Обязанность по своевременной поверке общедомового прибора учета (ОДПУ) тепловой энергии возложена на управляющую организацию. А что, если УК не выполняет свои обязанности?

В соответствии с ч. 2 ст. 9 №279-ФЗ, во всех многоквартирных домах при наличии технической возможности должен быть установлен и введен в эксплуатацию общедомовый прибор учета тепловой энергии. Таким образом, ОДПУ – это требование закона, от которого невозможно отказаться, и приходится исполнять, хотим мы того или не хотим. Исключение допускается только для ветхих, аварийных и подлежащих сносу домов, а также объектов, на которых установка счетчика технически невозможна из-за несоответствия параметров инженерной сети условиям монтажа устройства.

Счетчик должен быть! После установки ОДПУ ответственность за него возлагается на управляющую организацию. Работы по содержанию общедомового счетчика в надлежащем состоянии включают в себя не только поверку, ремонт, но и замену оборудования.

Однако, если управляющая организация ненадлежащим образом осуществляет свои обязательства по обслуживанию ОДПУ, это плохо сразу по нескольким причинам. Прежде всего, в соответствии с пунктами 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ №491, коллективные (общедомовые) приборы учета являются общим имуществом МКД, входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем, в том числе отопления и горячего водоснабжения. То есть УК не только за него отвечает, но и ежемесячно собирает с нас деньги за его обслуживание. Однако, если при этом ничего не делается, за что же мы платим?!

Впрочем, то, что с нас берут деньги за работы, которые фактически не выполняют, это еще (как ни странно) полбеды. В случае неисправности общедомового прибора учета тепловой энергии или истечения срока поверки начисление платы за коммунальную услугу в течение трех месяцев производится исходя из среднемесячного объема потребления за предыдущий отопительный сезон, а затем – по нормативу. Более того, применяется повышающий коэффициент к стоимости тепловой энергии в размере 1,1 (или 10% к нормативу), в ГВС – 1,5 (или 50% к нормативу).

Повышающий коэффициент применяется к управляющей организации:

■ если не установлены приборы учета при наличии технической возможности;
■ если в течение 3 месяцев не восстановлен вышедший из строя прибор учета;
■ если срок эксплуатации прибора учета истек более 3 месяцев назад;
■ при недопуске двух и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки приборов учета;
■ при непредоставлении показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

Но и это еще не все! Впервые об общедомовых счетчиках заговорили еще в 2009 году, когда был издан Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Таким образом, ОДПУ рассматривается как один из основных инструментов экономии. Конечно, сам по себе счетчик не уменьшает потребление коммунальных ресурсов, но он позволяет: во-первых, платить только за фактически потребленный объем, во-вторых, вести учет потребления, без чего в принципе сама по себе невозможна экономия. Наконец, без счетчика и своевременного снятия показаний нельзя отследить потери и параметры качества поставляемого ресурсоснабжающей организацией теплоносителя. Может быть, там труба сгнила, и теплоноситель тоннами выливается через дыры в землю, или несоответствие температуры теплоносителя на вводе в дом, а мы этого не увидим и будем лишь ужасаться растущим суммам в платежках!

Поскольку отказаться от оплаты общедомовых нужд невозможно, имеет смысл сократить расходы на отопление жилых и нежилых помещений и оплачивать лишь фактически полученное тепло. Для измерения объема потребленной энергии и устанавливается ОДПУ. Еще одна цель – стимулирование жильцов экономить тепло вне собственных квартир и бережно относиться к общему имуществу. Если двери и окна в подъезде будут плотно закрыты, тепло сохранится, а жители получат услугу в полном объеме и с оптимальными затратами.

Плюсы ОДПУ:

• оплата реально потребленной тепловой энергии (наличие счетчика позволяет точно отслеживать расход тепла и снизить затраты до 30%);
• фиксация фактов утечки в системе теплоснабжения с целью предотвращения переплат за потери воды во внутридомовой системе;
• повышение ответственности за общее имущество, ведь, оплачивая потери из собственного кармана, жители внимательнее относятся к состоянию своего МКД;
• оперативное отслеживание параметров тепловой энергии и теплоносителя;
• возможность дистанционной передачи показаний с прибора учета.

Кроме того, надо понимать, что все расходы лежат именно на собственниках жилья, а не на УК и не на ком-то еще. Поэтому если УК плохо обслуживает или вообще не следит за ОДПУ, в конечном итоге расплачиваться за это нам. Все затраты, связанные с установкой и ремонтом счетчика, ложатся на плечи жильцов.

Что делать, если ваша УК не работает и не занимается обслуживанием ОДПУ? Знайте, что в случае ненадлежащего содержания общего имущества и ненадлежащего начисления платы за жилищно-коммунальные услуги граждане вправе обратиться в жилищную инспекцию с письменным заявлением и приложением документов, подтверждающих нарушение прав. По мнению Минстроя России (письмо от 17 марта 2022 г. №10955-ОЛ/04), невыполнение требования по надлежащей эксплуатации ОДПУ (включая осмотры, техническое обслуживание и поверку) может квалифицироваться как нарушение лицензионных требований в соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. Данное нарушение влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 50000 до 100000 рублей или даже дисквалификацию на срок до трех лет, на юридических лиц – от 250000 до 300000 рублей.

Наказание строгое, но оно и соответствует тяжести нарушения. Отсутствие или надлежащее содержание ОДПУ может опустошить кошельки собственников жилья.

Управляющие компании Ульяновска, которые обслуживали ОДПУ на своих домах ненадлежащим образом

(по данным Ульяновского филиала «ЭнергосбыТ Плюс»)

Наименование УК Кол-во МКД
ООО «УК Согласие» 46
ООО «УлЛэнд» 18
ООО «УК Экодом» 14
ООО «ГК РЭС» 7
ООО «УК Теплосвет» 6
ООО «Высота» 5
ООО «УК «Монолит» 5
ООО «УК Галактика» 5
ООО «УК Звезда» 5
ООО «УК Рассвет» 5
ООО «УК Свободный выбор» 5
ООО «УК Симбирцит» 5
ООО «УК Эталон» 5
ООО «УК «Дом-Сервис» 4
ООО «УК Дельта» 4
ООО «Обслуживающая компания» 3
ООО «Доверие» 3
ООО «Регион-Сервис» 3
ООО «УК Гранд» 3
ООО «УК Коммунальный Стандарт» 3
ООО «УК Олимп» 3
ООО «УК Солидарность» 3
ООО «УК Фортком» 3
ООО «Служба эксплуатации Вашего дома» 2
ООО «УК «ПАРК» 2
ООО «УК Гермес» 2
ООО «УК ДомаГорода» 2
ООО «УК Союз» 2
ООО «УК Центральная» 2
ТСЖ «Пугачевское» 2

Кроме того, с одним МКД с необслуживающимся ОДПУ в список входят управляющие организации: ООО – « РЭС», «ЖСК», «Наш Дом», «Паритет», «Парус», «УК «АТЛАНТ», «УК Антарес», «УК Гарант», «УК Добрый дом», «УК Лига-Сервис», «Юго-Запад»; ЖСК – «Авангард», «Арктика», «Мечта», «Первомайский», «Центральный», ПК «МИР», ТСЖ – «Дом на Молочном», «Уют» и ТСН – «Алмаз», «Гранит», «Кошкин дом», «Лисиное».