Судя по данным с прошедшей сельскохозяйственной ярмарки, “сахарный кризис” отступил – спрос снизился вдвое. Однако цены на продукт даже в сетевых магазинах разнятся до полутора раз, и формирование стоимости вызывает интерес не только у жителей, но и у правоохранительных органов и ФАС. Ранее и.о. министра АПК Михаил Семенкин заявлял, что прокуратура даст оценку по “перекосам в цене” в местных магазинах и проверит всю цепочку – от сахарного завода до ритейла. На текущий момент прокуратура направила производителям и поставщикам предостережения о недопустимости завышения цен на продукты первой необходимости. Сейчас проверки все еще продолжаются, об их результатах ведомство обещает проинформировать отдельно.

Мы решили разобраться в самом механизме – откуда берется дешевый сахар на полках региональной сети и на ярмарке в то время, как у федеральных сетевиков он дороже до полутора раз. Самая низкая на сегодняшний день в регионе цена установлена в сети “Гулливер” – 60 руб/900 г (порядка 67 за кг). Это более чем в полтора раза дешевле, чем, например, в “Ашане”. И неудивительно, что его почти сразу “сметают”. Что за “предложение, от которого невозможно отказаться” сделали в региональной сети? И по какой схеме реализуют тоже более дешевый (но уже по 70 руб/кг) сахар на ярмарках?

“Гулливер”

При написании предыдущего материала от ответа на простой вопрос “Откуда дешевый сахар?” гендиректор сети Елена Сорокина практически ушла. О любых комментариев по этой теме она отказалась, сославшись на занятость. Ранее по этому поводу она заявляла, что “у каждой компании своя экономика, все они по-своему рассчитывает свои силы и возможности“.

По словам одного из менеджеров компании, “Гулливер” работает с двумя крупными поставщиками сахара – это Ульяновский сахарный завод” и группа компаний “Продимекс”. Кроме того, у торговой сети имеются собственные запасы сахара. Однако источник ответ на вопрос о низких ценах на сахар также не дал, сославшись на то, что (цитируем): “не вижу смысла предоставлять данные, т.к. их поймет только узкий специалист”. 

Мы работаем в рамках минимальной наценки на социальные товары – до 10%. У нас много собственных запасов сахара, также мы работаем с “Ульяновским сахарным заводом” и ООО “Продимекс”. Это наши основные поставщики. Если другие торговые сети закупают сахар тысячами тонн, то у них оборот идет дольше. Мы же закупаем по 100 тонн и оборот идет быстрее. Но сейчас основная причина высокой цены не в этом, и я не вижу смысл давать эту информацию, т.к. ее оценит только узкий специалист, – сообщила менеджер.

Добавим от себя, что в такой конструкции логика повышения цен есть, скорее, у “Гулливера”. Федеральные сети выглядят просто спекулянтами, необоснованно повысившими цену на уже закупленный ими товар.

Агроярмарки 

На прошедших в Ульяновске ярмарках продавали сахар ИП Дмитриева (ООО “Аливико) и СППК “Продвижение”, уточнил директор АНО «Региональный центр поддержки и сопровождения предпринимательства» Руслан Гайнетдинов. Данные компании при содействии Минсельхоза закупили товар на “Ульяновском сахарном завод”е, расфасовали и доставили на ярмарку, организовав точки продаж.

Так как на ярмарке кто-то должен организовать продажу, региональный Минсельхоз договорился с Ульяновским сахарным заводом, чтобы последний оптом реализовал продукцию для централизованной продажи на ярмарке. После покупки сахара товар был расфасован, упакован в слюду, загружен в автомобили и доставлен до точек продаж на ярмарке. Такое решение было принято на штабах по продовольственной безопасности. Сам же сахарный завод как производитель не торгует в розницу и не занимается фасовкой. Специализированных компаний, которые фасуют и продают, у нас нет, – добавил Гайнетдинов.

“Аливико” на ярмарке:

ИП Дмитриева О.В. – “Аливико”

СППК “Продвижение” (Ишеевка)

Подведем всей этой истории “экономический итог”. Вмешательство региональной власти в проблемную ситуацию с этим конкретным дефицитом оказалось в целом конструктивным. Но, скорее, в аспекте пиара, что в подобных ситуациях, правда, может быть и ключевым. Ранее на самом высоком федеральном уровне подчеркнули, что даже в условиях кризиса вмешательство в рыночные механизмы неконструктивно. И по сахару крупные игроки сбили дефицит банальным повышением цен. Пострадавшим “героем” здесь выглядит разве что “Гулливер”, который продолжает держать цену в 60. Который, похоже, сразу “сметают” те, кто дешевый сахар караулит. Обычному покупателю придется смириться с ценой в 80-90 рублей. При том (отметим отдельно), что на Цильнинском сахарном его отдают оптовикам по 55.