Мы продолжаем разбирать систему экологического законодательства Ульяновской области. Поговорили с федеральным экспертом – активистом МГО защиты природы, членом Координационного Совета по экологическому благополучию при Общественной Палате РФ,  модератором площадки «Экология» ОНФ в Московской области Антоном Хлыновым и юристом Алмазом Кучембаевым об областном законе «Об особо охраняемых природных территориях …». Закон был принят в октябре 2020 года.

Антон Хлынов: Содержание областного Закона «Об ООПТ Ульяновской области» в целом типично для российских регионов. Но, надо сказать, что в ряде субъектов, в частности, в Московской области, все-таки подобные законы проработаны несколько лучше.

В частности в ульяновском законе есть формулировка о том, что ООПТ может быть ликвидирована или часть ее выведена из состава. Это вот довольно опасная норма. В целом природоохранное сообщество относится к нормам региональных законов, позволяющих исключать из региональных и местных ООПТ какие-либо их части, с большой настороженностью и считает, что в существующих правовых условиях этими нормами часто злоупотребляют.

Алмаз Кучембаев: Вопросы экологии отнесены к совместному ведению федерации и регионов. Возможно, из-за этого часто в законодательстве существуют пробелы, которые должны закрываться на региональном уровне.  При сравнении законов Ульяновской и Московской областей  (5 и 20 страниц) можно сказать, что ульяновский больше посвящен разграничению полномочий губернатора и правительства региона, чем судьбе самих ООПТ.

Антон Хлынов:  Обращают на себя внимание статьи 2 и 3 Закона – это перечень категорий ООПТ для Ульяновской области. Перечень весьма скудный. В нём указаны только те категории ООПТ, что уже есть в федеральном законе. Мы сталкиваемся с тем, что для важных и интересных категорий ООПТ в Ульяновской области (таких, например, как экологический парк или природно-исторический комплекс) будет весьма ограничен выбор места их размещения, а это значит, мы не сможем создать в области пространственно и типологически развитую систему ООПТ.

Согласно части 8 статьи 2 федерального закона об ООПТ, ООПТ местного значения создают только на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности. Зоны федеральных и региональных ООПТ могут накладываться и на земли иных собственников, но местных ООПТ, получается, не могут. Это тоже странное исключение.

Алмаз Кучембаев: Другой проблемой ульяновского закона можно назвать отсутствие  запрета на застройку ООПТ. Зонирование и благоустройство ООПТ само себе полностью не исключает их застройку различными объектами капитального характера. При этом есть примеры ограничений такой застройки как на  федеральном, так и на региональном уровне. В ст. 30 того же закона Москвы содержится прямой общий запрет, согласно которому даже на тех  ООПТ, где можно осуществлять хозяйственную  деятельность не допускаются возведение объектов капитального строительства, не связанных с использованием особо охраняемой природной территории (административные, музеи, объекты охраны культуры, рекреационные). В Законе Ульяновской области ничего подобного нет. При этом запрет на застройку ООПТ может быть как общий с указанием предусмотренных федеральным законом исключений, так и «точечный». Например, запрет на строительство спортивных объектов капитального строительства.

Антон Хлынов: В ульяновском законе нет ни слова об ограничениях осуществления хозяйственной деятельности той или иной категории ООПТ, в части описания базовых норм по режимам их особой охраны. Закон отсылает к положениям о конкретных ООПТ, которые еще нужно разработать. Но тогда не очень понятно, на каком правовом каркасе их должны разрабатывать. Опыт показывает, что объекты капитального строительства – не единственное и не всегда самое большое зло для ООПТ. Например, в Московском регионе сейчас большой общественный резонанс вызывает благоустройство лесов и ООПТ, предполагающее плотные сети замощённых в плитку дорожек, освещение.

Что касается конкретно капитального строительства. Можно взять аналогию статьи 15 федерального закона ООПТ, где речь идет о режимах собой охраны национальных парков. В этой статье прописаны и нормы о функциональном зонировании, перечислены допустимые не допустимые виды деятельности в национальных парках. По аналогии с содержанием указанной статьи федерального закона, подобные положения возможно прописать и в региональном законе.

Алмаз Кучембаев: Также в законе «Об ООПТ Ульяновской области» не решен вопрос с охранными зонами особо охраняемых территорий. Важно защищать природы на этих территориях от соседства с несочетаемыми территориями. К слову антропогенное воздействие от Большого многоквартирного дома, не меньше чем от трассы или производства.  Важно закрепить положение  что на прилегающих  территориях всех ООПТ должны быть установлены охранные зоны, границы которых определяются согласно заключению государственной экологической экспертизы.

Антон Хлынов: Подводя итог, хотел бы отметить в целом, что сейчас в Ульяновской области вместе с федеральными ООПТ всего около 275 тысяч гектаров площади находятся под ООПТ. Это около семи процентов от площади Ульяновской области. А в среднем по России примерно 11 процентов площади субъектов под ООПТ, максимальный процент — около 17.

Но вообще, по мнению природоохранного научного сообщества для стабилизации экологической ситуации минимальный процент должен быть порядка 25. Кроме того, чтобы обеспечить полноценный экологический каркас территории, нужно чтобы репрезентативно охватывали все ландшафты и типы территориальных местообитаний, чтобы включали в себя не только нетронутые природные комплексы, но и подлежащие восстановлению территории. Ульяновской области нужно стремиться к среднему по России показателю доли площади ООПТ от площади региона – 11 процентам.

Алмаз Кучембаев: Главная тема сейчас благоустройство и зонирование ООПТ. Если в Москве с отдельными нарушениями, но все делается с выгодой для бюджета. Зеленые зоны облагораживаются, гаражи по соседству сносятся, эти участки за хорошие вливания в бюджет застраиваются современными  жилищными комплексами, то в Ульяновске, по моему опыту,  есть большой риск уменьшения территорий ООПТ, исключение из них территорий под застройку, и все это без пополнения бюджета.   Ни формирования участков на аукцион по соседству зелеными зонами,  ни прозрачной схемы застройки города в Ульяновске нет. Отсутствует электронный генеральный план и развитая  ИСОГД. Взгляните для примера как это выглядит в Москве >>>.