Читатель предложил нам для публикации материал. Есть некоторые “блогерские” огрехи, но проблема поставлена верно и не в первый раз. Сносят очередной исторический дом. И проблема даже не в этом: многие из них действительно на грани разрушения. Проблема – в отсутствии хоть какой-то позиции власти. Потому что профильное Управление охраны работает на откровенных компромиссах, примеры которых можно приводить много. Летом согласовали врезку витрин в исторический дом на Гончарова 13. Сохранили “среду”? Вряд ли, но бизнес просит, ему нужно продавать. И вот очередной пример… Слово нашему читателю:

Сегодня речь пойдет о доме на Радищева, 28, где в разное время жили писатель А.С. Глинка и первый директор краеведческого музея П.Я. Гречкин. То, что властям до этого дома конца 19 века нет никакого дела, было ясно уже давно: наспех выкрашенный яркой краской, не ремонтировавшийся и не реставрировавшийся, вероятно, не один десяток (сотню?..) лет, он доживал свой век благодаря таланту своего создателя, который сделал его крепким и надежным – других объяснений, как он без поддержки и ухода столько выстоял, нет. Логично было бы предположить: однажды государство честно признается, что ему плевать на всякие там памятники и разрешит частным лицам за их деньги отреставрировать здание и использовать под свои нужды. Но и полностью с себя ответственность не снимет и, хотя бы, поинтересуется: «чего сделали-то?». Но… нет. У нас можно выбрать и другой путь.

Итак, выше обозначенное здание взяли в оборот некто А. Кушнер и С. Платонов еще несколько лет назад. Тогда же они без лишних слов вырезали в вековой несущей стене проёмы и вставили в нее новые стеклопакеты. Хорошо, что при демонтаже гранитные таблички «ЭТО ПАМЯТНИК!» не пострадали, а то совсем бы неловко получилось. С одной стороны, дело благое, но даже не разбирающийся в строительстве человек скажет, что дом, годами не подвергавшийся реставрации и фактически иссохшийся от времени, может банально сложиться от грубого демонтажа и разбора несущей стены. А не разбирающийся вообще ни в чем человек подтвердит, что в 19 веке пластиковых окон не было даже у императора – и, если уж у нас хватает ума защищать внешний вид исторического здания, то, возможно, стоит учесть этот факт и не рихтовать его облик так, будто это типовая многоэтажка?

Как бы то ни было, новые собственники не сильно озадачились подобными аспектами и внесли толику современности в историю. Видимо, понимая, что ничего им за это не будет.

Вмешалась общественность: неравнодушные жители начали писать в прокуратуру письма с требованиями наказать виновных и продумать план по возвращению историческому зданию его первоначальной изюминки. Государство включилось и направило виновным письмо с приглашением на судебное заседание, однако на него ни Кушнер, ни Платонов не пришли. Но прислали письмо, в котором сообщили, что ничего менять сейчас не будут, взамен предложив заключить мировое соглашение. И пообещав, что до 2025 года что-нибудь придумают. Было дело 2 года назад, так что «на подумать» мужчины попросили 6 лет (а еще говорят, что женщины долго собираются).

Самое интересное, что власти с этим предложением согласились и никаких обвинений или дисциплинарных взысканий с ответчиков не потребовали. Согласно опубликованному ответу на запросы жителей (а именно – определению на сайте Ленинского районного суда), мировое соглашение – объективно лучшее решение по этому вопросу, которое «не противоречит закону и совершено в интересах обеих сторон». Какой интерес государства в том, чтобы кто-то ломал дома так, как хочется, не совсем понятно – видимо, уж настолько не хотелось самим заниматься этими памятниками, что баба с возу и ладно.

Начальник Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области Денис Герасимов на закономерный вопрос «как же так случилось» ответил совсем не в духе мирного соглашения – комментариев не даю, возможно, отвечу вам на официальный запрос до нового года. А, может, и не отвечу – как пойдет. В городе, где безнаказанно ломают старинные стены и не получают за это даже словесный нагоняй, возможно и невозможно всё. И структуры, к которым у людей и у СМИ столько острых вопросов, могут держать закрытую позицию без особых усилий.

Да и до 2025 года еще ой, как далеко! Правда, на сайте Управления по охране объектов культурного наследия информации о предоставленных планах собственников-крушителей нет. Возможно, они нас сильно удивят в ближайшие три года. Возможно – обнулятся и явят миру новое, еще более «выгодное» для города, соглашение – судя по всему, лазейку в мир таких договоренностей с нашими властями они уже нашли.