7 апреля в региональном правительстве под председательством советника губернатора Ульяновской области, члена экспертного совета по формированию комфортной городской среды Евгении Муринец прошла пресс-конференция, посвященная “перспективам Ульяновско-Димитровградской агломерации”. Спикеры сразу подчеркнули, что их исследование никак не повлияет “на административно-территориальное деление и целостность региона”. А направлено оно на то, “чтобы выстроить между субъектами (Ульяновском и Димитровградом) межмуниципальное сотрудничество”. Поработать в этом направлении пригласили нашу “фабрику мысли” ЦСИ, институт “Урбаника”, центр “Северо-Запад” и компанию “Хабидатум” (работают с биг-дата).  В чем дефицит такого сотрудничества и каковы прикладные задачи исследования не очень внятно попытались обозначить на конференции.

Согласно присланному нам анонсу инициаторы поставили задачу “обозначить сильные и слабые стороны Ульяновско-Димитровградской агломерации, а также перспективы её развития”. Обещали “подчеркнуть идентичность всех муниципальных образований, входящих в агломерацию.., дать общую характеристику работ по комплексному аналитическому исследованию Ульяновско-Димитровградской агломерации (методология, объём работ, сроки исполнения)… изложить основные принципы, ожидаемые результаты”.

Помощник губернатора по архитектуре и градостроительству Ольга Мельникова в начале обрисовала комплекс проблем. В последние 20 лет население региона сократилось примерно на 200 тысяч человек и численность сокращается не только вследствие уменьшения естественного прироста, но и вследствие интенсивного миграционного оттока. В основной массе экономически-активное население перебирается в столицу или в регионы ПФО, которые на сегодня характеризуются более благоприятным социально-экономическим положением. В то время как сельское население периферийных и полупериферийных районов Ульяновской области стягивается в региональный центр. Таким образом происходит эволюционное изменение поселенческого каркаса.

Сегодня из 1,2 млн жителей Ульяновской области, более половины живут в региональном центре и еще 25% в агломерационной зоне, что говорит о формирующейся диспропорции между муниципальными образованиями.

Чтобы разобраться с перспективами решения этих проблем силами ульяновской “фабрики мысли”- Центром стратегических исследований и приглашенными структурами: неким институтом “Урбаника”,  Центром стратегического развития “Северо-запад” и компанией Хабидатум. Они совместно проведут комплексное исследование.
Основные задачи, решение которых должна в итоге найти команда разработчиков этого комплексного аналитического исследования:

– снижение миграционного оттока,
– повышение социально-экономического уровня жизни,
– повышение конкурентных преимуществ в муниципальных образованиях и сглаживание диспропорций, которые есть в агломерации,
– необходимость решения проблем в сфере ЖКХ, работа с транспортной инфраструктурой и тд.
– поиск и монетизация потенциала, которая есть у области
выявление конкурентных преимуществ перед другими городами

Институт генерального планирования “Урбаника” займется созданием мастер-плана, который, цитируем: “является симбиозом пространственной и экономической стратегии развития территории. Документ будет последующим шагом после комплексного аналитического исследования, который проводится в преддверии этого крупного проекта. По итогу работы для всей территории региона будет получен большой блок собранных данных и первые сценарии того, в каком направлении должна развиваться агломерация и в каких границах она на самом деле существует”.

Примерная структура представленного мастер-плана

По итогу работы должно стать понятно, насколько агломерации хорошо связаны экономически, насколько хорошо развита инфраструктура.

Социально-экономический блок, социально экономическую рамку, а также макро-рамку сравнения с другими агломерациями Поволжья будет делать компания Центр стратегического развития “Северо-запад”. Оценивать силу экономических связей будет компания Хабидатум, которая занимается BigData. Специалисты смогут оценить экономическую активность за счет анализа материалов, связанных с деятельностью сотовых операторов, а также терминалов коммерческих структур, которые считают средний уровень чека. Эти данные необходимы для того, чтобы понять, где в городе существуют центры и подцентры и как люди себя в них ведут. Это поможет существенно скорректировать городское развитие и понять, какого размера сама агломерация и выявить точки взаимодействия между городами и населенными пунктами.

Сроки реализации проекта и этапы реализации. 

Создание мастер-плана займет 4 месяца. По итогам будут понятны результаты и на их основе будут приниматься решения по разработке неких сценариев. После окончания разработки проекта будут происходить следующие процессы – внесение изменений в документы и “быстрые победы” (с). Последним обозначили ремонт и реставрацию существующей городской среды. Приведенный пример – восстановление, реконструкция исторического центра и набережной в Дербенте. Первые результаты мы, якобы, сможем увидеть уже в ближайшие два года, т.к. реализацию проекта можно будет запараллелить с существующими программами (например, “Формированием комфортной городской среды” на которую выделяется стабильное финансирование).

Какие-то вещи начинаются делаться сразу, какие-то имеют временной “лаг” в два-три, пять-семь лет, а какие-то вещи и рекомендации будут подаваться в формате “политик-работа”, “политик-развитие”. Например, может быть зафиксировано, что в части градостроительства необходимо внести изменения. Эта часть не имеет срока годности – пояснил гендиректор “Урбаники” Федор Коньков.

Финансирование

Исследование и проектирование, по словам инициаторов этой достаточно загадочной программы, будет содержать план реализации, который будет показывать, откуда необходимо брать деньги. Это могут быть нацпроекты, федеральные программы и инвесторы.

Признаемся, вчера мы так до конца и не поняли что, собственно, заявлено. Много загадочных терминов, “быстрые победы”, налаживание связей между Ульяновском и Димитровградом и целая агломерация, которой, на самом деле, не будет. Здесь же и ремонт исторических зданий и целая биг-дата из анализа сотовых звонков. Все это в комплексе немного отдавало абсурдом. Неудивительно, что денег под это, насколько мы поняли, нет.

Будем считать это первым заходом, тему продолжим. Пока похоже на попытку получить по кусочку бюджетов уже существующих программ под абстрактные планы и нормально так и не сформулированные задачи. Пока наши “фабрики мысли” работают вхолостую.