«Расписывались за ремонт лифтов, а очутились в другой УК» – жильцы дома №6 по ул. Ульяны Громовой попали под каток ЖКХ-произвола. Надзорные органы лишь разводят руками, мол, нет полномочий пресекать нарушения, и отправляют всех на три буквы – в суд – разбираться с последствиями.

По иронии в День дураков, 1 апреля, обитатели девятиэтажки недалеко от парка «Юность» в северной части Ульяновска обнаружили себя в абсолютно дурацкой ситуации. Кто-то содрал все информационные стенды, спилил замки на дверях и продырявил стены для электропроводов к освещению в мусорокамерах. «Для крыс, что ли, там удобства создают?!» – шутят жильцы. Впрочем, смешного мало. Оказалось, что таким образом в дом зашла новая управляющая организация – ООО «Домофонд».


Во дворе 10 апреля состоялся сход граждан, на который пригласили депутатов и попросили защитить дом от перевода в другую УК

ЗАЕХАЛ НА ЛИФТАХ

Это было в последние дни января. Вызвали во двор. Выхожу – и там со мной встречается Наиль Юсупов (на фото). Он представляется директором УК «Домофонд» и говорит: «Я хочу вам помочь, чтобы в вашем доме заменили лифты на новые». Я тогда его спрашиваю: «А ваш интерес в этом во всем какой, с чего такая благотворительность?». Он отвечает: «А я вот тут баллотировался в Гордуму, но не прошел. И в следующий раз, когда я все это сделаю, за меня жители проголосуют. Только надо быстро принимать решение», – рассказывает Сергей ГОГИН, известный ульяновский журналист, член совета дома №6 по ул. Ульяны Громовой.

Жильцы отклонили предложение директора УК «Домофонд». На это он, по словам членов совета, «закусил удила и сказал, раз так, значит, будем проводить голосование».

– Многие и не подозревали о том, что расписываются за переход в другую УК, им говорили, что собирают подписи за ремонт лифтов, а подсовывали пустой бюллетень. Многие вообще не голосовали, но за них кто-то расписался. Кто-то не мог голосовать, так как давно не проживает в доме. Некоторые вообще уже умерли, но их подписи якобы стоят под этими документами. Все это мы обнаружили, когда смогли ознакомиться с протоколом, предоставленным ООО «Домофонд» в ГЖИ, то есть уже постфактум, когда нас перевели в другую УК, – говорит старший по дому Максим СЕМЯШКИН.

ПОДАРОК НЕ ОТДАРОК

Приход новой УК ознаменовался отключением видеонаблюдения за придомовой территорией.

– Не знаю, специально это было сделано, чтобы я не мог контролировать, кто ходит по дому и что там происходит, или нет. Но так произошло. При этом рядом с нашими видеокамерами «Домофонд» начал вешать свои. Продырявили стены, повредили фасад. Ходят, ковыряют. Зачем-то покрасили ядовито-зеленой краской керамическую плитку на входной группе. Когда жильцы стали возмущаться, выяснилось, что это такой бонус от руководства новой компании для тех, кто к ним перешел. Конечно, люди не в восторге от такого «подарка». Видимо, решив отреагировать на недовольство изуродованной входной группой, прямо поверх зеленой краски начали наносить белую! Стало еще ужаснее, – делится переживаниями Максим СЕМЯШКИН.

Подарок от новой УК: так в зеленый и белый цвета покрасили плитку на входной группе подъезда

Самое дурацкое в этой ситуации, что новая компания демонстрирует бурную деятельность, хотя никуда не делась и продолжает обслуживать дом прежняя УК «СВ», с сотрудниками которой жильцов дома связывает давняя история взаимоотношений – аж с 2014 года. Более того, в марте, то есть накануне известия о переходе дома в другую УК, прошло общее собрание, где собственники жилья принимали годовой отчет своей компании, утвердили размер платы и план работ на будущий период. Стали бы жители этим заниматься, если бы несколькими днями ранее сами же проголосовали и перешли в другую УК?!

Все это как-то очень странно… Но не для ГЖИ, там с подобным сталкиваются регулярно и уже научились относиться философски. Бывает, что с одного МКД одновременно поступают два протокола о проведении двух общих собраний с решением о выборе двух разных УК. Как в этом случае поступает ГЖИ? Формально. Вот что принесли, то и принимают.

 

А ТАК МОЖНО БЫЛО?!

Принимают протокол легко и быстро, а вот чтобы оспорить его, надо горы свернуть. И даже этого будет недостаточно!

– Когда мы с советом узнали, что наш дом внесли в реестр лицензий другой УК, начали разбираться. Даже при беглом осмотре бюллетеней я заметил, что многие оформлены одним почерком. В дальнейшем выяснилось, что это были повторяющиеся копии, которые, наверное, подсунули туда для искусственного обеспечения кворума. Затем мы обошли и опросили жильцов. В 40 квартирах нам сказали, что вообще не участвовали в голосовании, а подписи их подделаны, – подчеркивает Максим СЕМЯШКИН.

По поводу фальсификаций написаны соответствующие заявления в полицию и прокуратуру. Но расследование и возбуждение дела может занять приличный период времени, в течение которого дом будет находиться в подвешенном состоянии, между двух УК.

– У меня есть абонентский отдел, но в нем всего два человека, которые готовят документы, распечатывают бюллетени. Чтобы провести голосование на таком большом доме, я нанял людей. Дней за 12-14 они его обошли, подписи собрали, все хорошо, сдали. И дальше началось, что якобы кто-то не голосовал и прочее. Я сказал, мол, хорошо, ребята, вы можете переголосовать о переходе обратно в свою УК. Либо, если вы считаете, что я подделал подписи, пошли в суд, я там оплачу почерковедческую экспертизу, и если она докажет, что это так, то я принесу публичные извинения, и нет проблем. Но если нет, то я буду на каждого из вас писать заявление за клевету. Мое мнение, что людей переубедили, чтобы они отказались от своей подписи, – рассказывает директор УК «Домофонд» Наиль ЮСУПОВ.

С ним не согласны жильцы, которые полагали, что заявления о подделке их подписи будет достаточно, чтобы не только аннулировать протокол, но и возбудить уголовное дело. Но ответ ГЖИ обескуражил. Прежде всего, выяснилось, что это уже далеко не первая спорная ситуация с переходом МКД под управление «Домофонда». То есть были и ранее аналогичные прецеденты, но жилинспекцию это не побудило провести тщательную проверку или отнестись пристальнее к изучению представленных бюллетеней. Более того, было заявлено, что из протокола просто вычеркнут тех, кто принес заявление о подделке своей подписи. И на этом все!

– Многократно нарушена процедура проведения общего собрания. Не было очной части с выбором председателя и счетной комиссии, не было оповещения за 10 дней с оглашением повестки, инициатора и прочее. В четырех случаях вообще голосовали покойники. То есть людей нет, а подписи их стоят, – явная подделка. А представители ГЖИ говорят, что они как архивариусы только принимают документы и ничего не проверяют. Выясняется, что действующий закон благоприятствует рейдерам, а не честным людям. Юсупов сдал протокол фальсифицированного голосования и легко получил лицензию на управление. А вот чтобы откатить все обратно, теперь нужно пройти семь кругов бюрократического ада! – возмущается Сергей ГОГИН.

По закону ГЖИ может выдать УК лицензию, а отобрать – нет, только через суд. Зачем тогда нужен отдельный госорган, который следит за лицензированием, если решается все через суд? Принят целый ряд жестких правил для проведения общего собрания, масса сложных условий, но за соблюдением их никто не следит. Подписи под бюллетенями точно никто не проверяет, таких функций даже не предусмотрено у ГЖИ. Вот если кто-нибудь обратится в суд, только тогда и будут разбираться. Однако тяжба может занять годы исков и апелляций, за это время МКД реально довести до аварийного состояния.

Понимая опасность затягивания в решении данного вопроса, его вынесли на заседание Комитета по жилищной политике и коммунальному хозяйству в Законодательном Собрании 19 апреля. Депутаты буквально потребовали от ГЖИ определиться со своей позицией, а если действительно не хватает полномочий, предложили их добавить в законодательство. Впрочем, этого не потребовалось. На следующий же день жилинспекция отменила свое решение о передаче МКД под управление УК «Домофонд» на основании статьи 181.5 Гражданского кодекса РФ. Протокол собрания признан ничтожным из-за отсутствия кворума, которого просто не стало, когда от общего числа бюллетеней отделили повторяющиеся и фальсифицированные.

Это прецедент для Ульяновска! Обошлось без обращения в суд, и ГЖИ смогла разобраться самостоятельно. Правда, для этого потребовалось вмешательство регионального парламента. Но надеемся, что с этого момента наш Госжилнадзор найдет в себе силы выполнять надзорные функции без того, чтобы только отсылать всех на три буквы.