Ульяновск рассчитывает получить грант от Ростуризма на развитие исторического центра города. Это от 177 до 250 миллионов рублей на информационные вывески, афиши, артобъекты, 3D-проекторы, скамейки, мусорки и практически отсутствующие в городе общественные туалеты. Таким образом власть надеется привлекать до 15% дополнительных туристов в год. Сейчас от ульяновцев ждут конкретных предложений для формирования проекта туристического кода областного центра, включая персоналии, которые, как Ленин, могли бы стать новыми брендами. Пока предложений мало. В мэрии отметили, что в случае проигрыша будут рассчитывать на другие федеральные программы. Но что в течение года будут делать в части развития исторической части Ульяновска без федеральной поддержки, чиновники рассказать затруднились. Пока у города есть так и нереализованные макеты 10-летней давности.

Сейчас в Ульяновск приезжает около 350 тысяч туристов. Этот показатель ежегодно планируется увеличивать на 15% за счет реализации проекта туристического кода города, презентации Ульяновска на форумах и выставках. Объясняя схему расчета,  руководитель ульяновского Центра развития предпринимательства Александр Кожевин назвал эту цифру “очень осторожной”:

При расчете мы использовали различные экономические модели. Мы часто упускаем, что ленинская тема сильно  связана с Самарой и Казанью. Здесь можно было бы сформировать отдельное направление – трек, связанный с Владимиром Ильичом в Поволжье. Плюс это еще номерной фонд гостиниц, развитие речного судоходного туризма, различные маршруты по крупнейшим улицам – путь Ильича, по ремесленным кварталам на ул. Федерации, по засечной черте и др. Считаем, что перспектив достаточно много. Например, в декабре в Лондоне проходила крупная выставка работ фирмы Фаберже, которая собрала работы нашего земляка Зуева. Кто-нибудь слышал об этом? Люди специально ездили в Лондон, чтобы смотреть его работы. 

Заявка от областного центра на получение федеральных средств уже прошла предварительный отбор, заняв 13 позицию. Субсидии же получат первые 12 мест. Ожидается, что Ростуризм объявит конкурс в марте. В числе требований – площадь рассматриваемой под благоустройство территории не более 100 га, упор на интерактивные объекты, общественные территории для культурно-массовых мероприятий, отсутствие строительно-монтажных работ, обязательное обсуждение с жителями.

Мы выбрали улицы Ленина (вдоль нее проходила засечная черта до территории кремля), ул. Гончарова с ломаной формой, которая по мнению историков и краеведов  ограничивала внешний вал города за пределами кремля; территория древнего булгарского городища, которое располагалось на месте реки Симбирки, и два достопримечательных места – “Ремесленный квартал” и “Родина В.И. Ленина”. Всего охвачено около 370 памятников архитектуры и археологии, о многих из которых мы до сих пор ничего не знаем – раскопки не проводились. Здесь же креативные пространства “Квартал” и будущий “Контактор”. Есть предложение включить и территорию татарской слободы, – уточнил  Кожевин. –  Помимо традиционных брендов “Ульяновск – родина Ленина”, приближающееся 100-летие СССР, 80-летие Ульяновской области, 375-летие Симбирска-Ульяновска мы затронули и персоналии: основателя оружейной палаты Богдана Хитрово, помещика Поливанова, художника Худякова – его картина стала одной из двух первых при закладке Третьяковской галереи; Василия Зуева, который отбыл срок на ул. Льва Толстого.

Таким образом на условиях софинансирования (19%) Ульяновск рассчитывает получить от Ростуризма 177 млн рублей из 250 возможных. Понимание того – на что конкретно, формируется в диалоге с жителями. Для этого через платформу “Профессиональный гражданин” до 4 февраля ждут предложений по мастер-плану туристического кода центра Ульяновска. Сейчас на этом сайте представлена концепция 2010 года от архитектурной мастерской «СИМБИРСКПРОЕКТ», которую организация делала по муниципальным контрактам.

177 млн рублей – сумма приблизительная. Возможно, она вырастет. Здесь включены создание аншлагов, информационных табличек, интерактивные киоски, фасадное освещение, общественные туалеты, арт-объекты, ростовые фигуры из композитных материалов, велопарковки, видеопроекторы, – сказал замначальника Управления архитектуры и градостроительства Роман Тимофеев.

Предложений от горожан пока мало, признались в администрации. Из информирования – вышедший на сайте мэрии пресс-релиз. Сейчас инициативы по насыщению исторического центра города объектами благоустройства принимаются до 4 февраля, но срок планируется продлить на неделю. После этого все предложения ранжируют и наиболее повторяющиеся отобразят в мастер-плане.

В мэрии отметили, что в случае проигрыша рассчитывают на участие в других проектах и программах. Но что в течение года будут делать в части развития исторической части города без федеральной поддержки, ответить не смогли. 

В комментарии для портала директор Агентства по туризму Денис Ильин уточнил, что если в этом году выиграть 177 млн рублей не удастся, финансирование выделят в 2023-м по нацпроекту “Туризм и индустрия гостеприимства”. Деньги пойдут только на МАФы, скамейки и памятники. На более капитальные объекты – дороги, тротуарную плитку, замену световых опор – средства заложат в региональной и муниципальной казне:

– Есть постановление Правительства РФ, в котором утверждены правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектам РФ для поддержки региональных программ по проектированию туристского кода центра города. Источник финансирования определен – это нацпроект “Туризм и индустрия гостеприимства”, все сопутствующие нормативно-правовые акты тоже утверждены. В рамках предварительного отбора, который проходил в декабре, мы заняли 13 место. На сегодня все города готовят заявки по формированию туристского центра города, в т.ч. и мы. Всего принимают участие более сотни городов.  Касаемо конкретных объектов финансирования они также определены. Есть смета, которая приложена к существующей заявке на 177 млн рублей. В рамках реализации этого проекта возможно получить финансирование на установку МАФов, подсветку зданий, установку небольших памятников, замену вывесок рекламных конструкций (в случае, если предприниматели сами не смогут их заменить), на установку лавочек и прочих сопутствующих элементов. Также предполагается установка интерактивного антивандального киоска как в парке “Зарядье”. На эти деньги нельзя переложить тротуарную плитку, проводить капитальный ремонт объектов. На некоторых рендерах было показано мощение плиткой. В данном случае идет речь о софинансировании из регионального бюджета.  Софинансирование муниципальным бюджетом будет перекрываться той работой, которая будет вестись по капитальным объектам: укладка плитки, замена уличного освещения и тд. В этом году федеральную поддержку получат не более 12 городов. Мы видим там явных фаворитов: Углич и тд. Так как мы получили 13 место в предварительном отборе, то мы понимаем, что мы правильно действуем и надеемся на финансирование в этом году. В случае, если в этом году мы не пройдем, то эти деньги выделят нам в следующем. Все зависит от комиссии и от того, как она выстроит приоритеты. Основным требованием для подачи заявки было то, что мы должны были провести публичные слушания на сайте ПрофГражданин. Если большинство проголосует “за”, тогда этот проект выносится на региональную комиссию, и регион отправляет заявку в федеральное Агентство по туризму.