1780 года, составленная в начале XIX века (фрагмент). Показаны также здания, построенные после утверждения плана. Здание Главного народного училища, с 1809 г. Симбирской гимназии, якобы построенное на месте гипотетического дома Н.А. Дурасова, в котором размещался его крепостной театр. Крепостной театр. Рисунок неизвестного художника XVIII века. «Старое дворянское собрание» – бывший дом Н.А. Дурасова в Троицком (ныне Краснознаменном) переулке, подаренный им в 1785 году дворянству. Вероятно, в этом здании в конце XVIII – начале XIX вв. размещался первый в Симбирске публичный «городской» театр. Троицкая церковь, почтовая контора – бывший дом Н.А. Дурасова (в центре, без крыши) и дом Бычковой после пожара 1864 года. Часть 2. Эпоха деревянных театров. В 1830-х гг. в Симбирске появилось первое здание, построенное специально для театра. По писанию П.Л. Мартынова, это был «простой дощатый сарай; внутри он был обит войлоком, и на зиму ставились, для отапливания его, железные печи. … В театре был один ярус лож, и только три ряда кресел, цена которым была одинаковая; за креслами следовали: места за креслами, потом «партер», и, наконец, галерея, помещавшаяся сзади лож, против сцены». Театр находился «на углу Бараньей слободки [с 1898 г. Театральная улица, ныне верхняя часть ул. Минаева] и Александровской площади, наискось Александровского сада». Расположение его близ общественного Александровского сада – популярного места гулянья и отдыха горожан – способствовало привлечению публики. На средства, пожертвованные в 1838 г. купцом Г.В. Скорняковым, вокруг сада была возведена ограда на каменных столбах. Через год в северо-восточном углу сада возведено сохранившееся доныне здание «дворянского вокзала» – летнего дворянского клуба, места отдыха. Театр пришелся тут как нельзя более кстати. Постоянной труппы в театре не было; выступали артисты, набираемые на один сезон или заезжие гастролеры. С 1838 г. начала издаваться газета «Симбирские губернские ведомости», и по кратким объявлениям в ней можно составить некоторое представление о репертуаре. Жанры были различными: трагедии, комедии, отрывки из опер, водевили. Названия большинства из них сейчас, пожалуй, известны только знатокам-театралам. Так, в сезон 1840 г. театр снимала труппа под управлением известного в Поволжье антрепренера Е.Ф. Стрелкова. В репертуаре: драма в стихах «Пятнадцать лет разлуки» И.А. Бахтурина, мелодрама из эпохи французского короля Карла V «Обриева собака» (афиша на фото 1), водевили «Родственник или покойник-то не умер» и «Проказы на масленице» и др. В заключение исполнялись русские песни, комические куплеты, танцевальные номера и т. д. Спектакли не повторялись, да и публика почти не менялась: билеты на лучшие места покупали на весь сезон. Места были довольно дорогими: в ложах – 3 руб., в креслах – 1 руб., за креслами – 60 коп., в партере – 30 коп., на галерке – 20 коп. серебром. Театр работал только летом: добраться по осенней распутице или зимним сугробам на окраину города было проблематично. Все более очевидной становилась потребность в новом, более удобном театре. В 1846 году «окончилась постройка теплого деревянного театра на площади, в конце Большой Саратовской улицы [ныне ул. Гончарова], между Лисиной [ныне К. Либкнехта] и Театральной [ныне Минаева] улицами» (П.Л. Мартынов). Старое здание в Бараньей Слободке за ненадобностью было продано на слом. Инициатором строительства стал губернский предводитель дворянства Михаил Михайлович Наумов, вложивший в новый театр 6000 руб. собственных средств. Строительство велось под руководством кондитера, мещанина Александра Матвеевича Слепнева. Готовый театр М.М. Наумов подарил Слепневу, именем которого симбиряне и называли театр. Осенью 1846 года в новом здании открылся первый театральный сезон. Деревянное двухэтажное с антресолями здание театра хорошо видно на фотографии Альберта Баха, сделанной в 1867 году (фото 2). Вперед выступает украшенный резьбой портик с колоннами. Три входные двери вели в фойе, за которым находился зрительный зал на 400 мест. В скромном театре было все необходимое: артистические уборные, комнаты для репетиций и хранения реквизита, буфет и т. д. Билеты в партер обычно стоили 1 рубль, в ложи – 2 руб., стоячие места на галерке – 30 коп. Писатель граф В.А. Соллогуб в очерке «Симбирский театр» оставил очень интересное описание: «Я приехал в Симбирск не в первый раз, и потому с приятным удивлением заметил на улицах двойную кайму дощатых тротуаров – роскошь, до того времени в Симбирске небывалую. Прежде симбирский год простодушно разделялся на две эпохи: эпоху грязи и эпоху пыли… Я тотчас пошел шагать по тротуарам и вцепился в первого знакомого человека… – Ну, как вы поживаете? – спросил я. – Это наш театр. Его недавно выстроил кондитер. Порядочное зданьице. …Я отправился в театр и подал Аполлону целковый… Аполлон, принявший на этот раз черты старого кассира, взглянул на меня с удивлением… и подал на выбор целую груду билетов, из чего и заключил я, что сбор должен быть незначителен. Я вошел в залу. Театр невелик, но выстроен умно: два ряда лож, партер, места за креслами – все это чистенько. Видно, кондитер мастер своего дела. В партере сидело два человека в шубах; в местах за креслами терпеливо дожидался татарин; кое-где пестрели еще две или три дамы с накинутыми на голову платками. Несколько тусклых ламп освещали эту новую степь, воздвигнутую посреди симбирской степи. В оркестре дремало человек пять музыкантов при слабом мерцании сальных огарков… Первую пьесу сыграли порядочно… За пьесой последовал водевиль… Его сыграли… превосходно, сыграли так, как разве играют в Александрийском театре, в бенефисный день, когда зала трещит под зрителями… В пьесе участвовали четыре лица, и все играли не только удовлетворительно, но замечательно хорошо… Я схватил афишку и отыскал имя г-жи Ершовой. Слыхали вы, читатель, когда-нибудь про г-жу Ершову? … На петербургской сцене для ее ролей нет решительно никого, и грустно мне было видеть такое блестящее дарование в темном сарае, где судьями сидели две шубы, татарин, да я, зашедший случайно в театр…» А вот у И.А. Гончарова осталось не лучшее впечатление о симбирском театре. В письме А.Н. Майкову в июле 1849 г. он писал: «Был в здешнем театре: это было бы смешно, если бы не было очень скучно. Симбиряки похлопывают, хотя ни в ком нет и признака дарования. Но я рад за Симбирск, что в нем есть театр, какой бы то ни был. Глупо было бы мне, приехавши из Петербурга, глумиться над здешними актерами, и оттого я сохранил приличную важность, позевывая исподтишка». Деревянный театр Слепнева пережил страшный пожар 1864 года, опустошивший Симбирск. «И огонь был против него бессилен: сгорело все, окружавшее театр, а он, без всякой особенной защиты, остался невредим» («Волжский вестник», 20 июня 1879 г.). Корреспондент «Санкт-Петербургских ведомостей» язвительно писал: «Как бы в насмешку пожар, истребивший дотла целый город, оставил невредимым в самой середине его дрянной деревянный театришко». А между тем «дрянному театришке» было чем гордиться. Н.А. Державин писал в 1914 г. о театре Слепнева, в котором «звенел серебряный голос знаменитого «незабвенного Торопки» – А.О. Бантышева, чаровал слух бархатный баритон Н.В. Лаврова, развивался талант будущей артистки-чаровницы, а тогда еще девочки-подростка Полины Стрепетовой, делали в нем свои первые шаги перед огнями рампы М.И. Писарев, В.Н. Андреев-Бурлак, К.З. Пузинский и многие другие». В 1851 г. в Симбирском театре выступала труппа петербургской Итальянской оперы; особое впечатление на зрителей произвела Амалия Корбари «одушевленной игрой, грацией и прекрасной наружностью» («СГВ», 24.02.1851). Итальянская труппа под руководством Ф. Бергера вновь порадовала симбирян осенью 1860 г., исполнив «Травиату», «Севильского цирюльника» и другие оперы («СГВ», 15.10.1860). В 1854-1855 гг. в Симбирске выступал знаменитый оперный певец Александр Олимпиевич Бантышев – «московский соловей», солист Большого театра. В январе 1860 г. в симбирском театре с успехом прошла комедия А.Н. Островского «Бедность не порок» (в гл. роли К.Ф. Берг), а 31 октября 1861 г. – пьеса «Гроза», лишь недавно опубликованная. «СГВ» от 15 ноября 1861 г. писали: «…С нетерпением ждали мы постановки этой пьесы… Много толков о выполнении ее мы слышали во время спектакля между антрактами…». Газета особо отмечала удачное исполнение роли Катерины известной актрисой Е.А. Трусовой-Васильевой: «Выполнение этой роли можно было ожидать только от артистки с большим талантом и опытностью… Мы услышали голос живой человеческой души…» Летом 1862 г. в Симбирске проходили гастроли знаменитых московских исполнителей: тенора М.П. Владиславлева, комика В.И. Живокини и др. В зимний сезон того же года выступала нижегородская драматическая труппа. «Сверх того было несколько благотворительных спектаклей обществом любителей» («СГВ», 24.03.1862). Среди артистов-любителей в газете упомянут будущий неподражаемый исполнитель женских ролей К.З. Пузинский. Константин Зефиринович Пузинский (1836-1916), юрист по образованию, служил судебным следователем. С юности участвовал в любительских спектаклях, особенно удачно выступая в женских ролях. В 1869 г. он резко изменил свою судьбу, став профессиональным актером. Пузинский получил всероссийскую известность, исполняя роли «комических старух». До самой смерти он играл на сцене Симбирского театра. С 1863 г. театр Слепнева снимал антрепренер Н.И. Иванов, сумевший привлечь в труппу многих талантливых актеров. В 1867 г. он заключил контракт с будущей великой актрисой Полиной Антипьевной Стрепетовой (1850-1903). Ей тогда было 17 лет. В Симбирске Стрепетова дебютировала в пьесе П.Д. Боборыкина «Ребенок». Она вспоминала: «Со страхом и трепетом пришла я в театр. До сих пор мне не приходилось играть рядом с такими блестящими красавицами, и я робела своей некрасивой фигуры. Но все обошлось благополучно – прием оказался отличным». Об исполнении маленькой роли в банальной мелодраме «Светские ширмы» Стрепетова писала: «…Словно неведомая сила охватила меня, я забыла все – театр, зрителей…, сдержанное «браво» глухим рокотом прокатилось по зале. Странно! В этот момент я его не заметила, так же, как и бурных аплодисментов…, я ушла от окружающей действительности в ту жизнь, которая на время стала моей». В Симбирске Полина Стрепетова встретилась с писателем В.А. Соллогубом, который сказал ей: «У вас есть большое дарование, не бросайте сцены, а учитесь и занимайтесь серьезно – перед вами прекрасное будущее». Позже Соллогуб советовал известному антрепренеру П.М. Медведеву: «Поезжайте-ка в Симбирск, посмотрите актрису Стрепетову. Это такой талантище, что может прогреметь на всю Россию». И ведь прогремел! В 1867 г. на сцене театра Слепнева как профессиональный актер дебютировал уроженец Симбирска, капитан волжского парохода Василий Андреев. Так началась творческая карьера выдающегося российского актера Василия Николаевича Андреева-Бурлака (1843-1888). Осенью того же года артистом Симбирского театра стал Модест Иванович Писарев (1844-1905) – будущий знаменитый актер, педагог, критик и муж П.А. Стрепетовой. «Волжский вестник» В.В. Черникова в 1879 г. писал: «Так как эта постройка была временная, на городской земле и не соответствовала городскому плану, то Дума объявила было спор, но Слепнев добыл какой-то документ, в роде данной на владение, и при содействии высших властей успокоил городское общество и сохранил театр». Сборы не покрывали расходов на содержание и ремонт театра, так что в 1867 г. А.М. Слепнев даже объявлял в Губернских ведомостях о продаже части имущества: стульев, кресел и др. Еще при жизни Слепнева здание обследовалось на предмет прочности, но комиссии так и не пришли к единому мнению. «Для примирения спорящих делались подставки, подводились бревна, фундамент и, по-видимому, все это без особенной надобности, так как театр стоял так же твердо и прямо, как и в первый год своего сооружения» («Волжский вестник», 20.06.1879). Театр успешно работал до самой смерти Александра Матвеевича Слепнева, наступившей зимой 1868 года. Его наследницы – жена и дочь – отказались заниматься театром, уже требовавшим ремонта. Здание было опечатано, а в 1869 г. продано за 2000 руб. дворянину, коллежскому секретарю С.Н. Нейкову. Сергей Николаевич Нейков – богатый помещик, владелец конного завода – был завзятым театралом и неплохим музыкантом, основателем Симбирского общества любителей музыки. Театр он приобрел исключительно из любви к сценическому искусству, не ожидая дохода. Чтобы сделать театр общедоступным, в 1870 г. он давал «народные спектакли» с ценами местам в креслах первого ряда – 1 руб., а на галерке – 15 коп. С.Н. Нейков потратил более 3000 руб. на ремонт здания, желая взамен получить от города право 12 лет пользоваться землей, занимаемой театром. Городская управа не пошла на уступки, и Нейков 5 января 1871 г. поместил в «Симбирских губернских ведомостях» объявление о продаже здания. Новым владельцем театра стал помещик, меценат, отставной полковник князь Николай Сергеевич Вяземский – потомок историка В.Н. Татищева и друг М.Ю. Лермонтова. Городской думе он изложил свои планы увеличить количество мест в театре, снизить цену билетов, содержать постоянную труппу, пополнить реквизит и т. д. Главная его цель, писал Вяземский, «сделать театр доступным для посетителей всякого состояния». С.Н. Вяземский намеревался вложить в реконструкцию здания до 3-х тысяч руб., но, испытывая денежные затруднения, предложил городу купить у него театр за 5 тысяч. При этом он обещал сделать ремонт и взять театр в аренду на 5 лет, если получит право бесплатного пользования землей и освобождение от городских налогов. От покупки театра городские власти отказались, но предоставили Вяземскому льготы на 18 лет, а «по истечении 6 лет кн. Вяземский обязуется театр продать городу, если город найдет нужным приобрести оный». С.Н. Вяземский умер в 1872 г., не успев завершить реконструкцию театра. Все имущество унаследовал его сын, Виктор Николаевич, но он вскоре тоже скончался. В конце 1875 г. театр уже принадлежал Прасковье Ивановне Языковой (урожденной княжне Гагариной), жене племянника поэта Н.М. Языкова, завзятой театралке, выступавшей в любительских спектаклях. Она сдала театр актрисе А.Ф. Стрелковой, руководившей труппой из 20 человек. П.И. Языкова тоже недолго владела театром. В 1877 г. его приобрел Дмитрий Аркадьевич Хотев. К этому времени здание театра уже совершенно обветшало. В Календаре Симбирской губернии на 1879 год говорится: «Театр находится на Большой Саратовской улице и помещается в деревянном здании, принадлежащем дворянину Д.А. Хотеву. По контракту с 1 марта 1878 г. здание сдавалось за 2270 руб. содержателю труппы А.С. Бехтееву, а по театру Кирсанову. Труппа состояла из 11 артистов и 7 артисток. В 1877 г. дано до 100 представлений, преимущественно драматических, от которых выручено содержателем дохода до 15.000 руб. В 1878 г. театр содержался по контракту Симбирским купцом В.А. Поляковым». Непосредственно сценической деятельностью занимались «содержатели труппы», антрепренеры, снимавшие театр на сезон. Как писал в 1879 г. «Волжский вестник»: «Много было антрепренеров, содержавших Симбирскую труппу; в большинстве эта труппа бывала из посредственных, и доходы содержателя были грошовые, – главною поддержкой был театральный буфет, а в нем простое вино». Сезон 1879-1879 гг. стал последним в истории Слепневского театра. В июне 1879 года здание купил на слом Митрофан Федорович Прянишников, в это время уже ведущий строительство нового каменного театра на Спасской улице. Календарь Симбирской губернии на 1880 год (календари издавались в предыдущем году, поэтому и сведения в них запаздывали) сообщал: «…с окончанием сезона 1878-1879 гг. представления прекратились, а летом 1879 г. театр продан на слом и ныне снесен… Впрочем, жители Симбирска надеются в скором времени иметь каменный новый театр, который строится почетным Мировым Судьею М.Ф. Прянишниковым и уже подведен под крышу… За неимением театра жители Симбирска довольствуются проезжими артистами, которые в летнее время нередко посещают город и дают здесь различные представления и концерты». Одна из первых в Симбирске театральных афиш: «Историческая мелло-драма «Обриева собака», показанная в мае 1840 года «труппою прибывших в Симбирск актеров во временном театре, устроенном противу Александровского сада». Это был первый деревянный театр «на углу Бараньей слободки и Александровской площади», существовавший с 1830-х до 1846 года. УОКМ. Деревянный «Слепневский» театр на Большой Саратовской улице, построенный в 1846 году. Фрагмент топографического хозяйственного плана губернского города Симбирска 1871-1872 гг. НСБ. Слева: Полина Антипьевна Стрепетова (1850-1903) в юные годы. Так она выглядела, когда 17-летней играла на сцене симбирского театра Слепнева. П.А. Стрепетова в ролях. Рисунок И.Е. Репина. 1878. Василий Николаевич Андреев-Бурлак (1843-1888), уроженец Симбирска, дебютировавший на сцене симбирского театра Слепнева в 1867 году. Фото 1870-х годов. Модест Иванович Писарев (1844-1905) – выдающийся актер, педагог, критик, муж П.А. Стрепетовой – в молодости играл на симбирской сцене вместе с Полиной Антипьевной и В.Н. Андреевым-Бурлаком. Знаменитый артист симбирского театра Константин Зефиринович Пузинский (1836-1916) и его женские роли. Часть 3. Театр Прянишникова / Булычевых. Отставной гвардии штабс-капитан Митрофан Федорович Прянишников жил доходами от частной адвокатской практики. Заядлый театрал, он не раз обращался к отцам города с предложениями об устройстве в Симбирске вместительного театра: «чем он больше по величине, тем доступнее может быть по цене». Прянишников хотел «выстроить театр на Маришке», но городская управа не предоставила ему землю. Тогда на капитал жены Елены Степановны, купчихи 2-й гильдии, Прянишников купил участок по Спасской улице и построил 2-этажный дом, в котором осенью 1878 г. открыл «гостиницу с номерами», а через полгода получил разрешение на строительство еще одного каменного дома «для театральных представлений». «Волжский вестник» (14.03.1879) писал: «Г. Прянишников затевает постройку в очень больших размерах. Им будут устроены большие фойе и даже зал для танцев… Постройку г. Прянишников хочет окончить к началу сентября… По нашему убеждению, это по меньшей мере невозможно, т. к. возвести в какие-нибудь полгода такое здание, как театр, – трудновато…». Но уже через месяц газете пришлось «взять назад все сказанное относительно предприятия г. Прянишникова… Громадное здание на 400 кв. саженях растет с каждым днем…». 20 июня 1879 г. «Волжский вестник» сообщал: «Дело кипит, в два месяца каменная кладка подводится под крышу… Строение вполне капитальное. Один знакомый техник, осматривая кладку, выразился, что так строили только замки в средние века». Архитектор А.И. Вологин разработал амбициозный проект: «Театр… должен легко вместить до тысячи человек. Размеры постройки грандиозны и при этом пойдут в ход все новейшие изобретения. В стенах только камень и железо, ложи висячие на рельсах, пол асфальтовый, освещение электрическое… Большие ложи, широкие коридоры, громадные залы и оранжерея… Для Симбирска это как будто сказка… Исполать г. Прянишникову!» («Волжский вестник», 20.06.1879). Увы, своих средств на завершение строительства Митрофану Федоровичу не хватило. В августе 1879 г. он просил у городской управы ссуду в 5000 руб. Деньги дали, но с задержкой; многие подрядчики уже прекратили работу. В октябре Прянишников вновь просит о ссуде, чтобы рассчитаться с долгами. Он писал: «Я выстроил в Симбирске каменный театр, который… обошелся мне более 110 тыс. руб. … Если я потеряю его и все свое состояние, то город во всяком случае имеет уже театр…» М.Ф. Прянишникову удалось завершить строительство всего за полгода, хотя театр получился более скромным. «Коридоры сузились и стали исполнять… роль аван-лож и боковых фойе; громадные залы вместились в единственное «переднее» фойе; танцевальный зал… помещается в зрительном зале…; асфальтовые полы заменились дощатыми…» (Н.А. Державин). И все же театр, составлявший комплекс с Троицкой гостиницей и рестораном, был хорош. В партере, амфитеатре и «литерных креслах» имелось 373 места, а также места в ложах бенуара, бельэтажа, трех ярусах и на галереях. На занавесе красовался девиз на латыни: «Сделал, что мог; кто может лучше – пусть сделает». Прянишников отмечал, что в других городах, где власти не жалеют средств на постройку и содержание театров, «нет такого большого и удобного театра, как в Симбирске». Первое представление в новом театре состоялось 23 ноября (5 декабря по н. с.) 1879 года. «Симбирские губернские ведомости» на следующий день сообщали: «23 ноября во вновь отстроенном театре г. Прянишникова труппою русских драматических артистов открылся зимний сезон. 23 ноября игрались комедия Островского «Бедность не порок» и комедия Базарова и Шумилина «Кри-Кри». 25 ноября дано будет: «Блуждающие огоньки», комедия Антропова, и комедия «Знакомые незнакомцы». 26 ноября: «Приемыш», комедия кн. Кугушева и водевиль «Любовь и кошка». В продолжение сезона, до Великого поста, спектакли будут даваемы по воскресеньям, понедельникам, вторникам, четвергам и пятницам…» Далее газета перечисляла состав труппы, сообщала, что «хор состоит из 15 мужчин и 10 дам», и что в зимний сезон будет дано не менее 75 спектаклей. Антрепренером был сам Прянишников. В труппу входили малоизвестные актеры, но на приглашение знаменитостей у него уже не было средств. Не получив от городских властей обещанной помощи, Митрофан Федорович разорился и влез в долги. Ему пришлось заложить всю недвижимость в банке и уговорить родственников и друзей взять кредиты на свое имя. Летом 1880 г. Прянишников должен был уплатить 90 тысяч руб. В.М. Булычеву. Не видя выхода, он предлагает городу купить театр за 100.000 руб. и сдать ему же в аренду на 10 лет. М.Ф. Прянишников писал в управу: «…Если театр, разорив меня и моих кредиторов, перейдет в другие руки, я убежден, что город будет поддерживать его, т. к. ни один человек не выдержит таких страшных расходов… Так за что же субсидии достанутся каким-нибудь кулакам-антрепренерам, а не тому, кто рискнул для этого театра, которым может гордиться всякий город, всем своим и многим чужим?» Городские власти отказали Прянишникову, да еще потребовали немедленного возврата ссуды в 5000 руб. Суд назначил публичную распродажу недвижимого имущества должника, оценив ее всего в 85.500 руб. На торгах Василий Матвеевич Булычев сбил цену до 53.000 р. и осенью 1881 г. стал владельцем театра и Троицкой гостиницы. Митрофан Федорович умер в 1891 г. в крайней нужде. Городские власти «простили» ему долг только в 1888-м, «так как г. Прянишников, которому город обязан постройкой здания театра, средств к жизни не имеет». Булычевых интересовал лишь доход от сдачи театра в аренду, буфета, ресторана и «номеров». Успех зависел от предприимчивости антрепренера и таланта его труппы. Антрепренер, отдав владельцу театра 2000 руб. за сезон, оплачивал страховку, костюмы, декорации и т. д., вносил в полицию залог – половину месячного жалования труппы. Знаменитости получали 250-400 руб. в месяц, малоизвестные актеры гораздо меньше. Такие расходы могли покрыть лишь хорошие сборы, а они бывали не всегда. Журнал «Театр и искусство» писал в 1908 г.: «Симбирская публика предпочитает цирк театру и, смотря по тому, есть ли в цирке хорошие номера или нет, – театр пустует или делает сборы». «Антрепренеры и уезжали из города с полными карманами, и делали выговоры публике за недостаточность сборов, и даже стрелялись. Волей-неволей приходилось угождать и интеллигентной публике, и гогочущей галерке, и старичкам» («СГВ», 17.11.1904). С 1881 г. Симбирский театр арендовал опытный антрепренер, комик А.А. Рассказов. В его труппе играли и известные актеры, и местные таланты. Ставились Островский, Гоголь, Грибоедов; акты из опер, водевили… В мае 1883 г. прошли гастроли Товарищества русских актеров во главе с В.Н. Андреевым-Бурлаком. В состав труппы входили М.И. Писарев, В.А. Гиляровский и др. Все три спектакля имели огромный успех. В 1884-м, к радости зрителей, гастроли Товарищества повторились. В 1885 г. полный зал собирала казанская оперная труппа П.М. Медведева (36 исполнителей, хор, балетная труппа), давшая 9 опер. В 1887 г. театр снял В.А. Перовский. Труппа была хорошей, но антрепренер нес убытки. Не помогло включение в репертуар оперетт, и в 1891 г. Перовский уехал из Симбирска, задолжав актерам. Товарищество во главе с В.И. Бибиным делало ставку на классику. На сцене блистал К.З. Пузинский, заслуживший в 1893 г. похвалу самого А.Н. Островского. Однако сборы были мизерными. Не имея возможности заплатить актерам, Бибин в феврале 1894 г. застрелился в номере Троицкой гостиницы. Летом 1895 г. гастролировала драматическая труппа с участием прославленной П.А. Стрепетовой. Наверное, Полина Антипьевна вспоминала себя, 17-летнюю, на сцене симбирского театра Слепнева. В 1890-х начинаются первые постановки опер местными исполнителями. В 1893 г. кружок под руководством А.С. Раппопорта поставил «Евгения Онегина» и другие оперы. На сезон 1895-1896 гг. театр снял дирижер И.Ф. Шульц с «опереточной труппой», исполнявшей и оперы. В 1890-х на сцене театра играли киевские актеры; труппы московского Малого театра; Товарищества драматических артистов во главе с М.И. Писаревым и др. В спектаклях участвовали местные актеры, хор, оркестр. В январе 1898 г. скончался В.М. Булычев, оставив все имущество вдове Дарье Семеновне. Делами театра и гостиницы управлял ее доверенный – инженер С.А. Юрьев. Благодаря ему 24 января 1899 г. в театре впервые зажегся электрический свет. «Зал освещается довольно эффектно…; посредине потолка горит электрическая лампочка голубого цвета…» («СГВ», 27.01.1899). На рубеже веков в театре играла сильная труппа И.Л. Арканова. Актер С.С. Расатов, ставший любимцем публики, остался в Симбирске: играл, ставил спектакли, давал уроки любителям. В 1901-1902 гг. в Симбирске выступали столичные знаменитости: Товарищество артистов императорских театров; выдающийся тенор Н.Н. Фигнер; труппа петербургского Литературно-художественного общества и др. В 1904-1905 гг. в Симбирском театре дебютировал М.М. Москвин (Тарханов) – будущий выдающийся артист, один из создателей Московского художественного театра. С осени 1905 г. антрепризу держала актриса Е.В. Неволина, привлекшая в Симбирск известных столичных актеров. Революция 1904-1905 гг. ослабила цензурные узы, и зрители смогли увидеть ранее запрещенные постановки: «Дети солнца» Горького, «Власть тьмы» Толстого и др. Ставились и пьесы местных авторов: «Устои» Никольского, «Благотворительница» Персияниновой. В 1909 г. в Симбирск вернулся 73-летний К.З. Пузинский, неподражаемый исполнитель женских ролей, несколько лет колесивший по театрам России. Полицмейстер В.А. Пифиев поселил его в своем доме и сделал все возможное, чтобы Константин Зефиринович всегда имел роли в театре. В 1910-1911 гг. режиссером и актером Симбирского театра был молодой Александр Яковлевич Таиров, будущий основатель Московского камерного театра. В апреле 1911 г., после завершения гастролей оперной группы дирижера Н.П. Никитина, возобновил работу электротеатр «Аполло», снимавший фойе театра с 1910 года. 23 апреля, во время киносеанса, в театре произошел пожар. Газета «Симбирянин» (26.04.1911) писала: «…Немногочисленная публика – всего до 10 человек – обратила внимание на постепенно наполняющий зал густой дым… Представитель администрации театра М.М. Данилов спустился в зрительный зал…, а затем прошел за кулисы… В тот же момент раздался оглушительный взрыв, которым г. Данилов был отброшен на значительное расстояние… Сила взрыва была столь велика, что ее слышала присутствовавшая в кафедральном соборе публика, толпой хлынувшая из храма. …Над крышею театра извивались черные клубы дыма, сквозь которые вырисовывались огромные языки пламени… Из всех дверей в паническом страхе бежала публика… Прибывшей на место катастрофы пожарной команде пришлось иметь дело с принявшим уже грандиозные размеры огнем… …В здание гостиницы проникла толпа «спасателей», произведшая форменный разгром почти всех помещений… В первую очередь разгрому подвергся буфет, где толпа уничтожала все содержимое… В результате неповрежденное огнем помещение представляет ужасную картину… Добычей огня стало лишь помещение театра со всей обстановкой…, со складом декораций и фойе… Тушение пожара продолжалось до утра 24 апреля… Заявленные арендаторами театра и гостиницы С.А. Кошелевым и М.М. Даниловым убытки составляют 20.000 р.» Восстановительные работы под руководством инженера С.А. Юрьева велись «днем и ночью, двумя сменами рабочих». Одновременно была проведена реконструкция: ложи бельэтажа и 3-го яруса заменили «балконом и куполами», перестроена галерка, расширена сцена, отделаны залы и фойе и т. д. Новые декорации изготовили мастера петербургского Екатерининского театра. В октябре 1911 г. театр возобновил работу; полностью ремонт завершен в конце 1912-го. В последующие годы антрепризу продолжали держать Кошелев и Данилов. На сцене театра выступали оперные труппы Н.П. Никитина, А.А. Борисова; артисты петербургского Передвижного театра; Варшавского театра и др. Местные артисты тоже радовали зрителей хорошей игрой и разнообразием репертуара. Успехи сезонов 1912-1913 гг. позволили говорить о Симбирске, как о «театральном городе». С началом Первой мировой войны стало меньше гастролеров, упали сборы. Но театральная жизнь продолжалась. Массу зрителей собрал бенефис К.З. Пузинского 17 декабря 1914 г. С начала 1915-го в Симбирском театре выступал писатель С.Г. Скиталец: читал свои стихи, пел волжские песни. С огромным успехом прошли гастроли артиста Императорских театров К.А. Варламова; артистов Малого театра; петербургской Художественной оперы; примы-балерины Мариинского театра Е.А. Смирновой… Ряд новых спектаклей поставил главный режиссер театра П.А. Алексеев. В октябре 1916 г., после долгих переговоров с Д.С. Булычевой, городские власти выкупили у нее театр и гостиницу за 400.000 руб. Газета «Симбирянин» выражала надежду, что тем самым город «открывает новую страницу истории Симбирского театра». Впрочем, отцы города в творческую жизнь не вмешивались. А скоро им стало совсем не до театра. 1917 год особых перемен не принес. Новый антрепренер Д.И. Басманов пригласил в труппу актеров из Москвы, Киева, Одессы. На сцене с успехом шла классика, было много премьер, выступали столичные гастролеры. 11 апреля прошел спектакль «Крах Торгового дома Романовых и Ко». «Здесь были министры…, прячущиеся по столы при звуках Марсельезы… Николай II, поющий, как кафешантанный куплетист «Прошли золотые денечки». Право же, это нисколько не смешно…» («Симбирянин», 13.04.1917). В октябре 1917 г. при театре открылась Драматическая студия во главе с Б.Г. Артаковым, где могли учиться актеры-любители. Ветры революции и войны занесли в Симбирск многих известных актеров. На сцене блистала Софья Голлидэй, актриса МХАТ, любимица Станиславского. В 1918 г. актеры театра объединились в Товарищество профессионального союза тружеников сцены. Ставились пьесы дореволюционного репертуара и новые: «Революционная свадьба», «Спекулянты», «Веселые дни Распутина». В 1919 г. театр перешел в ведение агитпросвета и «принял характер военного театра», а в феврале 1920-го переименован в Большой рабоче-крестьянский театр. В 1920 г. состоялись премьеры пьес В.Н. Билль-Белоцерковского и С.Г. Скитальца. В 1921-1922 гг. из-за голода многие актеры покинули город, и театральная жизнь замерла. Уже в 1926 г. на средства горсовета проведен капитальный ремонт здания «Большого» театра и началось его возрождение. В 1928 г. Ульяновск вошел в состав Средне-Волжского края как окружной, а потом районный центр. Но сценическая жизнь оставалась на высоком уровне. В 1935-м в Ульяновске создан Государственный драматический театр с постоянной труппой. За годы существования Ульяновский (с 1943 г. областной) драматический театр вырастил многих выдающихся актеров и пользовался неизменной любовью зрителей. В 1958 г. принято решение о реконструкции Ульяновского театра. Работы затянулись и были завершены лишь в 1967-м. К тому же, как отмечал Ж.А. Трофимов, здание «потеряло значение исторического памятника. Многих старожилов не удовлетворяла и внутренняя отделка зрительного зала». В 2007 г. театру присвоено имя И.А. Гончарова. Имя, конечно, достойное, но… Ивана Александровича у нас в городе вообще «много», да и не жаловал он Симбирский театр А ведь еще в 1960-х предлагалось присвоить театру имя В.Н. Андреева-Бурлака – уроженца Симбирска, дебютировавшего на симбирской же сцене. В начале 90-х об этом же говорил Ж.А. Трофимов; вопрос о присвоении театру имени Андреева-Бурлака даже обсуждало областное управление культуры и руководство театра. Вроде, решили положительно, но на том все и кончилось… Вверху: Проект на постройку в Симбирске театра М.Ф. Прянишникова. 1879 год. ГАУО. Вид на здание театра и соборы с запада (фрагмент фотографии Московской улицы). Вид на Соборную площадь и здание Троицкой гостиницы и театра с водопроводной башни. ГАНИ УО. Слева: Программа Симбирского театра: опера Верди «Трубадур» в бенефис артистки В.М. Ивановой. 11 ноября 1887 года. Афиша Симбирского театра Д.С. Булычевой. 1906 год. Полина Антипьевна Стрепетова. Слева: М.Н. Варламова (мать композитора А.В. Варламова), певица, актриса Симбирского театра в опере «Лакме». Слева: «Артист В.Н. Андреев-Бурлак и его лучшие создания». Журнал «Будильник», 1888 г. (в год смерти актера). Вверху: Драматическая труппа Симбирского театра. Сезон 1911-1912 гг. Журнал «Театр и искусство», 1911 год. План зрительного зала и цена местам в Симбирском театре Д.С. Булычевой. Вверху; Театр и Троицкая гостиница после пожара 23 апреля 1911 года. Вид со Спасской улицы. Ульяновский областной драматический театр до реконструкции. Ульяновский областной драматический театр после реконструкции. Октябрь 1969 года. В трех частях использованы материалы П.Л. Мартынова, Н.А. Державина, Н.Г. Колобановой, Ж.А. Трофимова, Б.В. Аржанцева, В.Г. Григорченко, Е.Г. Сковиковой, И.Э. Сивопляса; ГАУО; воспоминания И.А. Второва, В.А. Соллогуба; публикации газет «Волжский вестник», «Симбирские губернские ведомости», «Симбирянин» и др. |
|
|
Овод
А что такое Brandergofer? Какая-то немецкая диаспора прижилась “…а сало русское едим!”
иностранный агент
Брандспойтдорфер.
Гость
Очень обстоятельная статья