Минздрав Ульяновской области планирует объединить 15 больниц в пять межрайонных медицинских центров. В пилотном режиме в 2022 году намерены слить Новоульяновскую городскую больницу им. А. Ф. Альберт, Тереньгульскую и Сенгилеевскую районные больницы. Для проведения изменений необходимо согласование с общественностью и трудовыми коллективами больниц. В Минздраве отмечают, что в приоритете – обеспечение доступности и качества медпомощи, а не экономия. В Заксобрании напоминают, что любые инициативы вызывают настороженность, а объединение ради покрытия 1,5-миллиардной кредиторской задолженности – подход неверный.

В начале февраля в правительстве Ульяновской области планировалось провести заседание комиссии по вопросам модернизации деятельности организаций соцсферы на тему объединения больниц в укрупненные межрайонные центры. Регламент Минздрав разослал, в том числе, входящим в нее депутатам Заксобрания – это Дмитрий Грачев, Сергей Шерстнев, Юрий Супоня, вице-спикеры Василий Гвоздев и Виталий Кузин и председатель Валерий Малышев. С 7 февраля заседание перенесли на другую дату, затем отменили. Пресс-служба Минздрава и вовсе не в курсе, что такое мероприятие планировалось.

По имеющейся информации, профильное ведомство намерено объединить медучреждения в следующие межрайонные центры:

1. Новоульяновская городская больница им. А. Ф. Альберт, Тереньгульская РБ, Сенгилеевская РБ.
2. Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного, городская поликлиника №3, городская поликлиника №6.
3. Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница им. В. А. Копосова и детская специализированная психоневрологическая больница №2.
4. Областной клинический противотуберкулезный диспансер имени С. Д. Грязнова, детский противотуберкулёзный санаторий «Белое Озеро», костно-туберкулезный санаторий «Сосновка», областной противотуберкулезный санаторий имени врача А. А. Тамарова.
5. Центр медицины катастроф и Ульяновская областная клиническая станция скорой медицинской помощи.

По данным Минздрава, в этом году в пилотном проекте планируется объединить медучреждения Центрального куста – Новоульяновскую городскую больницу им. А. Ф. Альберт, Тереньгульскую и Сенгилеевскую районные больницы. В профильном ведомстве отрицают проведение реформы в целях экономии, приоритетным называют обеспечение доступности и качества оказания медпомощи, в том числе за счет взаимозаменяемости узких специалистов:

Вопрос окончательно еще не решен. Процесс не быстрый, нужно пройти процедуру согласования с общественностью, провести встречи с коллективами согласно закону и тд. Если все эти процедуры будут пройдены, то пилотный проект в этом году – Новоульяновск, Тереньга и Сенгилей, – сообщили редакции в пресс-службе Минздрава и обещали организовать на этой неделе брифинг.

Речь об экономической выгоде от реформы зашла из-за кредиторской задолженности медучреждений региона. По информации губернатора Алексея Русских, на начало 2021 года размер кредиторской задолженности в медучреждениях региона составлял 1,4 млрд рублей. За 2021 год долговую нагрузку удалось снизить на 422 млн рублей. В сентябре в интервью Улпрессе министр здравоохранения Александр Гашков сообщил, что погасить долг планируется в течение 4 лет. В том же интервью руководитель ведомства рассказал, что в регионе “пока нет как такового” второго уровня оказания медпомощи – межрайонных центров, куда должны обращаться порядка 20-30% пациентов:

Цитируем: “Есть три уровня оказания медпомощи. Первый – поликлиники, второй – межрайонные центры, третий – областные учреждения. 50-60% населения должны получать помощь на первом уровне, порядка 20-30% – на втором и только 15-20% – на третьем. Только тогда система будет работать эффективно. У нас же первый уровень пустой – люди не идут в районные больницы для обследований. Второго уровня, давайте честно, у нас пока нет как такового.  Зато есть переполненная областная больница с большим количеством пациентов и «болячками», которые буквально полгода назад можно было вылечить на первом уровне”. 

Депутат Заксобрания Дмитрий Грачев считает, что наличие кредиторской задолженности и сокращение расходов как повод к укрупнению медучреждений – вопрос вторичный. По мнению парламентария, сейчас любая реформа вызывает настороженность “из-за перегибов в оптимизации”:

– Наверное, от реформы будут какие-то плюсы, но я, как депутат, готов рассматривать эти вещи исключительно с социальной точки зрения, повышения качества оказания услуги. Финансовая  составляющая в лечебных учреждениях, кредиторская задолженность – вещь важная, но для меня это вторично. Пусть инициаторы попробуют нас убедить. Конечно, любая реформа вызывает настороженность: у нас столько нареформировали, что все инициативы встречаются с недоверием. Вроде и слово “оптимизация”, “оптимизм”, но, к сожалению, всегда аукается перегибами. Нужно встречаться с коллективами и с профессиональными сообществами, должно быть широкое обсуждение, разъяснительная работа. Это неверный подход, что нет учреждения – нет кредиторки, нет тела – нет проблемы. По практике знаю, что депутаты к этим вопросам трепетно относятся, не стесняются задавать острые вопросы, отставить интересы трудовых коллективов.

Глава счетной палаты Ульяновской области Игорь Егоров прокомментировал планы Минздрава пока сухо, так как не ознакомился с концепцией: “В основе любого реформирования лежат два принципа- повышение качества оказания медпомощи при сохранении доступности. Однако во многих регионах ПФО такая реформа проходила”.