Банки начали повышать ранее заявленные кредитные ставки по договорам в одностороннем порядке. Об этом сообщает владелец сети ресторанов “Другие рестораны” (Gonzo, Антресоль, Вольсов) Дмитрий Акулин. Так, если ранее процентная ставка составляла 13% годовых (ставка ЦБ на момент заключения договора – 4,25%), то на текущий момент банк поднял ее до 24,5% годовых в связи с увеличением ключевой ставки ЦБ до 20%. Дмитрия мы попросили прокомментировать ситуацию дополнительно. Насколько такое поведение банка повлияет на бизнес? По словам Акулина, делать общие прогнозы на текущий момент рано и необходимо дождаться, когда ситуация выйдет на плато. 

Прогнозы можно строить, когда ситуация выходит на плато. Пока происходят события в Украине, мы ежедневно живем в меняющейся реальности. Логика подсказывает, что с учетом закрытых границ в весенне-летний период люди будут вынуждены оставаться в России и проводить как-то время, снимать напряжение. Вопрос в том, насколько бизнес будет готов предоставлять услугу. Из-за продуктовых ограничений рестораны начнут приспосабливать форматы и меню. Если спрогнозировать, что сегодня у нас плато, то весной-летом люди начнут приходить в себя и искать способы для того, чтобы поднять настроение и снять стресс. При этом надо понимать, что есть инерция изменений и полностью, после выхода на плато, все последствия мы увидим спустя через пару-тройку месяцев.

Относительно ситуации с банками Акулин рассказал, что пока механизмы поддержки бизнеса в текущих условиях не выработаны несмотря на то, что ранее они были приняты законодательно. Чуть лучше обстоят дела с поддержкой физических лиц, однако и у них не обошлось без “бега с препятствиями”. Предприниматель поясняет, что повышение процентной ставки лишь одно звено из длинной цепочки общих повышений.

Если говорить про ситуацию с банками, то мне кажется, что у всего бизнеса возникало ощущение, что сейчас поставят на паузу все кредиты и до сентября их можно будет не платить в этот период. Вчера я узнал, как это разрешили “физикам”. Они должны предоставить справку о снижении доходов на 30% и продолжать платить проценты по кредиту. Если говорить о бизнесе, то банк присылает в одностороннем порядке уведомление о повышении кредитной ставки. Кредитные договора с малым бизнесом всегда прописаны в пользу банка. Если физлиц закон еще как-то защищает, то у малого бизнеса перед банком нет никакой защиты, т.к. деньги всегда берутся на условиях банка. Какие-то меры поддержки для бизнеса законодательно приняты, но механизмов их нет. Сейчас фактически платежи по кредитам увеличился в полтора раза. Повышение кредитной ставки – лишь одно звено из цепочки повышений. Сейчас повышается цена на продукты, снижается покупательная способность. Тут либо бизнесу удается настроиться на модель потребления в сегодняшних условиях, либо просто начнутся кассовые разрывы.

Уход ряда крупных производителей и поставщиков из России, по словам Дмитрия Акулина, больше всего скажется на премиальных ресторанах и ресторанах японской кухни, т.к. у них много импорта. В случае с “локальными” и “народными” ресторанами ситуация обстоит немного легче, но и там будет рост стоимости продуктов из-за наличия импортных составляющих в цепочке производства.

У человека такая природа, что он не может долго находиться в стрессе и поход в ресторан для него, как некий праздник и в этом случае продукт может уйти на второй план – главным будут эмоции от посещения. Если раньше ты ел стейк и пил вино, то сегодня сможешь съесть шашлык и выпить пива. Однако эмоционально ты будешь находиться в безопасности и отключен от негативного информационного фона. Развлекательный и ресторанный бизнес всегда так работал, – подытожил бизнесмен.