Председателем комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павлом Крашенинниковым в Госдуму был внесен законопроект об организации местного самоуправления. Похоже, документ задаёт контуры новой реформы. Согласно ему, для всех мэров установят единый пятилетний срок полномочий, а губернаторы смогут отрешать их от должности. Также законопроект упорядочивает структуру местного самоуправления, в результате чего будет осуществляться постепенный переход к ее одноуровневой организации. По словам Крашенинникова, количество муниципальных образований сократится в итоге не менее чем в два раза. Разработчик законопроекта подчеркивает – местное самоуправление в нынешнем виде “как инструмент не работает”. Законом устанавливается переходный период до 1 января 2028 года, в течение которого будет осуществляться постепенный переход к одноуровневой организации местного самоуправления.

Спросили экспертов-представителей основных партий, что о перспективах сокращения муниципальных образований, в том числе в аспекте Ульяновской области, думают они.

Депутат Госдумы, руководитель регионального отделения КПРФ Алексей Куринный:

В целом та реформа, которая с 2003 года проводилась в РФ, героически провалилась. Несмотря на радужные планы никакого реального местного самоуправления в Российской Федерации создать не удалось. Фактически без финансирования остался, как первый, так и второй уровень МСУ, находясь на жестком содержании со стороны органов госвласти. Сейчас же решено фактически местное самоуправление свернуть и тот законопроект, который внесен Крашенинниковым, выстраивает властную государственную вертикаль. Дело в том, что будет вопрос сокращения не только низового уровня (городские и сельские поселения с переходом на вариант городских округов), но будет передана в руки губернаторов возможность убирать с должности глав муниципальных образований, то есть вмешиваться в дела местного самоуправления, где никакого местного самоуправления после этого не останется. Даже если граждане выбирают на всенародных выборах себе главу, то губернатор может его отстранить не предъявляя никаких причин, просто “по утрате доверия”. Выстраивается единая вертикаль. Если бы все люди в этой вертикали были бы идеальными, то можно было бы сказать, что это некое благо. Прекрасно понимаем, что этого не случится. Соответственно, никакой связи с нижним звеном, никакой связи с избирателями и никакого местного самоуправления после принятия этого законопроекта в России не останется. Все вышесказанное касается и Ульяновской области. В регионе по этому законопроекту останутся только муниципальные округа. Грубо говоря – район. Если сейчас в районе сейчас 5-6 поселений со своими советами, депутатами и бюджетами, то теперь это будет один совет муниципального округа, 30 депутатов и одна администрация на весь район. Последствия – утрата связи с населением, его проблемами, дальнейшее отстранение от нужд людей, неповоротливость, неспособность реагировать на мелкие потребности. 

Заместитель председателя комитета Законодательного Собрания Ульяновской области, председатель реготделения партии “Единая Россия” Владимир Камеко говорит о том, что главное – не потерять нить управления и улучшить эффективность при объединении муниципалитетов. Однако относительно Ульяновской области выводов сделать не может, т.к. для начала необходимо наложить закон на территорию региона и определить, есть ли муниципалитеты, которые в этом нуждаются.

Законопроект внесен, мы его сейчас изучаем и хотим реально наложить его на территорию и посмотреть правоприменительную практику в части Ульяновской области. Может быть у нас муниципалитеты и без того до такой степени уже сокращены, что дальше сокращать некуда. Необходимо не потерять нить управления и улучшить эффективность управления муниципалитетом для того, чтобы все быстрее “долетало” до граждан, и чтобы от граждан в муниципалитет все быстрее “улетало” обратной реакцией. 

Заместитель председателя ЗСО, лидер фракции ЛДПР Дмитрий Грачев поддерживает законопроект и ставит во главу угла экономическое обоснование при принятии решения об объединении муниципалитетов.

В каждом случае решать региону. Я ничего страшного в этом не вижу. В первую очередь, как в целом деление страны по отношению к регионам, так и отношение регионов в соотношении с муниципальными образованиями в первую очередь должно быть экономически обоснованным. Если говорить про наш регион, то мы видели как образовываются новые муниципальные образования. Экономика должна сыграть в первую очередь. Если взять Базарносызганский район, то там 7 тысяч населения, плюс администрации и тд. Пусть у регионов такое право будет, но во главу угла, повторюсь, нужно ставить экономическую составляющую, однако не надо забывать о социалке. Также такие решения необходимо обсуждать и с населением. Главное, чтобы новый закон не исковеркали при его исполнении.