Экономические санкции приводят к закрытию многих привычных магазинов, нарушению логистических цепочек поставок сырья, высокотехнологического оборудования и комплектующих. Этого нельзя не заметить, как и то, что российский бизнес старается быстро заполнить освобождающиеся экономические и товарные ниши. На прошедшем на минувшей неделе форуме-выставке “Сделано в Ульяновской области” был вновь представлен первый региональный маркетплейс производителей Ulmade с расширенными возможностями. Впервые интернет-магазин был презентован в 2018 году в качестве “витрины”, однако продажи на нем стартовали только на прошлой неделе.

По словам руководителя АНО «Региональный центр поддержки и сопровождения предпринимательства» Руслана Гайнетдинова, маркетплейс предназначен для широкого крута мелких и начинающих предпринимателей в муниципалитетах. Здесь место тем, кто, как сказал Гайнетдинов, «перерос сидение на трассе с выращенными в своих садах ягодами или лесными дикоросами, но еще не дорос до магазинов». Если грамотно организовать продажу, то и производство поднимется, считает руководитель АНО.

Очень правильно было бы сориентировать наших предпринимателей на освобождающиеся ниши. Мы знаем, что многие пользовались СММ-ресурсами, социальными сетями, которые либо ушли, либо заблокированы на территории России. Соответственно, есть необходимость переориентироваться для того, чтобы понять, как правильно продавать, — обозначил одну из проблем Руслан Гайнетдинов.

По словам первого заместителя директора регионального центра «Мой бизнес» Руслана Кашперского, маркетплейс отличается от супермаркетов, т.к. производители, представленные на площадке, часто не могут выполнить требования сетей. У них, например, нет требуемого объема поставок.

Они часто превосходят по качеству продукцию с полок, а следовательно, не проходят по цене, — отметил Кашперский.

При попытке зайти “снизу” площадка оказалась не такой уж “открытой”. Знакомство нашей редакции с сайтом Ulmade началось с недоброжелательного сотрудника, который вообще отказался предоставлять какую-либо информацию об эффективности площадки, сославшись на коммерческую тайну и попросив предоставить официальный запрос. Какие вопросы мы озвучили: статистика посещаемости, количество проданной с начала года продукции, количество представленных на площадке производителей и наименований товаров.

Многие вопросы, которые вы задаете, относятся к коммерческой тайне. Вы меня допрашивать будете по телефону? Делайте запрос, ответим в сроки, установленные законодательством. На сайте у нас указана официальная почта, кроме этого вопросы есть?, – ответил сотрудник, который даже отказался представиться.

Обратились непосредственно к руководству: в ситуации помог разобраться сам директор АНО «Региональный центр поддержки и сопровождения предпринимательства» Руслан Гайнетдинов. По его словам, на текущий момент на сайте представлено порядка 50 производителей и 150 наименований товара различных категорий – от “Волжанки” до мебели и предметов интерьера. Возможность покупки продукции через сайт была запущена только на прошлой неделе, до этого он представлял собой некую выставочную площадку, где была представлена производимая в регионе продукция.

Любой из предпринимателей сейчас может бесплатно разместить свой товар на маркетплейсе после процедуры проверки ИНН и заполнения анкеты. По заявлению Гайнетдинова, площадка в первый год работы не намерена брать комиссию и пытаться заработать на предпринимателях. Однако если продажи будут увеличиваться, то она возможно будет введена, но также рассматривается и вариант субсидирования.

Возможность продаж товаров на маркетплейсе включили на прошлой неделе. До этого момента сайт был некой витриной того, что производят в Ульяновской области. На сейчас стоит задача увеличить на сайте количество производителей до 300. Некоторый представленный товар является ремесленным или крафтовым и сроки его изготовления оговариваются менеджером с покупателем отдельно. Многие из предпринимателей на крупные сети или маркетплейсы сейчас выйти не могут, т.к. пока не имеют возможности обеспечивать ритмичность и регулярность поставок товара. На нашей площадке они могут “потренироваться” перед выходом на полки супермаркетов и онлайн-магазинов. Пока сайт никак не зарабатывает, комиссия не предусмотрена в первый год работы. Дальше будем смотреть, если будет расти популярность и идти продажи, то можем ввести комиссию, либо принять решение о субсидировании, чтобы наши предприятия эту комиссию не платили, – рассказал Гайнетдинов.

Уже сейчас действует несколько точек выдачи заказанного товара (пока только в правобережье): на ул. Ульяны Громовой 5/58 и Можайского, 2 и на проспекте Гая, 17. Время работы – с 8:00-20:00 без выходных. Оплата товара пока возможна только при его получении в пунктах выдачи наличными или банковской картой.

Дизайн и функционал сайта пока скромен, да и по функционалу отстает от федеральных площадок Ozone, Wildberries или Сбермаркет. Есть к чему стремиться.