За сахаром больше нет охоты в магазинах. Торговые сети выдыхают и перестают ограничивать продажи в одни руки. Ажиотажный спрос на продовольственные товары сходит на нет, рассказал “РГ” статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов.


Сахара в магазинах снова полно. Правда, цены на него за март выросли почти в полтора раза. Фото: Александр Чистов

Так, по данным Федеральной налоговой службы (ФНС), объемы продаж на 5 апреля 2022 года по сравнению с “эталонной неделей” (среднее значение в период с 12 по 18 февраля) сократились в среднем на 13%. По муке продажи снизились на 26%, сахару – на 6%, крупам – на 13%, растительному маслу – на 18%, рису – на 19%, макаронам – на 13%, соли -на 16%. Продажи средств личной гигиены на 5 апреля сократились в среднем на 12% (по мылу – на 29%, по туалетной бумаге – на 9%, по гигиеническим прокладкам – на 21%, по детским подгузникам – на 2%).

“Это следствие того, что многие потребители закупились продуктами впрок”, – отмечает Евтухов. Кроме того, подстегивали ажиотаж спекулянты. В торговых сетях были зафиксированы случаи, когда товары единовременно приобретались в очевидно большем объеме, чем нужно для частного потребления. Иногда в отдельных магазинах торговых сетей товары повышенного спроса распродавались с утра, поэтому их приходилось ждать до следующей поставки на следующий день, приводит пример замминистра.

Расходы потребителей на прошлой неделе уже снизились на 4,6% по отношению к предыдущему периоду, относительно средних расходов за 12 месяцев они сократились на 3,3%, подтверждает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. Спрос на сахар-песок, например, в среднем упал более чем на 40% по сравнению с периодом ажиотажа. О том же свидетельствуют данные компании NielsenIQ. Объемы продаж товаров повседневного спроса во время пиковых недель ажиотажа в марте в натуральном выражении достигли уровня закупок перед локдауном при COVID-19 в 2020 году. В денежном выражении уровень 2022 года почти на 30% превысил уровень 2020-го, подсчитали в компании. После пика на 10-й неделе года спрос замедлился и уже на 12-й неделе (21-27 марта) впервые оказался в отрицательной зоне. “Период ажиотажного спроса, который длился на протяжении последних недель, завершился, и теперь рынок товаров повседневного спроса переживает стагнацию натуральных продаж, которая с высокой долей вероятности сильнее уйдет в отрицательную зону в течение апреля”, – говорит директор по работе с ретейлом NielsenIQ Россия Константин Локтев.

Сопоставимые продажи уже демонстрируют резкое снижение во всех каналах современной торговли за исключением минимаркетов. Тем не менее даже в них динамика существенно ниже докризисных значений. На 12-й неделе (21-27 марта) продажи оказались ниже на 5% по сравнению с годом ранее. Замедление динамики натуральных продаж усилилось во всех товарных группах товаров повседневного спроса. Среди драйверов продукты длительного хранения, товары для ухода за домом, товары для ухода за собой и другие.

По этой причине ряд ретейлеров уже отменил вынужденное ограничение на продажу отдельных товаров в одни руки, которое вводилось с начала марта на период повышенного спроса, в том числе для того, чтобы исключить перепродажи. Потребители увидели, что поводов для паники нет. Ретейл как и в период пандемии обеспечивает покупателей необходимыми товарами, оперативно перестраивает логистику и ищет альтернативные предложения, не допуская выбытия востребованных позиций, говорит Караваев.

Так, из-за снижения ажиотажного спроса отменили ограничения в Х5 (торговые сети “Пятерочка”, “Перекресток”, “Карусель”). В компании считают, что временная мера по ограничениям оказалась эффективной, спрос на определенные группы товаров от недели к неделе в течение марта снижался на десятки процентов. “Лента” сняла ограничения на продажу товаров в одни руки, за исключением средств личной гигиены (их можно приобрести не более пяти упаковок каждого товара в одни руки). Ранее ограничения были введены на покупку круп, чая, кофе, сахара, муки, средства для стирки, туалетную бумагу, детскую бытовую химию, подгузники и другие товары.

Социально значимые продовольственные и непродовольственные товары в достаточном количестве присутствуют на рынке. А ретейлеры на постоянной основе формируют товарные запасы, обеспечивающие бесперебойное снабжение торговых объектов, заверил Евтухов. По его словам, пока в некоторых регионах отмечаются отдельные случаи повышенного спроса на некоторые товары длительного хранения (сахар, соль, мука, макароны и крупы). Поэтому во избежание спекуляций за сетями сохраняется право ограничивать отпуск товаров с высоким спросом одному клиенту.