Непростая экономическая ситуация подталкивает россиян возвращаться на огороды. Продажи садовой техники, инвентаря, семян и удобрений выросли в 5-6 раз. Решила задержаться за городом и молодежь, уехавшая туда в пандемию. Теперь новые дачники обустраивают территорию, закупая впрок импортную технику и современные гаджеты для огорода.


Фото: iStock

С 7 февраля по 20 марта 2022 года спрос на товары к дачному сезону вырос в 5,7 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года, а оборот – в 8,2 раза, рассказали “РГ” в маркетплейсе СберМегаМаркет. Так, количество заказов бассейнов и аксессуаров выросло на 1800%; техники для обработки земли – на 1333%; барбекю, грили – на 781%; техники для обработки газонов – на 730%; семян и удобрений – на 362%; садового инвентаря – на 351%. Средний чек на вторую неделю марта составил около 5 тысяч рублей, что в два раза выше, чем в ту же неделю 2021 года.

В Ozon говорят, что за февраль и первую половину марта штучные продажи товаров для дачи и сада выросли в три раза. Лидерами продаж стали инструменты и техника, химия для септиков, а также садовая мебель и аксессуары для пикника. Растет тренд на умный сад. Например, скупают термоприводы для теплицы, оборудование для капельного полива и погодные датчики. А измерители кислотности почвы стали абсолютным бестселлером в этом сезоне в категории гаджетов для сада, рассказывают в компании.

В “Утконосе ОНЛАЙН” отмечают рост заказов товаров для сада и огорода в полтора раза. В топе продаж грунты, дренаж, удобрения; семена (овощи, фрукты, зелень) и луковицы (цветы); химия; емкости для рассады; средства от грызунов, сорняков и насекомых.

По данным ресурса “Чек Индекс” (анализирует данные ОФД с более 1,1 млн онлайн-касс в России) с 1 по 20 марта продажи товаров для сада и огорода выросли на 60% год к году, при этом в онлайн – на 241%. В четыре с лишним раза выросли продажи саженцев, почти в три раза – граблей, на треть – семян, более чем на четверть – лопат.

Нестабильная экономическая ситуация всегда смещает интерес дачников с цветочного на борщевой набор, говорит председатель общественной организации “Садоводы России” Андрей Туманов. А хороший дачник проживет на своих овощах и картошке до следующего сезона.

С другой стороны, барбекю, бассейны, современные гаджеты для дачи покупают люди, которые переехали на дачи еще в пандемию. Многие, почувствовав комфорт загородной жизни, там и остаются. И это в первую очередь молодежь.

Отчасти повышенный спрос на технику объясняется стремлением потребителей впрок обеспечить себя импортной техникой и аксессуарами для дачи из-за опаски исчезновения их с полок магазинов. Но большая часть техники для сада и огорода производится в Китае. Садовый инвентарь – во многом отечественного производства. А семена, которые сейчас продаются в магазинах, выращены еще пару лет назад. Дефицита нет. Более того, по оценке Туманова, в России самый большой выбор семян: в не самом большом магазине можно найти более 200 сортов помидоров, 50 сортов моркови или капусты. Но в основном они импортные. При этом уйти от импортозависимости быстро не получится. По наукоемкости и технологичности производство семян не проще, чем, например, производство автомобилей, говорит Туманов.