В начале апреля на штабе по развитию региона и.о. министра финансов Ульяновской области Наталья Брюханова подвела итоги исполнения регионального бюджета за первый квартал 2022 года. Основную долю доходов – 39,4% – составили поступления по налогу на прибыль, на втором месте – НДФЛ (26,8%), замыкают тройку акцизы на пиво и крепкий алкоголь (20,9%). Доля последних в 2018-2020гг доходила до 34%. Журналисты “Народной газеты” сделали предположение, что регион “слез с пивной иглы”. Разбираемся, так ли это.


Инфографика из вчерашнего номера “Народной газеты”

По данным Минфина региона за первый квартал 2022 года поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет области составили 14 млрд 866,2 млн рублей (+ 2 993,1 млн рублей или 25,2). Объём налоговых и неналоговых доходов областного бюджета составил 12 млрд 524,1 млн рублей с увеличением к уровню прошлого года на 2 687,1 млн рублей, или на 27,3%.

Наибольшая доля фактических поступлений пришлась на налог на прибыль организаций – 4 млрд 948 млн рублей (в бюджет дополнительно поступило 368,3 млн рублей). Это на 56% больше чем по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. По словам Брюхановой, “один из крупнейших налогоплательщиков” (речь идет о пивзаводе, – прим.ред.) заплатил в бюджет более миллиарда рублей. Вторым по удельному весу налогом является налог на доходы физических лиц – в бюджет поступило 3 млрд 359,5 млн рублей (выше плана на 3,5%, и на 27% больше по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом), Фактические поступления по акцизам составили 2 млрд 618,2 млн рублей, рост по сравнению с прошлым годом – на 101 млн рублей. В том числе акцизы на пиво составили 1 млрд 41 млн рублей.

Налог на прибыль организаций продемонстрировал рекордные за последние 5 лет объемы. Глава Минфина Наталья Брюханова пояснила, что значительное увеличение поступлений связано с годовыми расчетами за прошлый год. Именно рекордное поступление налога на прибыль из-за восстановления экономики изменило структуру бюджета по итогам 1 квартала.

Акцизы на пиво перечислены в первой декаде апреля согласно сформированному графику. Наблюдается незначительное снижение поступлений акцизов на крепкий алкоголь, обусловленное действующим централизованным порядком распределения, который предусматривает зависимость от объемов реализации крепкой алкогольной продукции в целом по России, – отметила и.о. министра финансов.

Куратор экономического блока, первый зампред правительства Марина Алексеева подтвердила, что уплата годовой прибыли в первом квартале – явление частое, далее объемы поступлений выравниваются.  Давать прогноз по структуре доходов в текущем году –  крайне затруднительно. Любые предположения на перспективу сейчас будут выглядеть гороскопом.

Экономист, член Общественной палаты Анатолий Лапин не смог прокомментировать поступления в бюджет ввиду отсутствия данных в статистическом сборнике. Профессор отнес Ульяновск к “моногородам” (но только “ищущим свою специализацию”) и такую зависимость региона от одного предприятия назвал “плохой”. В то же время, по мнению Лапина, Ульяновская область до сих пор находится в поиске своей специализации:

В России есть порядка 400 моногородов, в которых одно предприятие представляет половину или более экономики этого города. Любая зависимость региона или муниципалитета от одного, как это называлось в советское время, градообразующего предприятия – плохо. Если такое предприятие сталкивается с трудностями,  например, падением объема производства, это сразу перерастает в кризис территории, с эффектом мультипликатора валится всё. Такие примеры в России мы знаем: города, в которых закрываются шахты, или которые лишаются гособоронзаказа.  Поэтому такая ситуация требует понимания и принятия соответствующих мер – создания резервного фонда, развития других секторов экономики. 

С другой стороны, в одном градообразующем предприятии может и не быть ничего плохого. Все сектора экономики развивать невозможно из-за отсутствия специалистов, природных ресурсов и тд. У субъекта неизбежна некоторая специализация. Например, Архангельская область специализируется на производстве бумаги, добыче руд, лесозаготовке, Крым и Краснодарский край – на курортной сфере. Таких моделей регионального развития всего 8-9.  Ульяновская область до сих пор находится в поиске своей специализации. Будем специализироваться на производстве пива или самолетов – не принципиально. Важно, чтобы это получалось лучше, чем у наших конкурентов в Приволжском федеральном округе. И тогда этот сектор может поднять экономику достаточно хорошо. Если грамотно выстроить политику и нарастить конкурентноспособность, можно развивать поддерживающее производство  – полуфабрикаты, оборудование и тд.