Покупательская “лихорадка” перекинулась с сахара на стиральные порошки и средства гигиены. Власти заверяют: несмотря на приостановку инвестиций отдельных западных компаний и сложности в логистике, в стране достаточно запасов бытовой химии. Сдержать шквальный рост спроса отчасти сможет отказ поставщиков от акций и скидок. Это также позволит им сократить издержки в условиях роста себестоимости, нестабильных поставок сырья и упаковки. Риски дефицита подгузников, средств личной гигиены и бытовой химии в России отсутствуют, заявил статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов. По его словам, запасов этих товаров в стране хватит на шесть месяцев, сырье закуплено на три месяца вперед. “Мы производим бытовой химии больше, чем потребляем. У нас избыточные мощности, поэтому нет никакой необходимости делать стратегические запасы. Бытовая химия всегда будет на полках”, – утверждает Евтухов. Иностранные производители в большинстве своем перенесли производство на территорию России. Кроме того, есть российские производители. Так, предметы личной гигиены производят в стране более 15 заводов. Но часть сырья поставляется из-за рубежа, а с этим сейчас наблюдаются сложности. Чтобы перенаправить потоки, требуется время. По данным NielsenIQ, только за первую неделю марта продажи стиральных порошков выросли на 47%. В магазинах сметают памперсы и прокладки. “Совокупность обстоятельств подталкивает потребителей закупаться впрок в гораздо больших объемах, чем это необходимо. В связи с этим отдельные товары на полках заканчиваются быстрее, чем успевает осуществляться поставка”, – поясняет председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. По его словам, подобную практику торговые сети наблюдали и в начале пандемии. Подхлестывают спрос заявления иностранных компаний о росте отпускных цен. Например, недавно крупный производитель бытовой химии и товаров для гигиены – американская корпорация Procter & Gamble (Ariel, Fairy, Pampers, Gillette) – заявил о повышении цен в среднем на 40%. Компания объяснила это ростом затрат на логистику, закупку материалов и ослаблением рубля, отмечал “Коммерсантъ”. На фоне ажиотажного спроса поставщики товаров повседневного спроса отказываются от проведения промоакций. Так, в Х5 (торговые сети “Пятерочка”, “Перекресток”, “Чижик”) “РГ” рассказали, что ряд поставщиков отказались от промоакций еще с конца февраля. Инфографика “РГ”/ Леонид Кулешов/ Татьяна Карабут Это позволит им сократить издержки в условиях нестабильных поставок сырья и упаковки и роста себестоимости, пояснил заместитель председателя правления ассоциации Руспродсоюз Дмитрий Леонов.По его словам, сейчас поставщики столкнулись с беспрецедентным экономическим давлением, вызванным нарушением международных цепочек поставок, логистическими и финансовыми сложностями. Ситуация осложняется тем, что объемы заказов со стороны сетей выросли в разы. Это усугубляет кассовый разрыв поставщиков, вынужденных третью неделю отпускать товары себе в убыток, говорит эксперт. При этом, по его словам, сети не принимают изменения цен поставщиков, затягивают с оплатой поставленных заказов и не хотят сокращать свои требования по остаточному сроку годности продукции даже после рекомендаций минпромторга. “О прибыли поставщиков здесь речи не идет. Мера вынужденная и является наименьшим злом по сравнению с пустыми полками”, – утверждает Леонов. По данным NielsenIQ, на начало 2022 года доля промо в ключевых категориях товаров составляла 52,9%. Промоакции должны стимулировать продажи, а сейчас в этом нет необходимости: спрос ажиотажный, а из-за разрыва производственных цепочек и приостановки деятельности ряда иностранных копаний на складах запасов многих товаров меньше обычного, говорит генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков. Такое тревожное поведение потребителей небеспочвенно, считает эксперт. В начале пандемии россияне тоже скупали гречку и туалетную бумагу. Но сейчас проблема глубже. Даже отечественные предприятия завязаны на поставку компонентов, которые производятся в разных странах. И такая практика нормальна и характерна для всего современного мира. Поэтому, когда случается сбой поставок компонентов, целые предприятия могут уйти в вынужденный отпуск, пока не цепочка не будет восстановлена. Например, Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат (АЦБК) приостановил выпуск офисной бумаги, который, казалось бы, не зависит от импорта, поскольку производится из отечественной древесины. Но предприятие столкнулось с нехваткой импортных химических реактивов. Тем не менее отмена скидок и акций – исключительно временная история, уверен Федяков. Тот же ажиотажный спрос на сахар приведет к тому, что потребители закупятся им на год вперед. А значит потом будет провал продаж. Когда производственная цепочка восстановится, продукция станет поступать на рынок в нужном объеме и спрос будет удовлетворен, продажи встанут. Рынок окажется затоварен, и продать товар без стимулирования спроса окажется невозможно, говорит эксперт. “Поэтому промо неминуемо вернутся и будут даже более агрессивными, чем раньше”, – прогнозирует Иван Федяков. Другое дело, что они будут вводиться уже от других цен – каких, пока сказать сложно. Но сейчас по ряду позиций цена задрана “в космос”, гораздо больше, чем ослабел рубль – в два и больше раза. Значит, от этой цены скидки будут более глубокими, считает эксперт. Иностранные компании, приостановившие свою деятельность в России, могут вернуться в страну уже к лету, считает заместитель директора НИИ мировой экономики и международных отношений Владимир Миловидов. Первыми вернутся те компании, которых могут заменить конкуренты. “Просто потому, что это выгодно. Ведь уйдя из страны, они начали терять огромные деньги”, – цитирует его “Прайм”. Например, на место ушедшей Samsung может прийти китайская компания, производящая аналогичную продукцию. По мнению эксперта, способствовать возврату иностранных компаний будет и дальнейшая стабилизация на финансовом рынке России: уже сейчас рубль больше не падает, экспорт сократился только по некоторым позициям. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
гость
Когда нам в глаза обещали не поднимать пенсионный возраст или когда нас уверяли, что “нападать не будем”, как после такого можно доверять, что ” дефицита не будет”…
Ку Жванецкого
про это замечательно написано.
Нам показывают омеригу и гейропу
А пачка бумаги стоит 1500,прорыв!!!!,а где Фас, прокуратура
Прокуратура
занята выявлением национал- предателей. Чего тебе непонятно? Тебе нужно всего лишь немного потерпеть.
ЖИТЕЛЬ
Где, Где.
А где бумага?
П,М!
А вам зачем ФАС и прокуратура? Они ничего не производят и ничего не продают. Вам продают те кто сделал и товаропроводящая сеть. Там все просто или продают по выгодной цене, или не продают вообще. С такими подходами скоро не то что дорого, вообще товаров не будет, если прокуратура и ФАС будет указывать кому и по какой цене продавать. Не там виновных ищете глаза откройте и два плюс два сложите
Димитрий
Меньше надо хапать. Тогда и дефицита меньше будет. Тот же сахар мешочники скупают упаковками, а потом удивляются а чего это нехватка и цены выросли.
ДА ВЫ ЖЕ ИХ САМИ И ПОДНЯЛИ СОЗДАВ ДЕФИЦИТ.
Дебилу
Еще мы сожрали рубли, ипотеку, бросаем работу, закрываем заводы, и проч. Мы все тут лишние от бабок до беженцев. Стране были нужны нефтяники сейчас солдаты
гость
такие как ты через двадцать лет будут рассказывать какое вкусное мороженое было до 2022
Городовой
Меньше надо хапать. Тогда и дефицита меньше будет. Тот же сахар мешочники скупают упаковками, а потом удивляются а чего это нехватка и цены выросли.
ДА ВЫ ЖЕ ИХ САМИ И ПОДНЯЛИ СОЗДАВ ДЕФИЦИТ.
О, Дима
уже в Городового перекрасился.
1
Да вы послушайте Набиуллину!
Какие скидки???
1
P.S. “Неизбежно будут идти вверх и цены, свести их рост к минимуму Банк России ожидает не раньше, чем через два года.”
всё
Отменили кредиты и рассрочку на технику.
?
На замену самсунга придут китайские компании!! А наши?
Диванный эксперт
А наших нет!