Фонд РАПИР, возглавляемый членом Общественной палаты Дмитрием Травкиным, опубликовал отчет по результатам опроса жителей Ульяновска об Общественной палате региона. Для исследования на улицах города опросили 385 человек старше 18 лет.

Таблица 1. Распределение респондентов по полу и возрасту

 

Респондентам был задан вопрос: «Как Вы считаете, есть ли в Ульяновской области какие-либо организации или структуры, через которые граждане могли бы выражать свое мнение и доносить его до представителей власти?». 178 (46,2%) опрошенных ответили, что не знают, есть такая организация или нет. 81 (21%) отметили, что нет такой организации, 126 (32,7%) человек ответили утвердительно на данный вопрос. Из 126 человек, ответивших, что в регионе есть такие организации, 48 указали, что такой структурой является Общественная палата Ульяновской области (12,47% от общего числа опрошенных). Респонденты указывали и другие варианты: приемные депутатов, общественные советы при исполнительных органах госвласти, Центр управления регионом и молодежное правительство.

 

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, есть ли в Ульяновской области какие-либо организации или структуры, через которые граждане могли бы выражать свое мнение и доносить его до представителей власти?» в разрезе возрастных групп

Респондентам был задан вопрос: «Как Вы считаете, по закону «Об общественной палате Ульяновской области», какие функции она должна выполнять?». Опрашиваемым был предоставлен выбор из 6 вариантов ответов, из которых можно было выбрать не более трех.

Таблица 3. Распределение ответов

Необходимо отметить, что из представленных вариантов ответов два являются неверными. Разработчиками исследования умышленно включили эти варианты ответов, с целью определения уровня осведомленности респондентов о деятельности Общественной палаты Ульяновской области, предусмотренной региональным законодательством, – говорится в отчете об исследовании. –  Суммарно количество выбранных неверных вариантов ответов составило 26,63% от общего числа. Однако все три правильных ответа отметило 23 респондента (5,97% от числа опрошенных), что свидетельствует о низком уровне знаний о функциях Общественной палаты Ульяновской области. Кроме того, в распределении ответов есть ряд особенностей, которые необходимо отметить. В частности, доля неверных ответов у мужчин значительно выше, чем у женщин (29,04% против 25% от количества ответов по каждой половой группе). Однако, если распределение ответов у женщин между двумя неверными вариантами различается несущественно (10,53% и 12,58%), то у мужчин оно явно заметнее (9,2% и 2,54%) и противоположно распределению ответов у женщин. Помимо этого, можно зафиксировать, что неверный вариант ответа «Защищает права и свободы граждан» по количеству выборов у мужчин занимает вторую позицию среди всех вариантов ответов. Все это позволяет сделать вывод о том, что мужчины в большей степени чувствуют свою незащищенность перед государством и хотели бы видеть в Общественной палате Ульяновской области орган, который мог бы защитить их гражданские права и свободы, хотя это и не предусмотрено действующим законодательством.

Таблица 4. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, по закону «Об Общественной палате Ульяновской области», какие функции она должна выполнять?» в разрезе возрастных групп

 

Респондентам был задан вопрос: «Как Вы считаете, Общественная палата Ульяновской области активно взаимодействует с населением и знает основные проблемы населения и мнение жителей?». Большая часть ответивших (115 человек (29,9%)) затруднились ответить. Суммарно отрицательно на данный вопрос ответило 180 респондентов (46,8%): «скорее нет» – 105 (27,3%), «нет» – 75 (19,5%). Суммарно положительно на данной вопрос ответило 80 респондентов (24,4%): «скорее да» – 74 (19,5%), «да» – 15 (3,9%).

Таким образом, результаты исследования позволяют утверждать, что большая часть опрошенных (46,8%) считает, что Общественная палата Ульяновской области не взаимодействует с населением региона, ей незнакомы его основные проблемы и она не знает мнение жителей по важным для региона проблемам. Специфики ответов в зависимости от пола, возраста, образования и места проживания не выявлено, – отмечают в РАПИР.

При проведении опроса, жителям Ульяновска был задан вопрос: «Как Вы считаете, Общественная палата Ульяновской области доносит мнение жителей региона до представителей власти?». Распределение ответов выглядит следующим образом: «да» – 20 человек (5,2% от общего числа опрошенных), «скорее да» – 77 (20%), «затрудняюсь ответить» – 121 (31,4%), «скорее нет» – 92 (23,9%), «нет» – 75 (19,5%).

Несмотря на то, что наибольшее количество респондентов затруднились ответить, суммарно отрицательный ответ (167 респондентов (43,37%)) свидетельствует о том, что Общественная палата Ульяновской области не доносит мнение жителей региона до представителей власти. Специфики ответов в зависимости от пола, возраста, образования и места проживания также не выявлено, – подытоживают авторы опроса.

4,7% от числа опрошенных (18 человек) смогли назвать действующего руководителя Общественной палаты Ульяновской области Тамарову Н.Н., что свидетельствует о низкой известности среди жителей Ульяновска. 350 респондентов (90,9%) вообще не смогли назвать фамилию руководителя, а 17 опрошенных (4,41%) указали фамилии людей, не являющихся руководителями Общественной палаты (Ежов Д.П. – 3 человека (0,8%), Русских А.Ю. – 2 (0,5%), Травкин Д.В. – 2 (0,5%)).

Столь же низкий уровень известности и у членов Общественной палаты Ульяновской области. Из 60 членов данной организации респонденты указали лишь 22. По пять раз были указаны Корнилин А.Р. и Травкин Д.В., по 4 раза были отмечены Князькова Л.Е., Лапин А.Е., Малинин В.Ф. и Светуньков М.Г., три раза была указана фамилия Терёхина С.Н., который не является членом Общественной палаты, а является руководителем аппарата. Остальные фамилии членов организации упоминались 1-2 раза. “Эти результаты свидетельствуют о низкой известности и публичности членов Общественной палаты”, – добавили в РАПИР.

Респондентов попросили указать какое-нибудь событие или действие Общественной палаты Ульяновской области, которое было бы им известно. 363 респондента (94,3%) затруднились назвать такое действие или событие, что свидетельствует о том, что у населения г. Ульяновска нет никакой информации о деятельности организации, что формирует впечатление о ее бездействии. 22 человека (5,7%) отметили, что знают о таких мероприятиях (некоторые из опрошенных отмечали несколько мероприятий, событий и действий). Респондентами были указаны следующие события и действия общественной палаты:

– Общественное наблюдение за выборами (указало 4 респондента);
– Обсуждение закона о введении QR-кодов и вакцинации (указало 4 респондента);
– Проведение встреч с жителями города (указало 3 респондента);
– Участие в деятельности НКО (указали 2 респондента);
– Обсуждение состояния и ремонта дорог;
– Обсуждение повышения цен;
– Обсуждение судьбы детдомовцев;
– Обсуждение конфликтной ситуации с заключёнными в регионе;
– Обсуждение повышения зарплаты;
– Гражданский форум Ульяновской области;
– день города;
– Заседания с участием представителей ИОГВ;
– Контроль за реализацией Национальных проектов;
– Контроль питания в школах;
– Организация общественных слушаний по законопроектам;
– Решение вопросов о водоснабжении;
– Обсуждение проблем в сфере здравоохранения;
– Юридический диктант.

Выводы:

1. 12,47% от числа опрошенных жителей Ульяновска считают Общественную палату Ульяновской области организацией, посредством которой они могут выражать свое мнение и доносить его до представителей власти.

2. 23 респондента (9 мужчин и 14 женщин, 4 человека со средним специальным образованием и 19 с высшим) из 385 (5,97%) правильно указали функции Общественной палаты Ульяновской области, которые она должна выполнять в соответствии с законом Ульяновской области «Об общественной палате Ульяновской области». Эти данные свидетельствуют о том, что у жителей города нет представлений о роли и функциях Общественной палате региона в системе публичной власти.

3. Мужчины (9,2%), отмечая в качестве функции Общественной палаты «Защита прав и свобод граждан», демонстрируют, что хотели бы видеть в лице Общественной палаты Ульяновской области орган, который мог бы защитить их гражданские права и свободы, хотя это и не предусмотрено действующим законодательством. Это желание свидетельствует о наличии проблемы такой защиты у мужчин трудоспособного возраста.

4. Большая часть опрошенных (46,8%) считает, что Общественная палата Ульяновской области не взаимодействует с населением региона, ей не известны его основные проблемы и она не знает мнение жителей по ним.

5. Респонденты считают (167 респондентов (43,37%)), что Общественная палата Ульяновской области не доносит мнение жителей региона до представителей власти.

6. Лишь только 4,7% от числа опрошенных (18 человек) смогли назвать действующего руководителя Общественной палаты Ульяновской области Тамарову Н.Н., что свидетельствует о низкой известности среди жителей г. Ульяновска.

7. Низкий уровень известности и у членов Общественной палаты Ульяновской области. Из 60 членов данной организации респонденты указали лишь 22. Максимально число упоминаний получили 2 члена (по 1,04% каждый от общего числа респондентов).

8. Только 22 человека (5,7%) отметили, что знают о мероприятиях и действиях Общественной палаты Ульяновской области и смогли их указать. Всего два мероприятия были отмечены 4 респондентами (остальные были отмечены меньшим числом опрошенных): общественное наблюдение за выборами (указало 4 респондента) и обсуждение закона о введении QR-кодов и вакцинации (указало 4 респондента).