«Для тысяч ульяновцев это стало настоящей драмой – ведь УАЗ – это не только поток автомобилей со времен ВОВ – но и символ, исторический «портрет» города как одного из самых значимых «автоградов» России…

Что же произошло на предприятии?»

****

Жан Миндубаев.

«УАЗ»… Увяз?… Окончательно???

(Злободневная  тема).

Гендиректор УАЗа Адиль Ширинов накануне Нового года «обрадовал» ульяновцев неожиданным «подарком»… Он сообщил огорошенным ульяновцам (цитирую): «Ныне завод не может разрабатывать и создавать новые автомобили – на это нет ни средств, ни компетенций».

Ну вот – как говорится – приехали…

Из всех значимых социально-экономических событий последнего времени в Ульяновске это пожалуй самое тревожное. Ибо это означает что главный производитель отечественных внедорожников может просуществовать недолго: пока выпускаемые модели еще требуются на рынке… И как только УАЗики перестанут покупать  предприятие будет закрыто…

Для тысяч ульяновцев это стало настоящей драмой – ведь УАЗ – это не только поток автомобилей со времен ВОВ – но и символ, исторический «портрет» города как одного из самых значимых «автоградов» России…

Что же произошло на предприятии?

Начну с того что известия об этом градообразующем предприятия уже давно не радуют ульяновцев. То объявлялось, что известный автозавод останавливается на целых полмесяца: будут, де, проводиться пусконаладочные работы нового окрасочного комплекса. Однако неофициальные источники сообщали, что остановка производства связана также и с тем, что территория завода затоварена автомобилями, которые не находят сбыта среди покупателей…

И это означало лишь одно: сразу после объявления эпохи «Свободной экономики» руководство завода озаботилось лишь одним: как бы быстрее и удачливее завод раздербанить.

Народ гадал: отладка оборудования – или прикрытие затоваривания? Или что? В отделе сбыта отвечали витиевато: мол, завод может в любую минуту поставить потребителю вездеходы на любой вкус. И в кредит, и в рассрочку. То есть: предложение превышает спрос и все вроде бы в норме: «Никаких сложностей с продажей…»

Про затоваривание в последние годы говорили частенько. После открытия российских границ для импортных внедорожников рейтинг ульяновского «козлика» круто пошел вниз. И тут хочется остановиться и объяснить почему.

А потому, что беды ульяновского автозавода начали зарождаться давненько, ещё при плановой экономике. Главной бедой было, конечно, то, что предприятие в течение почти тридцати лет выпускало одну и ту же модель вездехода. Одну и ту же! Модель морально, технологически и конструктивно устаревшую; неэкономичную в эксплуатации; давным-давно отставшую по всем параметрам от своих зарубежных конкурентов. Объясняется это многими причинами – и в основном тем, что ульяновский вездеход ранее, при советской власти, не продавался – а распределялся. Вот она – главная «загогулина» – как выражался один из руководителей великой страны – и один из ее главных разрушителей – хотя разрушала завод, конечно, САМА СИСТЕМА управления страной…

А «козлики»? Бюджетные получатели брали то, что «дают» – да еще и в очереди стояли. Зачем было совершенствовать автомобиль? – так полагали горе-руководители УАЗами.

Но вот явился рынок. Вроде бы надо изо всех сил наверстывать упущенное! Однако в деятельности руководства автозавода было много, скажем так, странностей. То вдруг (явно по недомыслию – а может просто возиться не захотелось?) отдает УАЗ горьковчанам уже почти готовые разработки той самой «Газели», которая быстренько завоевала рынок мелких товароперевозчиков… И – УАЗ «остался с носом»…

А сколько было уверток? То автозавод якобы приобретает у фирмы «Мерседес» старенький, уже много лет проработавший завод двигателей в Барселоне; демонтирует его и как бы привозит в Ульяновск. А вопрос: зачем везет старье? То ли, чтоб выпуск хороших движков наладить? То ли просто «Мерсу» помочь производственную площадку расчистить под новое предприятие? – так и остается без ответа… Да и сам «мерсовский» завод конечно же не появился в Ульяновске. Были лишь «протоколы о намерениях». Вот это по нашему, по российски!

Результат: экономичного и мощного движка «уазик» до сих пор не имеет…

Случались и другие сюжеты. Скажем, создавали на УАЗе некое общество «Капитал», которому, якобы, рабочие отдали в управление свои акции. Но «навар» пошел совсем в другие руки…

Короче говоря, «рыночные» ухищрения ни к совершенствованию предприятия; ни к улучшению его экономики так и не привели. Да и кто был в том заинтересован? Шли годы  «большого хапка»…

И к началу двадцать первого века УАЗ вообще медленно и верно входил в состояние коллапса…

И вот произошло примечательное событие. А именно: ульяновский автозавод обрел нового хозяина – им стал череповецкий холдинг «Северсталь».

Вот тогда-то вроде бы и «Ура»! Обрел УАЗ «второе дыхание»!!! «Мы выведем завод на новые рубежи!» – это звучало как победный клич. «В самое ближайшее время резко увеличим производство и продажу российских вездеходов!», «Российский джип потеснит хваленый «Лендровер»!»

Такие заявления сыпались как из рога изобилия…. Казалось: еще рывок – и «УАЗ» будет на вершине финансового и рейтингового успеха (как и все остальное в России).

Концерн «Северсталь» вроде бы не жадничал. Сотни миллионов рублей, отстегнутые металлургическим гигантом, позволили «УАЗу» рассчитаться с поставщиками и кредиторами, ликвидировать задержки зарплат и даже несколько увеличить сами зарплаты. Грядущее казалось безоблачным. Выпуск вездеходов нарастал из месяца в месяц, автомобили продавали только за «живые» деньги! Прибывшие с «Северстали» молодые управленцы ударными темпами разрабатывали «План ТОП» – план тотальной оптимизации автомобильного производства…

«Предприятие перспективное, «Северсталь» потратила денежки не зря!», – заявляли они. – «Мы будем производить и продавать по 120 тысяч уазиков в год! Расширим рынок сбыта, освоим все глухие уголки СНГ. Осовременим производство, осчастливим заводчан».

Руководящий десант с ульяновского автозавода спешно слетал в Череповец. Увиденное, наверное, впечатлило: тогдашний гендиректор «УАЗа» Павел Лежанкин, вернувшись из Череповца ЗАЯВЛЯЛ: «У нас есть образец достойной жизни и труда!»

Ради «достойной жизни и труда» сокращали персонал; «сбрасывали» на плечи муниципалитета заводской жилфонд; закрывали детские учреждения и вообще «урезали социалку»… Круто взялись новые владельцы за дело; вроде бы всерьез решили поставить предприятие на ноги. Ну, точнее на колеса…

Однако даже после смены хозяина автозавод на ноги прочно не встал. Программы не выполнялись, доходы оказались меньше ожидаемых; произошло существенное сокращение рабочих мест.

Пришлось досрочно отправить на пенсию заводского «долгожителя» – директора П. Лежанкина.

А новым Гендиректором УАЗа вскоре был назначен «энергичный управленец» В. Клочай. Ему как бы предстояло разгребать многолетние завалы некомпетентности, технической отсталости и просто неповоротливости.

Новый лидер повел перестройку энергично. Модернизировал дилерскую сеть; говорил об усовершенствовании базовой модели внедорожника. Ульяновский вездеход как бы обрел новое «лицо»; стал комфортнее внутри; повысилась тяговая сила автомобильной «начинки».

Но ожидаемого рыночного «прорыва» все же не состоялось. Намерение выпускать и продавать в год более ста тысяч внедорожников осталось недостижимой мечтой.

И вскоре УАЗ «выдал на гора» в год менее 70 тысяч вездеходов… А затем – новое падение – всего-то до 63 тысяч внедорожников в год… Всеего-то!

Такое снижение объясняется многими причинами. В частности – со вступлением в действие с 1 июня 2006 года экологических требований «Евро-2». Модели УАЗа не выдерживали таких требований. И тогда тысячи работников предприятия были уволены. А безработица в Ульяновске и без того была не маленькой…

И со всей остротой встал вопрос и перед региональной властью – и перед администрацией предприятия: а что же дальше-то? Увяз или не увяз завод в той колее рыночной экономики, из которой намеревался выскочить? В том числе и при помощи так широко разрекламированного нового внедорожника с многозначительным именем «Патриот»!!!

Пикантная деталь. Однажды на московской международной автовыставке на вопрос «Ваше мнение о работе и перспективах УАЗа?» тогдашний полпред Президента РФ в Приволжском федеральном округе С. Кириенко бодро ответил:

Машины УАЗа? У них не будет конкурентов на рынках развивающихся стран. Надо только чуть-чуть довести качество – и “УАЗы” прорвутся на любые рынки. Уверен!!!

Эта «уверенность» не оправдалась: УАЗ на гонках с прочими мировыми производителями внедорожников все-таки увяз.

Сегодня это стало очевидным…

****

После деклараций типа «мы не собираемся отступать» последовало нечто неожиданное: оказывается, на УАЗе вот-вот начнется сборка… нет, не новых моделей отечественных вездеходов – а японских грузовиков!!! «Фактический владелец завода – концерн «Северсталь» – инвестирует в этот проект только на первоначальном этапе два миллиона долларов!!!»

На презентациях очередного «проекта» (эх, как взлюбили мы эти прожекты) гендиректор ОАО «Северсталь-авто» Вадим Шевцов провозглашал: «Через три года наш автозавод будет выпускать ежегодно по пять тысяч японских пятитонников. И ещё по одной тысяче двадцатитонных грузовиков!!! Уже в этом году намечено собрать около четырех сотен автомобилей!!!»

«А следующим этапом сотрудничества с японской компанией «станет сборка автобусов!!!»

Но случилось то, что знающие люди уже предсказывали давно: застоявшийся без модернизации ульяновский «козлик» обязательно уступит свою бюджетную ещё недавно колею прочим – в основном зарубежным автомобилям…

И недавнее заявление руководителя УАЗа вообще как бы подводит черту по существованию УАЗа как предприятия…

Конечно, грустно осознавать, что еще один сегмент российского автопрома занимают иностранцы – но что делать? Рынок есть рынок- тут берут не числом, не громким декларациям – а умением…

Руководство ульяновского автозавода с советских времён не понимало этого?

И вот реальность сегодняшнего дня…

Невооруженным глазом видно: на российских дорогах все больше и больше вездеходов, сделанных не в Ульяновске – а за рубежами России. Нефтяники, газовики, предприниматели предпочитают ныне иномарки. Село просто не в состоянии покупать» уазик. Рынок сужается; осталась пока что нетронутой лишь бюджетная сфера – армия, полиция… И это тем более огорчительно, что УАЗ – по сути, единственное предприятие в России, специализированное на производстве такого типа вездеходов…

Сегодня очевидно даже у модернизированного уазика «Патриот» не только немало «болевых» точек – он вообще «болен». Как однажды выражался бывший гендиректор Клочай – «чтобы завоевать потребителя нужна конструктивно новая модель, по сути – новая машина под известной маркой «УАЗ…»

Увы – этой «новой машине» – как только что заявил очередной гендиректор УАЗа уже не быть вообще…

Ну ладно: «Хозяин-барин, ему виднее!» – так говаривали на Руси. Однако как быть с возникшей социальной проблемой: с увольнением работников автозавода? Что ждет тысячи людей? Куда податься сокращаемым инженерам, техникам, рабочим?

А ведь ещё совсем недавно громогласно заявляли что: «УАЗ готов переобучить за свой счет тех увольняемых сотрудников, которым будет трудно подыскать работу на иных предприятиях. Кроме того, мы создаем на УАЗе центр информационной поддержки для увольняемых».

Не пустые ли это слова? Не очередные ли речи о том что «…у нас в стране  все круто и ладненько»? Вряд ли утешит тех, кто привык считать УАЗ родным предприятием и кто связывал с ним все свои надежды и перспективы.

Еще бывший губернатор Сергей Морозов обещал сделать тут реальный шаг: он обещал «внести изменения в уже принятый бюджет области с целью направить выделенные средства на создание технопарка при автозаводе, главной задачей которого станет технологическое сопровождение выпускаемых японских «автоплатформ».

Глава областной администрации полагал, что это позволит активизироваться местному бизнесу и  создаст сотни новых рабочих мест.

Сбылось ли это обещание? Предполагаю, что нет не сбылось… И потому драматическсий, неожиданный «накат» безработицы на город и без того страдающий от избытка рабочих рук несомненно приведет к пополнению многочисленных рядов тех, кто сегодня ради поиска заработка покидает Ульяновск. И едет куда глаза глядят: в Москву, на Севера и вообще к чёрту на кулички…

Говоря проще: обеднение российской провинции будет продолжено. А ведь кто-то не единожды произносил: «Россия благополучна своими регионами».

Словесный понос не стал реальностью в виде рыночного конкурентоспособного вездехода… УАЗ увяз. Увы! Увы! Увы!

И кто в этом повинен? Пусть разберётся история.