В Ульяновске назрела реформа транспортных пассажирских перевозок. По поручению Главы города Дмитрия Вавилина с 1 февраля МБУ «Центр управления городом» организовал ежедневный мониторинг графика движения, с проведением рейтингования как отдельных маршрутов, так и каждого конкретного перевозчика.

Сейчас вступило в силу положение о том, что отсутствие данных в региональной навигационно-информационную системе, поступающих через ГЛОНАСС, приравнивается к отсутствию выхода транспорта на линию. За это предусмотрена материальная ответственность, согласно КоАП Ульяновской области.

Муниципальный рейтинг ЦУГ составляется следующим образом. Если перевозчиком выполняется более 95% от запланированных рейсов — это зелёная зона, более 75% – жёлтая, менее 75% – красная, которая считается самой худшей. По итогам наблюдения принимается решение о наказании нарушителей: привлечении к ответственности, штрафам до 15 тыс. рублей и вплоть до отзыва свидетельств на осуществление перевозок вообще. В настоящее время, кстати, суд уже рассматривает первое такое заявление в отношении ООО «Ульяновская транспортная компания» (маршрут №37).

Первый же составленный 2 февраля рейтинг показал, что из 19 перевозчиков в зелёной зоне находятся, то есть выполняют план, только два – ПАТП-1 (маршруты №10, 28, 30, 31, 35, 36, 46, 66, 91 и 92) и ООО «БНК» (маршруты №1 и 20), ещё три – ИП Горюнов, Горюнова и Малахов (маршруты №5, 22, 78, 82 и 90) – в жёлтой. Остальные – в красной. К 8 февраля картина практически не изменилась, лишь ИП Лебедев (96% на маршрутах №43, 52 и 58) переместился в зеленую зону, поменявшись местами с ПАТП-1, которое скатилось в красную зону.

— На данный момент перевозчики мотивированы только на выручку, из-за чего страдает качество перевозок. 70% маршрутов – работают нестабильно. 30 маршрутов из 89 заканчивают работу до семи вечера. 87 % маршрутов допускают рост интервала движения в 1,5 раза. Постоянно растет количество жалоб со стороны жителей, но при существующей модели управления органы власти не имеют существенных рычагов влияния на работу перевозчика, — отметил Дмитрий Вавилин.

По его мнению, последние 20 лет существующая маршрутная сеть формировалась хаотично. Требуется её пересмотреть, ориентируясь на потребности жителей новых микрорайонов, а также исключить дублирующие маршруты.

— Выявленные факты нарушений говорят о правильности нашего курса на внедрение регулируемых тарифов и постепенном переходе на брутто-контракты. Это система, при которой перевозчики получают деньги из бюджета, выполняя определенное количество рейсов, строго следуя маршруту и расписанию движения, а средства за оплату проезда полностью идут в муниципальный бюджет, Кроме того, переход на регулируемый тариф позволит привлечь в город средства из федерального бюджета на обновление подвижного состава, — прокомментировал Дмитрий Вавилин.

Уже объявлены первые конкурсные процедуры по определению перевозчиков на семь маршрутов по новой системе. Постепенный переход на новую схему организации пассажирских перевозок, по оценкам администрации города, займет не менее двух лет. К слову, ужесточатся требования не только к перевозчикам, но и пассажирам. Сейчас в региональном правительстве рассматривается законопроект, который предусматривает штраф до 1,5 тыс. рублей за безбилетный проезд в наземном электротранспорте.