Покупательская “лихорадка” перекинулась с сахара на стиральные порошки и средства гигиены. Власти заверяют: несмотря на приостановку инвестиций отдельных западных компаний и сложности в логистике, в стране достаточно запасов бытовой химии. Сдержать шквальный рост спроса отчасти сможет отказ поставщиков от акций и скидок. Это также позволит им сократить издержки в условиях роста себестоимости, нестабильных поставок сырья и упаковки.

Риски дефицита подгузников, средств личной гигиены и бытовой химии в России отсутствуют, заявил статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов. По его словам, запасов этих товаров в стране хватит на шесть месяцев, сырье закуплено на три месяца вперед.

“Мы производим бытовой химии больше, чем потребляем. У нас избыточные мощности, поэтому нет никакой необходимости делать стратегические запасы. Бытовая химия всегда будет на полках”, – утверждает Евтухов.

Иностранные производители в большинстве своем перенесли производство на территорию России. Кроме того, есть российские производители. Так, предметы личной гигиены производят в стране более 15 заводов. Но часть сырья поставляется из-за рубежа, а с этим сейчас наблюдаются сложности. ­Чтобы перенаправить потоки, требуется время.

По данным NielsenIQ, только за первую неделю марта продажи стиральных порошков выросли на 47%. В магазинах сметают памперсы и прокладки.

“Совокупность обстоятельств подталкивает потребителей закупаться впрок в гораздо больших объемах, чем это необходимо. В связи с этим отдельные товары на полках заканчиваются быстрее, чем успевает осуществляться поставка”, – поясняет председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. По его словам, подобную практику торговые сети наблюдали и в начале пандемии.

Подхлестывают спрос заявления иностранных компаний о росте отпускных цен. Например, недавно крупный производитель бытовой химии и товаров для гигиены – американская корпорация Procter & Gamble (Ariel, Fairy, Pampers, Gillette) – заявил о повышении цен в среднем на 40%. Компания объяснила это ростом затрат на логистику, закупку материалов и ослаблением рубля, отмечал “Коммерсантъ”.

На фоне ажиотажного спроса поставщики товаров повседневного спроса отказываются от проведения промоакций. Так, в Х5 (торговые сети “Пятерочка”, “Перекресток”, “Чижик”) “РГ” рассказали, что ряд поставщиков отказались от промоакций еще с конца февраля.

Инфографика “РГ”/ Леонид Кулешов/ Татьяна Карабут

Это позволит им сократить издержки в условиях нестабильных поставок сырья и упаковки и роста себестоимости, пояснил заместитель председателя правления ассоциации Руспродсоюз Дмитрий Леонов.По его словам, сейчас поставщики столкнулись с беспрецедентным экономическим давлением, вызванным нарушением международных цепочек поставок, логистическими и финансовыми сложностями. Ситуация осложняется тем, что объемы заказов со стороны сетей выросли в разы. Это усугубляет кассовый разрыв поставщиков, вынужденных третью неделю отпускать товары себе в убыток, говорит эксперт.

При этом, по его словам, сети не принимают изменения цен поставщиков, затягивают с оплатой поставленных заказов и не хотят сокращать свои требования по остаточному сроку годности продукции даже после рекомендаций минпромторга. “О прибыли поставщиков здесь речи не идет. Мера вынужденная и является наименьшим злом по сравнению с пустыми полками”, – утверждает Леонов.

По данным NielsenIQ, на начало 2022 года доля промо в ключевых категориях товаров составляла 52,9%.

Промоакции должны стимулировать продажи, а сейчас в этом нет необходимости: спрос ажиотажный, а из-за разрыва производственных цепочек и приостановки деятельности ряда иностранных копаний на складах запасов многих товаров меньше обычного, говорит генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков.

Такое тревожное поведение потребителей небеспочвенно, считает эксперт. В начале пандемии россияне тоже скупали гречку и туалетную бумагу. Но сейчас проблема глубже. Даже отечественные предприятия завязаны на поставку компонентов, которые производятся в разных странах. И такая практика нормальна и характерна для всего современного мира. Поэтому, когда случается сбой поставок компонентов, целые предприятия могут уйти в вынужденный отпуск, пока не цепочка не будет восстановлена. Например, Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат (АЦБК) приостановил выпуск офисной бумаги, который, казалось бы, не зависит от импорта, поскольку производится из отечественной древесины. Но предприятие столкнулось с нехваткой импортных химических реактивов.

Тем не менее отмена скидок и акций – исключительно временная история, уверен Федяков. Тот же ажиотажный спрос на сахар приведет к тому, что потребители закупятся им на год вперед. А значит потом будет провал продаж. Когда производственная цепочка восстановится, продукция станет поступать на рынок в нужном объеме и спрос будет удовлетворен, продажи встанут. Рынок окажется затоварен, и продать товар без стимулирования спроса окажется невозможно, говорит эксперт.

“Поэтому промо неминуемо вернутся и будут даже более агрессивными, чем раньше”, – прогнозирует Иван Федяков. Другое дело, что они будут вводиться уже от других цен – каких, пока сказать сложно. Но сейчас по ряду позиций цена задрана “в космос”, гораздо больше, чем ослабел рубль – в два и больше раза. Значит, от этой цены скидки будут более глубокими, считает эксперт.

Иностранные компании, приостановившие свою деятельность в России, могут вернуться в страну уже к лету, считает заместитель директора НИИ мировой экономики и международных отношений Владимир Миловидов. Первыми вернутся те компании, которых могут заменить конкуренты.

“Просто потому, что это выгодно. Ведь уйдя из страны, они начали терять огромные деньги”, – цитирует его “Прайм”. Например, на место ушедшей Samsung может прийти китайская компания, производящая аналогичную продукцию.

По мнению эксперта, способствовать возврату иностранных компаний будет и дальнейшая стабилизация на финансовом рынке России: уже сейчас рубль больше не падает, экспорт сократился только по некоторым позициям.