Телефонные мошенники не устают придумывать новые сценарии общения с потенциальными жертвами взамен устаревших. Очередную схему телефонного мошенничества, ставшую популярной у злоумышленников, выявил Банк России. Так, жертву убеждают оформить кредит, а затем переводят эти деньги на свой счет. Схема мошенничества предусматривает два этапа, рассказали “Российской газете” в пресс-службе ЦБ.
На первом этапе гражданину звонит якобы сотрудник бюро кредитных историй и утверждает, что на него или его близких родственников мошенники пытаются оформить кредит. Во время разговора звонящий узнает, услугами каких банков пользуется жертва, а чтобы войти в доверие интересуется, не терял ли гражданин документы, удостоверяющие личность, и не передавал ли кому-либо паспортные данные.
Через короткое время на втором этапе гражданину снова звонят и уже могут представляться якобы сотрудником службы безопасности банка, правоохранительных органов или Банка России. Звонящий подтверждает, что на имя гражданина или его близких родственников неизвестные лица оформляют кредит. Чтобы предотвратить незаконное оформление кредита, гражданину необходимо как можно скорее оформить кредит онлайн или в офисе банка, причем ровно на ту же сумму, на которую оформляют мошенники по его паспортным данным. Для убедительности злоумышленники просят гражданина действовать побыстрее и ни в коем случае никому не рассказывать про оформление кредита и его целях, так как проводится секретная операция по вычислению жулика из числа сотрудников банка. Злоумышленники убеждают жертву, что его действия позволят раскрыть преступника, а кредитная история останется чистой.
Схема завершается тем, что гражданина просят перечислить кредитные деньги на “спецсчет”, который укажет звонящий. В большинстве случаев жертва под влиянием мошенников переводит деньги на счета злоумышленников, внося их через банкомат или платежный терминал. В результате злоумышленники в течение 3-5 дней могут убедить жертву оформить несколько кредитов в разных банках, обналичить деньги и через банкомат внести их на счета злоумышленников.
Последние для обхода проверок со стороны банков (антифрод-систем) просят жертв единовременно за одну операцию вносить на “специальные счета” не более 15 тысяч рублей. Однако общая сумма ущерба может варьироваться от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей, рассказывают в ЦБ.
Злоумышленники теперь начинают с того, что представляются будущей жертве сотрудником бюро кредитных историй
Телефонное мошенничество по-прежнему остается основным каналом действий злоумышленников.
За три квартала 2021 года (более свежей статистики нет) ЦБ направил для блокировки больше 42 тысячи телефонных номеров, используемых в противоправных целях, из которых 24,4 тысячи – только непосредственно за один третий квартал.
Для сравнения, в 2020 году Банк России выявил и отправил на блокировку 26,4 тысячи телефонных номеров, с которых злоумышленники обзванивали клиентов банков. Это почти в два раза (на 86%) больше, чем в 2019 году. Только за третий квартал 2021 года мошенники совершили банковских операций без согласия клиента (не только выудив необходимые данные по телефону, но и в том числе через банкоматы или фишинговые сайты) более чем на 3 млрд рублей.
Мошенники могут звонить с подменных номеров и активно используют методы психологического воздействия, играя на сильных человеческих эмоциях и чувствах (страх, жадность, сочувствие). Их сценарии общения с будущими жертвами содержат убедительные ответы на стандартные вопросы и сомнения.
“Поэтому если вам звонят неизвестные и представляются, например, “сотрудником” финансовой организации, правоохранительных органов или представителем какого-то государственного органа, немедленно прервите разговор, под каким бы предлогом они ни звонили”, – советуют в ЦБ. Также злоумышленники часто представляются и сотрудниками самого Центробанка, однако представители Банка России никогда не звонят гражданам.
Мошенники не стесняются представляться и сотрудниками Центробанка. Но специалисты Банка России никогда не звонят гражданам
Если появились сомнения насчет сохранности денег на счете, то в Банке России рекомендуют гражданам самостоятельно позвонить в свой банк по телефону, указанному на обратной стороне карты или на официальном сайте банка. Если нет возможности позвонить в банк, можно обратиться в онлайн-чат кредитной организации.
Самостоятельно позвонить в банк можно и в том случае, если после звонка злоумышленника вы переживаете, что неизвестные оформляют на вас кредит или проводят какие-либо операции с вашим счетом.
Юрий Жданов, генерал-лейтенант, президент Российской секции Международной полицейской ассоциации (МПА):
– Российская секция МПА, являясь партнером Центра кибербезопасности Сбербанка, видит, что социальная инженерия через телефонные звонки по-прежнему является доминирующей схемой по обману доверчивых граждан. За 2021 год в банк поступило более 3,7 млн обращений о попытках телефонного мошенничества. Мы наблюдаем тренд на изменение и оптимизацию схем в телефонном мошенничестве под любые значимые внешние инфоповоды. Но, несмотря на это, традиционные уловки, такие как “служба безопасности” и “смена финансового номера”, по-прежнему успешно работают.
Из топа схем, появившихся в 2021 году, можем выделить, во-первых, схему со звонками от имени правоохранительных органов, причем при звонках подставляются действительные номера. И, во-вторых, звонки роботов IVR о несанкционированных операциях: мошенники ищут способы автоматизации процессов сбора персональных данных и сокращения затрат, поскольку клиенты сами “троллят” позвонивших.
Какие нужны меры? Надо внести изменения в нормативное регулирование деятельности операторов связи и операторов передачи данных. Необходимо не допускать использование номерной емкости абонентом, которая ему не принадлежит в рамках договора на оказание услуг. Обязать оператора, принимающего трафик, проверять легитимность использования номера отправителя (проверка А-В номеров). Повысить ответственность за нарушение указанных выше мер вплоть до отзыва лицензии на оказание услуг и уголовной ответственности за повторные нарушения. Повысить стоимость лицензий в области оказания услуг связи и передачи данных. Начать проверки по конкретным фактам пропуска мошеннических звонков с подменой номера. Обеспечить для граждан возможность пожаловаться на звонки через портал Госуслуг.
Хм…
Про отдельно одаренных, которые верят каждому звонящему даже комментировать лень. А вот почему госорганы и операторы связи бездействуют мне не понятно. Вроде как до первого декабря кичились, что каждая симкарта будет привязана к конкретному человеку, а эффекта ноль. Ублюдочные звонки роботов от всякой шв.ли уже осточертели, почему нельзя нагнуть заказчиков данных звонков? Поступил звонок или смс от банка с рекламой без моего согласия, ему штраф в полтос, следующий в полляма, не понимают еще мультов на пять, и закончится эта охинея в течении месяца.
угадай
с кем они делятся? и почему “нанятый” сбером какое-то время назад спецназ был вынужден штурмом брать тюремный колл- центр в одном из московских заведений уфсин, а сотрудники уфсин оказывали сопротивление
Гость
Про эффективное и реальное противодействие этим схемам была хорошая статья в Комсомолке. Забыл записать название странички. Давайте поищем вместе.
Вопрос
Почему в случае, когда мошенники берут кредиты в банках на имя граждан, ничего про это не ведающих, банки встают на сторону мошенников и с удовольствием сдирают эти деньги с пострадавших? Не, понятно, что бизнес и ничего личного, что деньги должны остаться дома, но! Подобное мошенничество часто не обходится без участия сотрудников банка или из-за несовершенства его защиты от мошеннических схем. А платят пострадавшие!.. И доказать, что ты кредит не брал практически невозможно.
Гость
После вакцинации кодов на госуслугах стали звонить каждый день мошенники.
Точно
И у меня так же, я что то не связала эти две ситуации, а ведь верно написали
1й
Видимо, чипировали симкартой ))))
вся вина банка
всем самовольно оформляют кредитные карты а приходиться со скандалом закрывать эти карты .это тоже мошенничество
Гость
Плавали – знаем: тут подсуетились “Альфа-банк” и ВТБ. Бьют ниже пояса бюджетников-пенсионеров которые не хотят рисковать. Говорят, что задействовали циничную схему – приведи друга и получи XXX рублей. Начальство приводит подчинённых (в ранге своих “друзей”), а подчинённые то не знают. Советую руководству области быть предельно осторожным с “Альфа-банком” – партнёры упрятанного за решётку министра Абызова. Лучше, как новый губер, работать с государственными кредитами.
добавлю
и на сотрудников банка нужно заводить уголовное дело
самовольно
присылают сообщение одобрен кредит до миллиона
Знакомая одной из жертв
У нас знакомую так на 1 млн обманули. Это было еще в 2020 году. Обращались они в и полицию и в прокуратуру, дело так и не завели и все. Остался человек в возрасте (пенсионеры) с долгами, и к ним и из детям постоянно приезжают коллекторы от сбербанка банка
Житель
Каллов на х.., сбер туда же
И еще
Больше всего удивляют отказные материалы правоохранительных органов, это не единичный случай, почему не соединить в одно дело и начать расследование! Почему отказы, мол сами деньги взяли в банке и сами на какой то счет отправили, не видят они фактов мошенничества видите ли, не номера не пробивает, с которых звонили, не операции через банк куда деньги ушли не проводят! Разберитесь! Где #правительсво #руководство #мвд #прокуратура #инцидентульяновск почему все ветви власти бездействуют, примите меры. Люди и так не особо довольны уровнем жизни во многих регионах России, так еще и остаются без копейки, их терраризируют банки и коллекторы за деньги, которыми они не воспользовались. Поднимите вопрос на высших уровнях, пусть соберут общее дело, сколько можно на стариках напиваться мощенникам и оставаться безнаказанными. Народ, еще раз скажите своим родителям и родственникам приколонного возраста, что бы в случае поступления любых подобных звонков, отвечали что перезвонит сами и набирали вас.
И добавлю
Если не хватает для возбуждения дел в законодательстве аспектов, как ссылаются на отуствуие состава преступления, как же мошенничество, внести изменения в нпа, защитите людей. Как вон в день прокуратуры все сми писали про защитников народа, Ну защитите народ, проведите проверку хотя бы, не пишите отказные (примите заявление) , не отправляйте в разные инстанции.
Как говорили
еще древние римляне, Cui bono – Кому выгодно? Вот и смотрите. Если не ищут, не блокируют, не наказывают, значит, все в доле. В эпоху тотальной цифровизации не найти таких “мошенников” – позор. Кстати, недавно была новость, что так какого-то генерала обманули. И за пару дней нашли виновных. Умеют, когда хотят.
…
иногда (часто) “обманутые” в доле, потом признают себя банкротами.
Ну так
Для себя то всегда найдут… Свои финансы дороги, людские вот.
Не соглашусь
Если провести нормальное расследование, то раскрыть тех, кто в доле не сложно и завести и на них дело. Таки как правила в органы не обращаются, а сразу в суд на банкротство
Народ настолько легковерный,
что кроме телефонных мошенников, одаривают и очных.
В прошлом году незнакомый мужик собрал пенсионерок у нас в подъезде, грузил их бесплатными медуслугами .
А старушки вышли с блокнотами, ручками, записывали, куда им прошастать за счастьем…
Пришлось мне вызвать полицию. Мужик сбежал. Так с тех пор эти соседки-лохушки смотрят на меня, как на врага.
Гость
Были листовки-объявления по почтовым ящикам о бесплатном профилактическом медосмотре в “диспансере”. Гневной статьёй откликнулся “Симбирский Курьер”. После этого листовки бросали в почтовые ящики только один раз.
а за правду всегда
останешься врагом
а где вы слышали чтобы
полиция что то делала день прошел проспал и слава богу