16 декабря 2021 года Сенатор Российской Федерации А.А. Клишас и депутат Государственной Думы П.В. Крашенинников внесли в Государственную Думу проект федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Проект направлен на развитие норм, закрепленных в ходе прошлогодних изменений в основной закон страны – Конституцию РФ, одно из направлений которых построение единой системы публичной власти – федеральной, региональной, местного самоуправления. Также совсем недавно был принят закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», которым система государственной власти в регионах приведена в соответствие с главным законом страны (Президент подписал 20.12.2021 и в этот же день осуществлено официальное опубликование). Вчера свое мнение о новой реформе высказали Куринный, Камеко и Грачев. Сегодня публикуем мнение Председателя Ульяновской городской избирательной комиссии Вадима Андреева.

Что из наиболее важного в новом законе о местном самоуправлении, который придёт на смену действующему 131-ФЗ. Изменений, конечно же много, документ весьма объемный – более двухсот страниц. Остановимся лишь наиболее важных из них и на их проекции на наш регион.

Система местного самоуправления в районах области станет одноуровневой. Напомню, что сейчас есть муниципальные образования- поселения и муниципальные образования- районы. В новом законе сказано, что местное самоуправление осуществляется в следующих видах муниципальных образований:

1) городской округ (данный вид муниципальных образований представлен и сейчас, в Ульяновской области это Ульяновск, Димитровград и Новоульяновск);

2) муниципальный округ (в нашем регионе их пока нет;

3) внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения (актуально для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Таким образом, поселенческого уровня МСУ не будет. И это изменение назрело давно, поскольку поселенческий уровень совершенно не обеспечен финансами, собственных средств еле-еле хватает на зарплату чиновников и больше, к огромному сожалению, практически ни на что. Поселенческий уровень самоуправления появился с введением 131-го закона в 2003 году, но как механизм решения населения вопросов местного значения не сложился.

После вступления в силу обозначенной реформы все районы области скорее всего, станут, муниципальными округами. При этом районные депутаты будут избираться напрямую населением (сейчас районные советы депутатов формируются путем делегирования из поселенческих советов). Уровень конкуренции на муниципальных выборах в районах области, безусловно вырастет и это можно только приветствовать.

Изменения затронут и взаимоотношения муниципальной и региональной власти. Прежде всего, новым законом предусмотрено, что Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается по одному из трех возможных вариантов: 1) на муниципальных выборах; 2) представительным органом муниципального образования из своего состава; 3) представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Третий вариант абсолютно новый. В соответствии с действующим законодательством глава мог избираться представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (так избран, например, Д.А. Вавилин). Такого больше не будет.

Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, усиливается ответственность глав муниципальных образований и глав местных администраций перед губернаторами. Одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления. С соответствующей инициативой высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе обратиться в представительный орган муниципального образования. Также губернатор получит право вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования, главе местной администрации за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъекта Российской Федерации. При этом, если в течение месяца со дня вынесения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации предупреждения, объявления выговора главе муниципального образования, главе местной администрации указанными должностными лицами не были приняты в пределах своих полномочий меры по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения объявления выговора, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе отрешить от должности главу муниципального образования, главу местной администрации.

Изменения также абсолютно оправданы и обусловлены сложившимися социально-экономическими реалиями – большинство местных бюджетов в лучшем случае на треть обеспечены собственными доходами. Львиная доля средств приходит из вышестоящих бюджетов. Поэтому тот, кто дает деньги, должен иметь влияние на администрирование их расходования. С принятием нового закона построение властной вертикали примет законченный вид.