Управляющие компании стали активно взыскивать не только долги, но и повышенные пени. Когда и сколько теперь придётся платить коммунальным должникам, разбирался Лайф. 

Согласно действующему закону, если счёт за коммунальные услуги вовремя не оплачен, начисляются пени в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки начиная с 31-го дня после наступления срока платежа, а если долг не будет погашен и на 91-й день, неустойка повысится до 1/130 ставки ЦБ РФ (пункт 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ).

Пени и так сами по себе являются неприятным сюрпризом, но их нынешний размер стал весьма недешёвым. Закон предполагает расчёт начисленных пеней исходя из ключевой ставки ЦБ, но если в марте прошлого года она была 4,25%, то сейчас этот индекс равен 20%, а это значит, что теперь по долгам за ЖКУ за первые три месяца будут начислять 0,07% в день, далее — по 0,15% в день. Начисление будет вестись до полного погашения задолженности, при этом законом допускается, что неустойка может превысить и сам долг.

Коммунальщики теперь всё чаще прибегают к мерам воздействия в виде отключения задолжнику соответствующего ресурса. И если до 2019 года подобного рода мероприятия осуществлялись очень редко, то после того, как Верховный суд подтвердил законность данного способа разбирательств с должниками, коммунальщики стали его практиковать повсеместно.

На самом деле отключать холодную воду, отопление и канализацию нельзя, а прочие услуги могут быть ограничены, но только если долг возник за неоплату именно этих услуг (Постановление Верховного суда по делу № 47-АД19−2).

Традиционно коммунальщики пугают должников принудительным взысканием, указывая, что в случае неоплаты дело может дойти до судебной реализации даже единственной квартиры. Действительно, такая перспектива теоретически существует, но пока дела подобного рода носят единичный характер и до окончательного решения по ним проходят много судебных инстанций, а значит, тяжбы длятся много месяцев или даже лет.

Такое положение дел коммунальщиков никак не устраивает, но они нашли выход: наловчились собирать долги иногда и вовсе без длительного разбирательства, а через судебный приказ (это такой акт, который выносится мировым судьёй на основании заявления о взыскании).

Главная «фишка» такого способа разбирательства в том, что судья чаще всего принимает решение без вызова сторон, а истцы-коммунальщики, получив на руки документ в свою пользу, не отдают его на исполнение приставам, а сразу относят в банк должника, который ими вычисляется по последним поступившим платежам. Банк же, в свою очередь, не может не исполнить судебное решение и перечисляет средства со счёта своего клиента на счёт коммунальщиков. Если средств для погашения долга будет достаточно — то только сумму иска, а если средств окажется меньше — то всё, что есть на счёте.

При этом надо иметь в виду: во-первых, собственник имеет право гасить долг за жилищно-коммунальные услуги за тот период, который он считает нужным, даже суды не могут решать за него, какую именно задолженность он оплачивает (это положение с учётом подорожавших пеней сейчас очень актуально); во-вторых, если задолженность уже имеется, то есть смысл её перепроверить, ведь случаи, когда предъявляются требования за периоды, превышающие срок исковой давности (три года), не так уж и редки. Вы имеете право потребовать от управляющей компании проведения сверки, такое право гарантировано россиянам пунктом 33 Правил предоставления коммунальных услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ № 354). Лучше своё требование отправлять письмом или через систему ГИС ЖКХ. В этом случае, даже если придёт ответ «сведения за указанный период отсутствуют», у вас как минимум будет доказательство, что вы не игнорировали требования об оплате, пытались разобраться и у вас имелись обоснованные возражения. Это может пригодиться при отстаивании своей позиции в суде.