Сегодня, 11 мая, в Ленинском районном суде после долгого перерыва продолжился громкий судебный процесс против экс-директора Ленинского Мемориала Эдуарда Шабалина, который, по версии следствия, воспользовался служебным положением и украл картины известного художника Никаса Сафронова. На протяжении месяца подсудимый Шабалин находился на больничном.

Сегодняшнее судебное заседание началось с вопроса судьи Хайбуллова о том, чем подсудимый Шабалин так долго болел. Шабалин пояснил суду, что страдает хроническим заболеванием, которое периодически обостряется.

Напомним, на прошлом заседании суда адвокат Шабалина внесла ряд ходатайств об исключении ряда доказательств, которые были получены с нарушением уголовного кодекса. Кроме того, сторона защиты попросила приобщить к уголовному делу документы, указывающие на то, что картины Сафронова не имеют уникальной художественной ценности, и цена их значительно ниже той, которую указывали некоторые эксперты и сам Никас. Одним из доказательств этого сторона защиты посчитала то, что полотна художника не были выставлены ни в одном известном музее. Адвокатом были разосланы запросы в Третьяковскую галерею, Русский музей, Пушкинский музей. Был получен ответ, что произведения Никаса Сафронова у них не выставлялись. По мнению стороны защиты, это существенно снижает художественную и историческую ценность холстов. Следовательно, они стоят не миллионы, как утверждает сам мастер, а значительно меньше. Кроме того, сегодня Шабалин в очередной раз попросил суд прекратить судебное разбирательство, поскольку истек срок давности. Подчеркнув, что он не претендует на реабилитацию. Говоря обычным языком, Шабалин признает себя виновным.

Сегодня сторона обвинения попросила приобщить к делу свои запросы в те же самые известные музеи, в них музеи подтвердили, что полотна художника Сафронова у них выставлялись и некоторые из них были художником переданы в дар и хранятся по сей день. Судья приобщил запросы прокуратуры к уголовному делу. Это ставит под сомнение ответы из музеев, которые ранее предоставила сторона защиты.

Кроме того, прокурор Косенков очень грамотно и четко аргументировал суду, почему не надо исключать из дела некоторые доказательства (на чем настаивал адвокат) и возвращать дело в прокуратуру. Судья на месте принял сторону обвинения и перешли к прениям.

Стоит отметить, что прокурор Косенков в своей речи к суду, которая длилась около часа, как гвозди забивал доказательства, что Шабалин действительно украл картины у Сафронова. В частности, прокурор привел доказательство того, что именно у Шабалина в результате обыска нашли картины, есть его отпечатки пальцев. Свидетели защиты путались, в частности директор ломбарда Красильников давал противоречивые показания и выгораживал Шабалина, поскольку тот был его постоянным покупателем антиквариата. Кроме того, прокурор в прениях подчеркнул, что сам Шабалин в своих телефонных переговорах говорил о том, что картины Сафронова стоят больше миллиона. Прокурор, несколько раз обращаясь к судье, подчеркивал, что понимает, как трудно ему будет принять правильное решение. Закончил прокурор свою речь словами, что считает Шабалина виновным и просит для него 5 лет колонии общего режима. В рамках административного дела сторона обвинения попросила суд удовлетворить требования ответчика в сумме 1 миллиона 650 тысяч рублей.

В свою очередь подсудимый Шабалин назвал выступление прокурора «далеким от реальности».

– Ваша честь, в какой-то момент я перестал записывать слова прокурора, потому что понял, что некоторые факты, слова свидетелей не рассматривались в рамках суда. Прошу дать мне время для подготовки к прениям, для того, чтобы я имел возможность высказаться по каждому эпизоду, описанному прокурором. Надеюсь, мое время не будет ограничено.

Объявляя перерыв, судья Хайбуллов убедительно просил подсудимого Шабалина не болеть и не срывать заседания. Шабалин пообещал, что следующее заседание точно состоится.

В результате объявлен перерыв до 16 мая.