В преддверии масштабных работ по очистке Винновской рощи от нефтепродуктов в нашем распоряжении оказались документы 15-летней давности, касающиеся поисков источника загрязнения рощи. Смотрим, насколько серьезными были работы и почему виноватых так и не нашли.

Первая информация о выходе нефтепродуктов в роще появилась в 2003 году. В 2006 году на муниципальном уровне ситуацию признали чрезвычайной. Изначально поиск источника загрязнения финансировался городским бюджетом. В 2005-2007 годах Симбирская ГРЭ ФГУГП «Водгеология» получила 570 тысяч на гидрогеологическое обследование прилегающей территории, но источника не нашло.

В начале 2007 года вопрос о происходящем в роще был рассмотрен на областном совете по экологии с участием губернатора. Ситуацию также признали чрезвычайной: боялись не только самого загрязнения, но и пожаров. На поиски источника решено было выделить 850 тысяч рублей из областного бюджета. По итогам заседания Морозов обратился в природоохранную прокуратуру с вопросом о возбуждении уголовного дела.

Областные деньги решили потратить с размахом: к поискам подключили ЗАО “Институт аэрокосмического приборостроения” из Казани. Сотрудники института предложили использовать свой авторский метод — провести видеотепловизионную съемку с вертолета МИ-8.

Как следует из отчета, съемку провели почти на 28 квадратных километрах. Было обнаружено три возможных источника, дана рекомендация бурить скважины для проверки этих точек.

В 2007 году был заключен контракт с СГРЭ “Волгагеология”, пробурено более 50 скважин. Возникли затруднения с разрешениями на скважину на улице Локомотивной между домами 37 и 45. Как сообщала природоохранная прокуратура,  Куйбышевская железная дорога отказывалась пускать геологов на свою территорию. Констатировали это и представители МЧС.

В этом же году специалисты посчитали размер ущерба от загрязнения. Водным ресурсам был нанесен вред более чем на миллиард рублей, почве — на 350 миллионов. Определили и марку нефтепродукта, выходившего с родниками в роще. Им оказалось дизтопливо Л-05-62. На запрос об марке используемого топлива РЖД Госэкоконтролю не ответило, указав, что эта информация является тайной.

Также в 2007 году на территории Куйбышевской ЖД все же побывали проверяющие — сотрудники Ростехнадзора. Они признаков возможной утечки нефтепродуктов не обнаружили.

В 2011 году железнодорожники сами пожаловались руководству области: в СМИ написали, что территория РЖД может быть источником загрязнения. Заместитель начальника дороги по Волго-Камскому региону указывал, что это не так. К этому времени уголовное дело по поиску источника нефтепродуктов было закрыто по истечению срока давности.

Уже в 2017 году отношение РЖД к поискам источника нефтепродуктов изменилось — после обращения сенатора Рябухина железнодорожники выделили около миллиона рублей на собственные исследования. Как сообщалось в 2021 году на встрече с губернатором Алексеем Русских, с этого момента притока нефтепродуктов от территории РЖД к Винновской роще не фиксировалось. При этом в документации ОВОС по очистке рощи указывается, что линза с нефтепродуктами мигрировала с территории локомотивного депо, где она сформировалась в результате утечек еще в 1980-х годах.