В понедельник в Заксобрании заслушали отчет министра здравоохранения Александра Гашкова за 2021 год. Беспрецедентный случай в практике парламента – доклад депутаты соцкомитета признали надлежащим только со второго раза.  Глава Минздрава заявил, что в этом году намерен переключиться с режима “тушения пожаров” на плановую работу – практически с нуля организовать терапевтическую помощь населению по месту жительства. Пока же за год в регионе выросла смертность (на 16,7%), некоторые больницы продолжают наращивать долги,  а на миллиарды, потраченные на борьбу с коронавирусом, можно было бы построить больницу и втрое увеличить зарплаты медикам, сказал министр.

Подводя итоги 2021 года, глава Минздрава Александр Гашков несколько раз обратил внимание на то, что 8 месяцев амбулаторное звено и все профилактические мероприятия фактически стояли на стопе. План диспансеризации взрослых выполнен лишь на четверть, на 80% – по диспансеризации детей, на 92% – по обращениям по поводу заболеваний, на 67,2% – по профосмотрам, на 91,4% – по неотложной помощи. В дневных стационарах пролечено 81,7% пациентов от норматива, объемы по скорой медпомощи к оплате составили 81,6% от норматива. На 9,2% выросло оказание высокотехнологичной медпомощи. Глава ведомства отметил, что за год не сокращено ни одного ФАПа и лечебно-профилактического учреждения. По углублённой диспансеризации после ковида регион занял первое место в ПФО и пятое – в России.

Однако нечему радоваться, как сказал министр, по части демографии: коэффициент смертности вырос до 19,7 на 1000 населения (на 16,7% больше, чем в 2020 году), рождаемости снизился на 1,2%. Структура смертности по сравнению с 2020 годом почти не изменилось: в 44% случаях причиной смерти стали сердечно-сосудистые заболевания, в 20,6% – коронавирус, на третьем месте – смертность от новообразований (11,5%).

Снизилась и кредиторская задолженность: за 2021 год – на 422 млн рублей. По состоянию на 1 февраля ее общий размер составляет 1,9 млрд рублей, в том числе просроченная 750 млн рублей. В ряде учреждений долги растут: городская поликлиника №1 им.Кирова (+8,7 млн рублей), Инзенская районная больница (+5,4 млн рублей), городская поликлиника №4 (+1,3 млн рублей).

Общий объем затрат на борьбу с коронавирусом по линии Минздрава составил 2,9 млрд рублей. По словам Гашкова, на эти деньги можно было бы построить одну больницу и утроить размер зарплат.

В 2022 году министр рассчитывает переключиться с режима “тушения пожаров” на плановую работу:

У нас три уровня оказания помощи: первый – ФАПы, сельские кабинеты, участковые врачи и ЦРБ, второй – межрайонные центры, третий – областные учреждения. Первый уровень должен диагностировать и оказывать терапию по месту жительства. Второго уровня нет, а первый практически не работает. Третий уровень должен двигать науку, обучать врачей и студентов. А у нас там черные коридоры, пациенты из районов. Наша задача – организовать помощь на первом уровне, и мы это сделаем, – заявил Гашков.

Депутат Андрей Седов спросил у министра, какие меры предпримет Минздрав для разрешения демографической ситуации и минимизации потерь. Александр Гашков назвал несколько направлений: работа с абортами (в 2021 году количество сократилось на 14,5%), сохранить объемы ЭКО (627 процедур), запустить межведомственный проект по половому воспитанию детей, начиная с 7-8 класса.

Юрий Супоня попросил привести статистику по количеству госпитализированных и скончавшихся среди привитых от коронавируса. Министр от прямого ответа ушел, озвучив эффективность вакцинации “Спутником” в 77%.

– В среднем госпитализируют до 2-3% максимум в зависимости от волн. <…> Никто не говорит, что четвертая волна последняя. Я за вакцинацию в Ульяновской области порадоваться не могу. По людям старше 65 лет в регионе один из самых низких показателей в ПФО, студенты у нас не привиты.

Не прозвучал и прямой ответ на вопрос, когда в регионе заработает “Госаптека”. Министр лишь обозначил, что ведомство пытается  вытянуть сеть полтора года, однако пока “не очень удачно и ситуация, которая есть, мягко говоря, не хорошая. Вопросы есть колоссальные”.

Депутата Виталия Кузина возмутила ситуация с реорганизацией системы здравоохранения в части объединения 15 больниц в пять межрайонных центров: информацию депутаты узнали из СМИ, а не напрямую от Минздрава.

Да, мы не исключаем экономию. Понимание по деталям будет к середине следующей недели, – кратко ответил Гашков.

Вице-спикер Василий Гвоздев попросил министра озвучить его позицию по закону о статусе медицинского работника: “У минспорта, минкульта есть такие законы, там работнике поддерживаются бесплатной коммуналкой, а медработники – на окраине. Мы готовы из других отраслей передвинуть 20-30 млн  рублей. За полгода от вас нет никакой официальной позиции”. Глава Минздрава признался, что законопроект надо дорабатывать, но на “собраться и поговорить с людьми” физически времени пока нет.

Депутат Дмитрий Грачев выразил общее мнение, что удовлетворенность населения медицинскими услугами крайне низкая. Министр ответил, что этот вопрос зависит не только от медиков, это также общая работа депутатского корпуса и ресурсов. “Раньше чем за три года отношение населения не изменим. Это ежедневная работа с 8 до 8, но мы готовы это делать. Как делать – умеем и знаем“, – сказал руководитель ведомства.

Виталий Кузин задал вопрос  про оснащённость ЛПУ автотранспортом и износ автомобилей. По данным Минздрава, больницы и неотложка укомплектованы на 100%, однако необходимо заменить 31 автомобиль скорой помощи.

Депутат Госдумы РФ Алексей Куринный обратил внимание министра на низкую укомплектованность врачами (52%), отсутствие хирургов в двух муниципалитетах области и повышение стоимости импортных лекарства в ,5-2 раза. По мнению парламентария, заложенных средств не хватит даже на половину медикаментов.

В итоге депутаты отчет министра не приняли: пятеро из десяти членов соцкомитета  от голосования воздержались. Тем не менее после перерыва вопрос снова вынесли на повестку, во втором “туре” количество воздержавшихся уже сократилось до четверых. Юрий Супоня высказал, что “не имеет ничего против министра”, и большинство проблем мало зависят от ведомства, поэтому принял решение воздержаться. Внефракционный депутат Матвей Володарский отсталая при своем мнении – парламентарий считает, что изначальная оценка работы была правильной, и это “послужило уроком министру не переводить стрелки на депутатов”.

С полным отчетом Минздрава можно ознакомиться по ссылке.