14 января исполнилось сто лет со дня рождения Николая Николаевича Медведева (1922-2002) – одного из когорты талантливых советских архитекторов, создавших современный Ульяновск, открывших новую эпоху в развитии города. Е.И. Голенко, А.И. Бросман, Н.Н. Медведев, В.Н. Филимонов, С.Н. Титов… Память о них хранят не мемориальные доски (которые тоже не были бы лишними), а улицы, здания, парки Ульяновска. Вчера специально просмотрел новостные и профильные сайты Ульяновска. Ни одного, даже самого маленького сообщения о юбилее не обнаружил. Может, пропустил. Да и сам, каюсь, материал этот размещаю с опозданием. Уже начав его готовить, понял, что в стандартный объем никак не уложусь. Пришлось делать две части, а это потребовало больше времени. Вклад Н.Н. Медведева в формирование облика города трудно переоценить. Во-первых – он автор более 50 проектов, реализованных в Ульяновске и области. Подробнее о них будет сказано далее. Как член авторских коллективов, он участвовал в разработке комплексных планов застройки многих районов и улиц. Во-вторых, Николай Николаевич являлся главным архитектором города и области – в общей сложности 20 лет – в период бурного преобразования Ульяновска: с середины 1960-х до середины 1980-х годов. И можно смело сказать, что в любом крупном объекте, построенном в это время, в любом возведенном микрорайоне есть часть его труда и таланта. Все мировосприятие, весь жизненный путь Николая Николаевича Медведева выражен в одной строчке стихотворения, написанного им в канун своего 50-летия: «Я повенчан был с архитектурой…». Прежде чем перейти к рассказу об архитекторе и его работах, хочется еще привести строки из школьного сочинения сына Н.Н. Медведева Володи, написанного в 1974 году: «Когда я иду по улицам нашего города, я люблю смотреть на большие и новые здания. Наш город – родина великого Ленина – становится красивее с каждым днем. Я рад, что мой папа тоже участвует в застройке Ульяновска […] Мне профессия архитектора нравится, так как это интересная и увлекательная работа. Она помогает нашим людям строить новые дома, поселки и города. Архитектура является гуманной профессией, так как она много делает для блага человека. Я горжусь своим папой». Николай Николаевич Медведев родился 14 января 1922 года в д. Березняки Ивановской области. Юность ему выпала нелегкая. Отец – работящий, крепкий хозяин – в 1937 г. расстрелян, как кулак, «враг народа». Мать с пятью детьми выслали в Сибирь, на Алтай, и уже там родился шестой ребенок. 16-летний Николай стал главой большой семьи, главным тружеником и кормильцем. Несмотря на это, он хорошо учился в школе, которую окончил в 1940 г., и был талантлив во всем. «Он мечтал строить дома, дворцы, города, – писала в воспоминаниях Галина Петровна Сорокина, коллега Медведева по «Ульяновскгражданпроекту». – Но сначала была война». В декабре 1941 г. Николай Медведев призван в армию и зачислен рядовым 76-го запасного стрелкового полка 23-й Алтайской бригады. Первое время служил в г. Бийске, был назначен командиром отделения, зам. политрука роты. В 1944-м воевал на Прибалтийском фронте в должности командира взвода. 18 августа 1944 г. в боях под Ригой тяжело ранен в обе ноги, пять месяцев лежал в госпитале. А потом был направлен на Дальний Восток, воевал с японцами. Демобилизован в 1946 году. Н.Н. Медведев награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За победу над Японией». Пришло время вернуться к довоенным планам. Николай не сомневается в своем призвании и поступает на архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института. На курсе его звали «ходячей энциклопедией» – он знал и умел все. Окончив в 1951 г. институт с отличием, Н.Н. Медведев получает распределение в Ульяновск. Свою трудовую деятельность Николай Николаевич начал преподавателем областной школы строительных мастеров (школы десятников-строителей). Вскоре перешел на работу в контору «Облпроект», ставшую в середине 60-х институтом «Ульяновскгражданпроект». Здесь Н.Н. Медведев работал с 1952 по 1965 г., пройдя путь от рядового архитектора до главного инженера. Г.П. Сорокина вспоминала, что каждый свой день руководителя он начинал с того, что обходил рабочие места и очень доброжелательно, но требовательно спрашивал сотрудников: «А что ты делаешь?». Это был не столько дисциплинарный шаг, сколько высказанное стремление к единению. В начале 1960-х «Облпроект», где до этого Медведев был единственным (!) архитектором, стал пополняться молодыми выпускниками Московского архитектурного института – полными энергии и идей, жаждущими немедленной коренной перестройки всего города. В 1961 г. приехали Титов и Филимонов; в 1963-м – Полякова и Нецветаев, в 1965-м – Красовский, Куроптев, Богатов… Город быстро рос, и работы с избытком хватало на всех. Но как же трудно было Николаю Николаевичу руководить этими талантливыми, но излишне амбициозными молодыми людьми, «приземлять», направлять их энергию в нужное русло. И при этом самому перестраиваться, ломать устоявшиеся представления, приводя их в соответствии с новыми реалиями. Л.Н. Нецветаев вспоминал: «Главный инженер (не было тогда должности «главный архитектор») Н.Н. Медведев был, конечно, на острие всех и кадровых, и производственных вопросов. К тому же он жаждал творческой работы, и ему, воспитаннику «сталинской» архитектурной школы, досталась нелёгкая конкуренция в лице молодой смены. Трудную ломку мировоззрения он выдержал достойно, хотя некоторая ревность к нашей раскрепощённости и свободе от заветов «советского классицизма» временами ощущалась». 19 сентября 1946 г. утвержден разработанный институтом «Ленгипрогор» Генеральный план Ульяновска. Вскоре принимаются постановления СМ СССР «О мерах по развитию г. Ульяновска в 1949-1950 гг.» и о включении Ульяновска в число 43 важнейших городов страны. Генплан, с учетом корректировок 1959-1960 гг., предусматривал рост численности населения до 300 тыс. чел., развитие промышленности, увеличение вдвое территории застройки. Особое внимание уделялось центру города, где намечалось сформировать центральную городскую площадь с монументальными сооружениями, проложить парадную магистраль. При этом предполагалось «сохранить сложившийся центр города, предусмотрев его развитие в границах между ул. Гончарова и набережной…». Генплан предусматривал развитие районов города (Заволжье в план не вошло) и транспортной инфраструктуры, озеленение, систему противооползневых мероприятий, реконструкцию водопровода, канализации, электроснабжения и т. д. Уже с конца 1940-х гг. Ульяновск начал быстро преображаться. Строились новые жилые кварталы и общественные здания; железнодорожный вокзал и речной порт; разбивались парки и скверы; асфальтировались улицы; в 1954-м открыто трамвайное движение, а рельсы тянулись все дальше… Во многом развитие города в этот период – заслуга ульяновских архитекторов, в том числе Н.Н. Медведева. В 1965 г. утвержден новый Генеральный план, рассчитанный на рост населения до 500 тыс. человек. В этот же период началась подготовка к столетнему юбилею со дня рождения В.И. Ленина. В 1964 г. объявлен Всесоюзный конкурс на лучший проект планировки и застройки центра города. Наряду с ведущими проектными институтами Москвы и Ленинграда в конкурсе принял участие и «Ульяновскгражданпроект». «Вариант за вариантом, каждый день – новые мысли и решения; в итоге, к изумлению столичных конкурентов, наш крохотный коллектив выставил целых три проекта!» (Л.Н. Нецветаев). Конкурс широко обсуждался. Все семь представленных проектов были выставлены в Краеведческом музее; оценки и предложения ульяновцев публиковались в областной газете. Итоги подводились весной 1965 года. Жюри решило не присуждать первое место никому и взять все лучшее из каждого проекта. А второе место разделили проекты гиганта «Моспроект-2» и ульяновских архитекторов. Лев Николаевич Нецветаев вспоминал о роли Н.Н. Медведева в этой победе: «Участвуя в конкурсе на проект застройки центра Ульяновска, мы с Валентином Филимоновым стали разрабатывать свой отдельный вариант, а Николай Николаевич делал свой… Конечно, Николай Николаевич был куда большим реалистом, чем мы, бредящие полным преображением города. По нашему мнению, он чересчур осторожно тревожил двухэтажную застройку, не давая разгуляться архитектурной фантазии. А он просто хорошо знал возможности строительной индустрии и масштаб бюджетных затрат. В итоге премию с Моспроектом-2 поделил именно эклектичный, как нам казалось, вариант Медведева… Николай Николаевич не подчёркивал своей заслуги в победе ульяновцев, премию поделили на всех». Н.Н. Медведев с 1955 г. являлся членом Союза архитекторов СССР. В 1956-1965 гг. возглавлял Ульяновскую областную организацию Союза архитекторов. В 1965 г. в Москве проходил IV Всесоюзный съезд архитекторов. Ульяновскую область на нем представляли Н.Н. Медведев, А.И. Бросман, Е.И. Голенко и С.Н. Титов. На этом съезде Николай Николаевич был избран членом правления Союза архитекторов СССР. В 1965 году – в самом начале бурного строительства к 100-летнему юбилею вождя – Н.Н. Медведев назначен главным архитектором области (начальником областного отдела по делам архитектуры и строительства). Конечно, реконструкция центра Ульяновска в этот период проходила при его непосредственном участии. Объекты Мемориальной зоны проектировали и «вели» москвичи и ленинградцы, решавшие все вопросы напрямую с «Бабаем» – Скочиловым, но Медведев не мог оставаться в стороне. Л.Н. Нецветаев вспоминал о его конфликте с Б.С. Мезенцевым на заседании бюро обкома партии. Николай Николаевич указал на явные, по его мнению, просчеты в проекте Мемориала и получил грубый ответ от московского архитектора. Проработав на этой должности шесть лет, Н.Н. Медведев в 1971 г. становится главным архитектором Ульяновска, а в 1978-1985 снова работает главным архитектором области. Все эти 20 лет представляют собой «золотую эпоху» в развитии и градостроительной практике Ульяновска: город рос и хорошел. «…Много сил и энергии отнимала у Медведева административная работа. Тем не менее, авторский список творений Медведева впечатляет», – писал Л.Н. Нецветаев. Он является автором более 50 проектов: генплана областной сельскохозяйственной выставки и входа на выставку (позже в парк Победы); первого в городе высотного жилого дома на углу ул. Гончарова и Минаева с магазином «Мелодия»; жилых домов с магазином «Диета» и на углу ул. Гончарова и Ленина; 14-этажного дома у кинотеатра «Рассвет»; реконструкции драмтеатра; проектов кинотеатра «Октябрь», гостиницы «Советская», детской больницы в северной части города; жилого микрорайона на Среднем Венце, въездного знака в город со стороны аэропорта и других. Н.М. Медведев возглавлял авторский коллектив, создавший обелиск Славы и мемориальный комплекс на площади 30-летия Победы. Он входил в авторские коллективы, проектировавшие жилые районы в северной и южной частях города, в левобережном районе, застройку ул. Минаева и др. Медведев является автором архитектурного решения бюста И.Н. Ульянова около пединститута, памятников в Димитровграде, Николаевке, Ивановке. По его проектам строились жилые кварталы и общественные здания в городах и поселках области. О некоторых проектах Медведева речь пойдет во второй части. Как главный архитектор видел перспективы развития города, застройки его районов и улиц? В 1971 г., после завершения юбилейной реконструкции, Н.Н. Медведев писал в областной газете о ближайших задачах. Это застройка территории, примыкающей с севера к Мемориалу (ул. Радищева и др.); улиц 12 сентября, Кирова; поймы Свияги на левом берегу; новых микрорайонов на шоссе Нариманова, на Верхней Террасе и т. д. Более подробно о ближайшем будущем города Н.Н. Медведев рассказывал в книге «Ульяновск», написанной им в соавторстве с архитектором А.И. Бросманом и изданной в 1973 году. Приведем небольшие фрагменты: «…Интересна композиция групп жилых домов по ул. Кирова с благоустроенным волжским склоном. Затем взгляд останавливается на густых дубравах Винновской рощи и многоэтажных жилых домах Железнодорожного района… Интересен вид на город и со стороны Свияги. Берега реки оделись в бетон. Широкие бульвары отделяют от берега здания новых микрорайонов. В районе «Туть» вместо небольших домиков выросли красивые многоэтажные корпуса, чередуясь с зелеными выходами скверов… Следующий фронт многоэтажной застройки проходит по ул. 12 сентября – транспортной артерии города… Улицы Красноармейская и Радищева значительно расширятся и станут настоящими проспектами… По обе стороны шоссе Нариманова вместо ветхих деревянных домиков появятся многоэтажные жилые корпуса, а за кинотеатром «Октябрь» – общественный центр этого жилого массива… На шоссе Рябикова поднимутся многоэтажные дома, откроются торговые центры и культурные учреждения. От Октябрьской улицы начнется новая магистраль, которая пройдет вдоль набережной р. Свияги… По новому мосту мы въезжаем в Железнодорожный район и, миновав вокзал, попадаем на центральную площадь района. На нее фасадами выйдут Дворец культуры, торговый центр… Неподалеку от площади расположится стадион, к которому подойдет широкий бульвар «Венец», проходящий по бровке волжского склона… Сразу за мостом через Волгу нас встретит лента новых многоэтажных домов… Вот и Верхняя Терраса. Магистраль приведет нас в новый жилой район. В нем разместятся Дворец культуры, универмаг, кинотеатр, Дом быта, гостиница, спортивные сооружения. Вновь созданный широкий бульвар-набережная по красоте не уступит набережным правого берега…». Хотелось бы особо остановиться на одном районе планируемой тогда застройки: улице Радищева и прилегающих улиц – жилом районе № 5. В «Ульяновской правде» (6.04.1979) была напечатана статья Н.Н. Медведева – одного из авторов проекта – «Рядом с Мемориалом»: «…Границы проектируемого района ограничены с юга ул. Гончарова, с севера – ул. Тухачевского, с запада – ул. Островского, с востока – верхней набережной Волги. Его общая площадь составляет около 75 га. В домах общей площадью 46.000 кв. метров будут жить почти 35 тыс. человек. Общая планировочная композиция района вытянута с севера на юг и имеет ярко выраженную пространственную связь с берегом Волги. Вдоль улиц Рылеева, Тухачевского и Урицкого предусмотрены широкие зеленые выходы на набережную. В северной части района система зеленых насаждений завершится районным садом с прудами и водоемами… Западная сторона ул. Радищева застроится 9-этажными пластичными домами, а восточная будет иметь широкие зеленые пространства с тремя группами 12-этажных домов-башен… Улица Красноармейская, как общегородская транспортная магистраль, приобретет парадный вид… На площади, которая будет создана на пересечении улиц Радищева и Рылеева, встанет высотное общественное здание. В нем разместятся кинотеатр, библиотека, выставочный зал, ресторан и др. …». Через 10 лет концепция застройки этого района кардинально изменилась. Главный архитектор города С.М. Горбунов писал в 1990 году: «…Новая застройка будет представлена девятью типами индивидуальных коттеджей, решенных в стилевых архитектурных тенденциях Симбирска конца XIX века… [В других кварталах] предусмотрена так называемая ковровая застройка в 2-4 этажа в стиле «Ретро» в кирпичном исполнении…». Что получилось в действительности – пояснять нет необходимости… …Какие задачи Николай Николаевич Медведев ставил перед собой и отраслью на посту главного архитектора, какие видел проблемы? Пролистаем его собственные статьи, часто публиковавшиеся в «Ульяновской правде» в 1960-1980-х годах. Красота и выразительность облика города. «Свою главную задачу мы видим в повышении архитектурно-художественного уровня строительства, в том, чтобы все населенные пункты имели собственное лицо» (18.04.1982). «В архитектуре понятия «эффективность» и «качество» означают не просто хорошо и экономично построенное здание или комплекс, но и выразительность, индивидуальность их облика. Развитие города заключается не только в его росте, но и качественных преобразованиях» (19.11.1976). Комплексная застройка. «Однообразие и непривлекательность архитектуры некоторых районов во многом являются следствием некомплексной застройки. В городе пока нет ни одного законченного микрорайона. В каждом из них зияют провалы пустырей, на месте которых должны быть построены, согласно утвержденным проектам, здания обслуживающего назначения… Общественные здания, как правило, возводятся гораздо медленнее…» (14.10.1971). «На макетах, чертежах есть все, чтобы жизнь новоселов была радостной. А на деле? Не хватает магазинов, культурно-бытовых и спортивных сооружений, детских учреждений… Это не только ухудшает быт и отдых трудящихся, но и наносит серьезный архитектурно-эстетический урон облику застройки, т. к. эти здания являются ответственными градостроительными акцентами» (21.10.1975). Однообразие застройки, нехватка типовых проектов. «Отрицательно сказывается на архитектурном облике микрорайонов отсутствие комплексной серии типовых проектов… Кроме этого, практика создания запоминающихся ансамблей города требует применения для ключевых участков индивидуальных проектов общественных и жилых зданий» (14.10.1971). Про дома новой 75-й серии: «Для каждого района надо создать особые «редакции» проектов, отличающиеся деталями ограждения лоджий, входами, завершением зданий, силуэтом, цветовой гаммой отделки» (19.11.1976). Качество проектирования и строительства, наружная отделка. «Изготовляемые на домостроительном комбинате и других предприятиях изделия и конструкции имеют низкое качество…» (21.10.1975). «Остро стоит вопрос повышения качества строительства… Повинна в этом прежде всего штурмовщина, которая наблюдается в конце года при сдаче объектов… Институт «Ульяновскгражданпроект» часто затягивает разработку проектной документации… Фасадные разработки домов не доводятся до конца, и строители стремятся «упростить» их. В результате многие дома выглядят безлико и серо» (14.10.1971). «Для разнообразия отделки давно пора перейти к массовому использованию декоративных бетонных поверхностей с различной фактурой, рисунком и цветом» (19.11.1976). Озеленение, благоустройство. «Если старая часть города утопает в зелени, то новые районы выглядят голо и бедно… Дворовые территории озеленяются примитивно, без учета проектов… Плохо озеленяются и участки школ, детских учреждений, мало создается микрорайонных садов… Ни в одном микрорайоне нет современных, сделанных со вкусом малых архитектурных форм. Оборудование детских площадок, как правило, непривлекательно… В новых микрорайонах нет благоустроенных спортивных площадок, хотя в проектах они предусмотрены… У ряда заказчиков денег едва хватает на сооружение жилых домов. Тротуары, скверы, спортивные и игровые площадки, беседки, навесы, бассейны для купания ребятишек – все это их не интересует» (30.04.1966). «Немало красоты могло бы дать нашему городу более продуманное размещение вывесок, реклам, светильников и даже урн. Самая незначительная деталь может украсить город, если к ней отнестись серьезно, со вкусом» (14.10.1971). В статьях Н.Н. Медведева не только ставились проблемы, но обязательно предлагались конкретные пути их решения. Увы, не всегда голос главного архитектора был услышан… При огромной нагрузке Николаю Николаевичу хватало сил на общественную работу – в 1970-х гг. он являлся депутатом горсовета. Было у него и увлечение, которому Медведев отдавал свободное время – он прекрасно рисовал. Л.Н. Нецветаев вспоминал, что « в командировки по районам и во время отпусков он неизменно брал с собой кисти и набор акварельных красок. Не единожды его акварели фигурировали на городских художественных выставках». На них запечатлены живописные места Крыма, Кавказа, Рижского взморья, Ульяновской области: Ундоры, Белое озеро и др. Большинство живописных работ Н.Н. Медведева хранится в семье. Часть находится в фондах музея-заповедника «Родина В.И. Ленина». В 2003 г. проходила выставка пейзажей Медведева в музее «Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска». Более поздних выставок не припомню. А еще Николай Николаевич писал стихи. В апреле 1985 г. Н.Н. Медведев ушел на пенсию с должности главного архитектора области. Но сидеть без дела не мог: работал архитектором в Ульяновском филиале института «Куйбышевгипросельхозстрой», а в 1990-1996 гг. (почти до 75 лет!) – главным специалистом по архитектуре в Управлении государственной вневедомственной экспертизы областной администрации. В послужном списке Н.Н. Медведева 15 правительственных наград за боевые подвиги и мирный труд. Он был награжден знаками «За заботу о красоте города» и «Участник строительства школы № 1 имени В.И. Ленина». В 1998 г. Николай Николаевич удостоен звания Почетный гражданин города Ульяновска. В 2002 г. Н.Н. Медведеву было присвоено звание Почетный архитектор России. На церемонии вручения знака (14 января) в числе многих теплых слов было сказано и то, что за многие годы работы он воспитал целую плеяду архитекторов. Николай Николаевич Медведев скончался 13 июля 2002 года в Ульяновске. Перечень (далеко не полный) объектов, построенных по проектам Н.Н. Медведева, приводился в первой части. Вспомним немного подробнее лишь о некоторых из них. *** Первая областная сельскохозяйственная выставка прошла в Ульяновске в 1951 г. на площади Ленина. Вскоре она была перенесена в Северный парк (ныне парк Победы) и стала сельскохозяйственной и промышленной или областной выставкой достижений народного хозяйства. В середине 1950-х гг. Н.Н. Медведев разработал генеральный план выставки и вход на нее в виде арки. Это была одна из первых больших работ молодого архитектора. Реализация плана осуществлялась в 1956 году. «Ульяновская правда» (19.08.1956) писала: «Сейчас на территории выставки… все неузнаваемо изменилось. Главный вход… украсит арка высотой 12 метров. Площадь выставки увеличена в 4 раза. Вот новое большое здание с куполообразной крышей. Это павильон промышленности… Устраивается спортивный городок. Уже закончено сооружение теннисного корта, баскетбольной и волейбольной площадок… Здесь же установлены качели, карусель… Центральная площадь заасфальтирована, перед главным павильоном разбита большая клумба… Юные натуралисты получат свой павильон. Устраиваются павильон «Механизация», зональные павильоны… Заканчивается сооружение летней эстрады, ресторана… Прорублены и заасфальтированы новые аллеи…» В начале 60-х эта территория стала парком Победы. От выставки мало что осталось, а деревянные ворота-арка, дополненные изображением ордена Победы, еще долго украшали вход в парк. Понятно, что со временем они обветшали, но от сменившей их конструкции просто оторопь берет. Недавно происходила кутерьма, вызванная жгучим желанием руководства иметь в городе триумфальную арку в честь Победы. Высказывал тогда мнение: если уж так приспичило, то восстановите ворота в парк по образцу или хотя бы подобию «медведевских». Будет и арка, и достойный вход в парк. «Суета вокруг арки» закончилась (уже второй раз); недавно установили стелу возле вокзала, планируется создание музея трудовой доблести. А на входе в парк Победы стоит все то же непотребство… *** Решение о реконструкции Ульяновского драматического театра было принято в 1958 г. Отмечалось, что «помещение театра, построенное в дореволюционное время, не отвечает требованиям современной театральной технологии». Весной 1960 г. контора «Облпроект» (архитектор Н.Н. Медведев) завершила разработку проекта. Н.Н. Медведев писал в 1960 году: «…Особое внимание уделяется расширению объема сценического комплекса, техническому переоборудованию сцены… Расширение объема здания запроектировано со стороны северного глухого торца по ул. Ленина. Главный вход будет на углу улиц Ленина и Советской… Входная группа помещений: вестибюль, гардероб и др. проектируются вновь… На стыке существующей и пристраиваемой части решено построить парадную мраморную лестницу… На втором этаже разместятся буфет, курительная и репетиционный зал. В третьем этаже будут административно-хозяйственные помещения…» Работы начались в том же году. «Ульяновская правда» (4.04.1963) рассказывала: «…Стройка сейчас в разгаре… Мы в кабинете автора проекта реконструкции театра Н.Н. Медведева. Николай Николаевич говорит, как возникла мысль о реконструкции. Если когда-то театр устраивал зрителей и актеров, то сейчас нас не может удовлетворять ни внешнее оформление, ни внутреннее устройство. Теснота в гардеробных, отсутствие хороших буфетов, узкие проходы в верхние ярусы… Как же будет выглядеть театр? Представьте себе светлое здание, решенное в строгих монументальных формах. Яркие мозаичные вставки на тему искусства подчеркивают его назначение. Все пространство между мощными пилонами застеклено, и от этого вечером здание будто просвечено насквозь… Интересно решено и внутреннее убранство театра… Над интерьерами сейчас работает архитектор С.Н. Титов…». Реконструкция драмтеатра затянулась и была завершена лишь в 1967 году. Конечно, театру, построенному в 1879-м, она была необходима. В то же время, как отмечал Ж.А. Трофимов, здание «потеряло значение исторического памятника. Многих старожилов не удовлетворяла и внутренняя отделка зала». *** В 1964 г. построен первый в Ульяновске высотный – 9-этажный – жилой дом на углу улиц Гончарова и Минаева. Его центральный корпус выходит на въезд в город со стороны Волги, а боковые крылья раскинулись по двум улицам. Сформировавший пересечение двух главных улиц дом хорошо виден с Волги. А позже он прекрасно вписался в площадь 30-летия Победы. Это и самый большой на то время дом в городе по числу квартир, и первый дом, оборудованный лифтом и мусоропроводом. Автор проекта – Н.Н. Медведев. Первоначальный проект был несколько изменен. Число квартир увеличилось со 192 до 232. Исчезли декоративные элементы фасада – «борьба с излишествами» в архитектуре. Дом возводился ударными темпами. 30 июня 1964 г. сдан в эксплуатацию третий 6-этажный корпус по ул. Гончарова; 17 декабря – первый корпус по ул. Минаева. Их уже обживали новоселы, а строители завершали работы в центральной 9-этажной секции. 30 декабря 1964 г., в канун новогодних праздников, комиссия приняла и эту часть здания. А архитекторы уже смотрели в будущее. В январе 1965 г. Н.Н. Медведев рассказывал: «Начались работы по подготовке нулевого цикла для 320-квартирного 9-этажного дома по улице Минаева. Автор проекта С.Н. Титов… Внешний вид здания отличается от всех имеющихся в городе домов». Начиналась реконструкция улицы Минаева… В доме на углу ул. Гончарова и Минаева многие годы находился хорошо знакомый старожилам магазин «Мелодия». А на крыше к столетию со дня рождения В.И. Ленина была установлена огромная надпись, хорошо видная даже из Заволжья. *** Гостиница «Советская» – первое в Ульяновске здание, возведенное в ходе подготовки к столетию со дня рождения В.И. Ленина. Многочисленных гостей и специалистов, прибывающих в преддверии юбилея, почти негде было размещать, поэтому строительство гостиницы имело для города огромное значение. Проект разработал Н.Н. Медведев. Многие считают здание скучным, тяжеловесным; но мне оно кажется удачным и внешнему виду, и по конструктивному решению, и по расположению – замыкая площадь с юго-запада. Тип сооружения – каркасно-панельное здание на свайном основании – был совершенно новым для Ульяновска. Здание возводили местные строители, и построено оно быстро и качественно. Строительство началось в 1966 году, а в июле 1969-го гостиница приняла первых постояльцев. В книге «Ульяновск» (1973) А.И. Бросман и Н.Н. Медведев писали: «…Рядом [с площадью Ленина] расположена семиэтажная гостиница «Советская», в первом этаже которой находятся магазин политической книги, ресторан, кафетерий и служебные помещения. Во внешнем убранстве гостиницы применены керамзитобетонные панели, отделанные белой мраморной крошкой с добавлением битого плавленого стекла. Колонны каркаса и простенки между оконными блоками облицованы стемалитом – закаленным цветным стеклом…» «Стекло и бетон, прямые, строгие формы… Гостиница в разное время суток выглядит по-разному. Днем длинные полосы окон отсвечивают солнце. Вечером они сияют голубым светом люминесцентных ламп. Здание всегда наполнено светом… 576 гостей, на которых рассчитана гостиница, будут обслуживать около двухсот человек» («Ульяновская правда», 10.07.1969 г.). *** Проект обелиска Славы разработан авторским коллективом в составе архитекторов Н.Н. Медведева, С.Н. Титова и скульптора Р.А. Айрапетяна. «Серафим Николаевич Титов делал рабочие чертежи обелиска, Николай Николаевич руководил и был главным архитектором проекта» (Г.П. Сорокина). Для фронтовика Медведева эта работа являлась особенно важной. Фронтовиком был и С.Н. Титов. Легенда о скочиловской «пирамидке», с которой архитекторы будто бы «срисовали» будущий обелиск – явная профанация. Так подобные проекты не возникают. Авторская группа проделала огромную работу. И величественный вид обелиска и мемориального комплекса, и гармоничность, с которой монумент вписан в окружающий ландшафт – их заслуга. Архитекторы сразу хотели сделать более высокий шпиль, но технические возможности тогда не позволили. В 1985 г. обелиск нарастили до высоты 47 метров. Все работы по сооружению обелиска Славы были выполнены за три месяца. 9 мая 1975 года, в день 30-летия Победы, состоялось его торжественное открытие. «Ульяновская правда» (10.05.1975) писала: «Здесь целая архитектурная композиция, созданная руками зодчих и строителей… На верхней площадке-стилобате возведен обелиск, выражающий темы Победы и Славы советского народа. Здесь же, левее обелиска, сооружен выступ-пьедестал. На нем скоро будет установлена скульптурная группа воинов-победителей. Стены пьедестала выложены цветным мрамором. На одной из них прикреплена бронзовая доска с надписью: «Обелиск-памятник. Сооружен в ознаменование 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» На нижней площадке установлена бронзовая чаша со звездой – здесь 9 мая зажегся Вечный огонь. На мраморной стене – надпись из бронзовых букв: «Вечная слава воинам-ульяновцам, павшим в борьбе за честь, свободу и независимость нашей социалистической Родины». По центру стены крупными буквами: «НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО». По мрамору на века написаны имена всех героев-ульяновцев, павших в боях за Родину… В верхней и нижней площадках высажены цветы. Они будут расти здесь всегда. А вокруг – белая кипень цветущих яблонь раскинувшихся на волжском берегу фруктовых садов, безбрежная голубизна могучей Волги. К обелиску-памятнику заложены капсулы с землей всех городов-героев страны…» Источники: 1. Статьи Н.Н. Медведева (1960-1982).
|
|
|
Wladimir Voronin
Настоящий архитектор – не нынешние “эффективно монетизированные” архитектурные умельцы.
Wladimir Voronin
Так изуродовать центр города могли только враги народа:
Микола
Надеюсь, когда-нибудь они получат по заслугам.
Турист
Реконструкция центра города, это был эксперимент и большая ошибка, красивая картинка для открыточных видов!
Гость
На примере этого замечательного человека видно, как в области могли зажимать способных людей.
А сейчас кишмиш сдела из города
Дворец профсоюзов-Версаль-собор.
Дерревья безжалостно вырубают.
Грязные окна и старые здания завешивают баннерами.
Цемент ворут,чугунную ограду вокруг сквера Карамзина почти всю сперли. Варвары!
Товарищ,
страдающий раздвоением личности! Вы реально думаете, что некий Сидоров читает все посты на Улпрессе? Зачем вы тут спамите своим мусором? Пишите в приемную этому своему депутату.
Муродов
Затычка с Улпрессы ???
Тебе виднее
кто ты и откуда.
.
Вроде и грех такое говорить… но хорошо, что Николай Николаевич не дожил и не видит, какую жуть делают с городом. Та же улица Радищева… лет через 100 к нам будут возить на экскурсии студентов-архитекторов и показывать, как делать нельзя ни в коем случае.
…
Частная собственность на землю уродует не только Ульяновск… Капитализм…
Мдаа…
Время великих свершений …
СЛАВА СССР!
Ккк
А кпсс не слава?
Нет. Не слава.
КПСС – ккк.
были архитекторы!
Да уж на Радищево масштаб и красота должна быть ,не то что нынешний шанхай.
Злой
Фундаментально, явно рисовали поклонники творчества бесноватого.
123
Слава Богу что до Радищева/Корюкина так и не добрались. Лучше уж так чем кошмарные хрущёбы.
.
“Так” – это разномастный шанхай из человейников, выстроенных вплотную к тротуару, без дворов, даже без парковок? Интересные у вас вкусы, даже сложно предположить, что вы из себя представляете. Детей нет – иначе возмущались бы отсутствием детских площадок (коих в “кошмарных хрущёбах”, кстати, в достатке). Собаки нет, иначе сетовали бы на то, что гулять с животным негде. Машины нет – раз вас не смущает, что рядом с шанхайным человейником негде остановиться даже на 15 минут, чтобы спокойно высадить пассажиров и занести домой сумки. Подозреваю, что вы вообще не выходите из квартиры, сидите себе взаперти и наслаждаетесь видами из окна, которые в многоэтажках, конечно, получше, чем при нормальной малоэтажной застройке.
123-ему
бога-нет!
***
Ну как же не добрались? Как раз добрались – начиная с 90-х и по сей день. И до Радищева, да и от Корюкина, Пролетарской, Красногвардейской и других соседних улиц мало что осталось. Историческая застройка так и так почти не сохранилась, а что лучше: широкие, планово застроенные улицы с общественными зданиями, зелеными зонами или то нагромождение не пойми чего, которое там имеет место быть?
Житель Хрустальной
Спасибо Архитектору за Ульяновск!
А Уважаемому Brandergofer y- за очередной интересный материал!
Спасибо
Архитектурой и градполитикой
не занимается никто. Оттого и причина в разрозненности…
У нас сейчас типа Сидоровой, Лариной правятУ же заповедник ленинский раздают.
Чугунную ограду сквера Карамзина половину украли. Центр в г… превратили, настроив торговые центры.
!
Все тоталитарные режимы тешатся такой “архитектурой”.
Стук барабанов ненужных парадов, мумии вождей, не человеческая суть, позорный, кровавый крах.
Гость
Образование современных архитекторов позволяет проектировать только павильоны да ларьки, если посмотреть на улицы города. Толи еще будет!Но город уже безнадежно испохаблен, на “исправить” всё никаких денег не хватит.