Ульяновские предприниматели намерены занять освободившиеся после ухода иностранных компаний ниши. Чиновники разрабатывают концепцию мультибрендового бутика одежды местного производства,  который импорто- (простите) заместит, например, мужские костюмы европейского производства. На площади приостановившего деятельность “Макдональдс” уже заявились с десяток потенциальных арендаторов. И пока рестораны быстрого питания простаивают, на их трафике пытаются заработать буквально с колес – с подачи депутата Гордумы Ульяновска открылся первый фудтрак Lenin’Z burger. Поговорили о поддержке процесса со стороны власти и перспективах.

Свято место пусто не бывает

Около десяти ульяновских предпринимателей готовы арендовать площади ресторанов быстрого питания “Макдональдс” в случае ухода бренда из России, сообщил директор Корпорации развития предпринимательства Ульяновской области Руслан Гайнетдинов. По его мнению, санкции стали возможностью для бизнеса “быть ближе к потребителю”.

Когда прошла информация о приостановке деятельности ресторанов “Макдональдс”, многие предприниматели стали говорить, что готовы арендовать место “потерянного бойца”. Но пока владельцы “Макдональдс” подтверждают, что продолжают арендовать помещения. Меры господдержки будем концентрировать на предприятия, которые готовы заместить освободившие ниши, – добавил Гайнетдинов.

В числе таких мер Гайнетдинов перечислил специализированные займы до 500 млн  рублей под 1% годовых  для разворачивания импортозамещающего производства, на региональном уровне –  льготные программы кредитования от 3% до 5% годовых по линии Фонда финансирования промышленности и предпринимательства. По словам Гайнетдинова, губернатор Ульяновской области Алексей Русских принял решение ставки не повышать.

Пока же на трафике “Макдональдсов” пытаются заработать с колес – в выходные возле ТЦ “Пушкаревское кольцо” заработал фудтрак Lenin’Z burger. Проект реализован специализирующейся на кейтеринге и стритфуде компании ООО “Стандарт” при содействии депутата Гордумы Ульяновска Алексея Рогова. Последний несколько лет работает в сфере общепита и, по имеющейся информации, управляет несколькими столовыми. Непосредственный руководитель проекта Дмитрий Клёцин комментирует, что фудтрак был законсервирован до начала сезона, но “возникшая с 24 февраля ситуация” подтолкнула к работе раньше срока. Букву Z в название добавили для поддержки российских военнослужащих:

Общепитом мы занимаемся продолжительное время и тему с фудтраком щупали давно. В декабре купили оборудование, отработали до середины января и законсервировали до сезона. Возникшая с 24 февраля ситуация подтолкнула объект расконсервировать. Изначально планировали сделать Lenin’s burger – это был бы наш вклад в развитие туристического символа Ульяновска. Букву Z добавили для поддержки наших военнослужащих. Динамика  за два дня работы пока достаточно положительная – люди обращают внимание, фотографируют, улыбаются. О трафике и повторных заказах пока говорить рано. В пятницу открываем вторую, идентичную точку рядом с “Макдональдом”. Локацией планируем привлечь людей, которые посещали рестораны данной сети. Если наш бренд станем узнаваем, сможем менять месторасположение, – рассказывает Клецин.

Руководитель Ассоциации рестораторов Ульяновской области, основатель кейтеринговой компании Nikitina catering   Марина Никитина считает, что построить бизнес на проходимости “Макдональдса” местным предпринимателям под силу, вопрос – в себестоимости продукции и системе заготовок. В то же время Никитина отмечает повышенное внимание к импортозамещению бургеров в то время, как вся отрасль в целом испытывает трудности:

– В сторону быстрого питания в Ульяновске никто не пытался развиваться – в город зашли крупные игроки, с которыми не поспоришь. Были попытки развития уличной торговли – фудтраки ресторатора Михаила Уланова и “Матрешки Групп”, но они не пошли. Сейчас предприниматели, которые хотят зайти на места “Макдональдса”, рассчитывают на насиженное место и трафик. И на такой проходимости получиться может у многих, но не без риска, так как делать нужно быстро, с системой заготовок, под определённый трафик. Дальше будет зависеть от того, что они там будут делать. У “Макдональдс” была невысокая себестоимость, можно было взять кофе и десерт по копеечной цене. Сейчас только кофе у всех вырастет в цене. Да и с учетом роста цен в нынешнее время всем тяжело. В целом по России рестораторам неприятно – вся жизнь как будто сосредоточена только на бургерах.

 

Соучредитель ГК “Другие рестораны” Дмитрий Акулин считает, что “маленькая будка” не способна дать аналогичный “Макдональдсу” по качеству и цене продукт:

– Мне эта вся история прям очень напоминает формат бизнеса – бабушка у супермаркета. Расчет – сесть на трафик, который генерирует гигант. Здесь же разница с бабушкой в том, что у бабушки есть продукт, а именно товар, как правило, собственноручно выращенный, низкая цена, бабушке доверяют, к ней есть историческая народная лояльность и у нее есть вполне себе концепция в связи с этим. Бабушка сидит на трафике и зарабатывает себе на жизнь. В сегодняшних условиях трафика” Макдональдса”, на который планируют сесть фудтраки, нет, так как люди ходили именно в “Макдональдс”, а не в конкретную локацию. Продукта и концепции у траков нет, так как они тупо пытаются повторять тот же продукт, что и Мак, упуская из виду, что маленькая будка на трафике с двумя поварами и кассиром вряд ли сможет хоть сколько дать аналогичный продукт по качеству и цене, который давала компания с более чем полувековой историей развития, с технологиями, мощнейшей инфраструктурой и лояльностью аудитории по всему миру. У фудтраков даже туалета нет, который так же был точкой притяжения трафика и давал косвенные продажи.

Ульяновские бренды на полках московского ЦУМа?

Еще одно предложение, которое должны презентовать на форуме “Сделано в Ульяновской области” – открытие мультибрендовых бутиков одежды местного пошива. Сейчас на российском рынке, в том числе платформах Wildberries и Ozon, представлено около 30 производителей из Ульяновской области. По предварительной концепции в магазине будут реализовывать, в том числе, верхнюю одежду и костюмные группы. Открывать бутики планируется и за пределами Ульяновска по франшизе, рассказал Руслан Гайнетдинов:

– Сейчас упаковываем концепцию бутика, представим её 15 апреля. В основном это будут бренды, отладившие промышленное производство. Например, фабрика “Бостон”, которая отшивает шикарные, на мой взгляд, костюмы. Если будет и мелкосерийное производство, то почему бы и нет, главное – обеспечение набора товаров. Если будет стоять задача быстро запустить проект, то продумаем специализированные меры поддержки. 

Председатель Ассоциации легкой промышленности Ульяновской области Алиса Богатова для комментария в течение дня оказалась недоступна. Советник губернатора Ульяновской области по культуре и креативным индустриям Светлана Горева  считает, что при создании мультибрендового бутика одежды необходимо предоставить льготные преференции, провести грамотную “упаковку” и продвижение проекта, иначе выйдет “базар – вокзал”:

– Если в “Аквамолле” ушли “Бершка”, “Зара”, то возможно сделать большой шоу-рум российских дизайнеров и заполнить эти пространства. Почему бы и не создать такой бутик, если будут льготные условия по аренде, лояльные условия продвижения и рекламные показы. Покупателя нужно подпитывать интересными моментами, чтобы он пришел и приобрел вещь. Поэтому необходим четкий, непростой, профессиональный маркетинг; необходимо приглашать специалистов, что тоже стоит денег. Если просто открыть бутик, без продвижения, это будет очередной “вокзал-базар”.

Не исключено, что одежда ульяновских дизайнеров может появиться и на полках московского ЦУМа. В числе гостей, приглашенных на форум “Сделано в Ульяновской области”, – байер, директор по развитию модного бренда Bosco di Ciliegi Константин Андрикопулос, директор по развитию ЦУМа Мария Руденко и другие. На выставке одежды российских дизайнеров эксперты проанализируют сегмент производителей, оценят качество их продукции, “упаковку” проектов, составление буклетов для продвижения на внутреннем и зарубежном рынках (Африка, Дубай), дадут обратную связь. Светлана Горева считает, что ушедший с рынка масс-маркет мешал развиваться российским дизайнерам и “перебивал” более низкими ценами. В то же время в отрасли сохраняются проблемы отсутствия налоговых льгот и нехватки кадров – одежду попросту некому конструировать и отшивать:

Я как дизайнер даже рада изменениям на рынке в нашу сторону. Сейчас многие дизайнеры паникуют, но нужно предпринимать усилия и группировать свои заказы. Думаю, российские производители увидят улучшения к осени, если все будет хорошо. Пока же есть над чем поработать – в отрасли сильный кадровый голод. Работа швеей – не зазорная. В СССР швея-надомница очень ценилась. Раньше была мода, люди хотели быть красивыми несмотря на то, что творилось за окном. С масс-маркетом же мы разленились и стали однотипными. Чтобы стать дизайнером, необходимо знать работу изнутри – уметь проложить строчку, сделать тот или иной узел. Коко Шанель не стала бы Коко Шанель, если бы не могла идеально посадить пиджак. Если начнем людям платить от 35 тысяч рублей, то они пойдут шить. Сейчас времена получше, чем в Великую Отечественную войну, границы расширены, есть возможности привозить ткани из Турции. Необходимо переключаться на свои ресурсы, производить свои ткани, пуговицы, молнии. Это долгая серьёзная работа с Минпромторгом и процесс не одного года. Также нужно законодательно проработать вопрос о налоговых льготах для легкой промышленности, как в ИТ и агропроме.