Банк России планирует установить для кредитных организаций обязательный срок возврата украденных денежных средств. При установлении факта денежного перевода без согласия клиента банк должен будет вернуть ему деньги в течение 30 дней после получения соответствующего заявления, следует из поправок в 161-ФЗ «О национальной платежной системе», с которыми ознакомился РБК. Подлинность документа подтвердил источник на платежном рынке. Планы по введению обязательного срока для возврата подтвердил представитель ЦБ.

«Действующим законом не предусмотрены сроки, в течение которых банки должны возмещать клиентам похищенные злоумышленниками средства. Банк России предлагает установить сроки такого возмещения. Это необходимо для соблюдения баланса интересов кредитных организаций и их клиентов», — сказал представитель ЦБ. Он добавил, что обсуждение этих мер с рынком продолжается, поэтому говорить о конкретных сроках пока преждевременно. Сейчас Банк России совместно с участниками рынка и экспертами разрабатывает механизм возврата гражданам средств, похищенных мошенниками, что потребует внесения изменений в отдельные статьи 161-ФЗ (ст. 8 и 9).

«Изначально ЦБ предлагал установить срок возврата 2–3 дня, но банки были против, так как за это время невозможно проверить, действительно ли перевод мошеннический или клиент пытается обмануть банк. Сейчас время возврата зависит от суммы украденных средств. При больших объемах [срок] может достигать нескольких недель», — сказал РБК вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков.

По данным ЦБ, за 2021 год мошенники украли у банковских клиентов путем денежных переводов 13,5 млрд руб. При этом кредитные организации вернули всего лишь 920,5 млн руб., или 6,8%. Уровень возврата падает второй год подряд на фоне роста объема хищений. В 2020 году банки вернули клиентам 11,3%, или 1,1 млрд руб. В 2019-м — 14,6%, или 935,9 млн руб. До 2019 года регулятор не раскрывал годовые данные по возвращенным денежным средствам.

Предлагаемые поправки приведут к более оперативному выявлению операций, совершенных без согласия клиентов, и блокировке «счетов-дропов» (используемые мошенниками счета подставных лиц), считает представитель ВТБ.

Сейчас 161-ФЗ устанавливает только срок рассмотрения заявки на возврат, обязательного срока возврата нет, говорит управляющий партнер санкт-петербургского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Алексей Добрынин. Срок рассмотрения претензии клиента составляет не более 30 дней для внутрироссийских операций и не более 60 дней для трансграничных переводов. «На практике, если операция признана мошеннической или клиент банка сам обратился с аналогичным заявлением, вернуть деньги, как правило, невозможно», — говорит юрист. Он объясняет это тем, что средства, поступившие на счет получателя денег, в основной своей массе сразу же обналичиваются. Добрынин считает, что улучшить ситуацию с возвратом украденных средств могла бы блокировка счета на пять дней, которой нет в последних изменениях в закон.

По мнению представителя ВТБ, в первую очередь надо работать с причинами хищений средств, а не с их последствиями. «Банковское сообщество должно усилить меры борьбы с «дропперами» (лица, на карты которых переводятся украденные средства для их вывода. — РБК), в том числе приостанавливая подозрительные операции. Снизить мошенническую активность позволят контроль за движением средств и наделение банков полномочиями по их заморозке», — перечисляет он.