В психологии существует целая группа так называемых “проективных тестов” или “методов свободных ассоциаций”. Человеку предлагается совершить некое действие, например (самое простое), нарисовать дом. И по деталям психолог считывает внутренние характеристики испытуемого: может очертить его главные черты, выявить какие-то личностные проблемы. Как говорит Википедия, “для таких методик диагностики личности характерен в большей мере целостный, глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных её черт”. Идея применить проективный тест к публичным фигурам родилась в ходе диалога с ульяновским психологом и специалистом по личному бренду Юлией Шулеповой. Мы предложили пройти тест сразу нескольким известным в городе людям. Первым откликнулся сенатор Айрат Гибатдинов. Итоги представляем ниже: слово психологу.

Мы использовали один из психологических рисуночных тестов – проективную методику, направленную на диагностику личности. Важным преимуществом рисуночных тестов по сравнению с другими исследовательскими методиками является отсутствие страха у тестируемого в процессе его прохождения. Это позволяет дать наиболее точную оценку особенностей его личности.

С помощью данного теста можно, например, выявить следующие свойства испытуемого:
⁃ особенности взаимодействия с окружающей средой
⁃ особенности поведения в группе, самооценка и оценка себя в социуме
⁃ взаимоотношения с противоположным полом
⁃ наиболее часто используемый способ разрешения конфликтов
⁃ представление человека о самом себе и др

Айрат активно «работал» с исходным материалом – это может говорить о том, что тестируемый проявляет также активное поведение и в реальной жизни.

По тесту:
1. Особенности взаимодействия с окружающей средой (здесь имеется ввиду не только внешнее взаимодействие, но и внутреннее, психологическое): рисунок Айрата говорит о том, что он стремиться максимально полно обладать информацией об окружающем его пространстве, возможно даже преувеличивая её значение. Здесь видно желание контролировать всё, что его окружает.
2. Наличие/отсутствие агрессии: рисунок Айрата даёт понимание о ярко выраженной, не скрытой агрессии. При этом, например, в его характере не наблюдается (по рисунку) злопамятности.
3. Особенности поведения в группе: виден эгоцентризм, желание быть в центре внимания, высокая самооценка, положительная оценка своих действий. Мнение окружающих имеет для него значение.
4. По ходу тестирования видно стремление подчеркнуть свой социальный статус (возможно и социально-психологический).
5. Личностное восприятие и оценка действительности: у тестируемого сочетается два противоположных типа оценки – с одной стороны он может быть очень категоричным, иметь полярность восприятия (хороший-плохой, белое-чёрное), с другой – в некоторых случаях он способен проявлять гибкость мышления, видеть неоднозначность какой-либо ситуации.
6. Сфера отношений с противоположным полом: здесь рисунок малоинформативен, единственное, что можно сказать, что для Айрата имеет большое значение качественно устроенный быт в отношениях.
7. Тестируемому достаточно сложно дался пункт с разрешением конфликтных ситуаций. В итоге, после его словесных комментариев, можно сделать вывод, что Айрат готов идти до конца в разрешении конфликтной ситуации.
8. Часть рисунка, которая определяет автопортрет и может подчёркивать наиболее характерные черты личности. Во-первых, могу отметить, что рисуночное изображение автопортрета Айрата имеет определённую внешнюю схожесть с ним (тестируемый во время прохождения теста не знает, что это автопортрет). Во-вторых, в описании своего рисуночного героя Айрат определил как: «добренького, с круглым лицом, упитанным и глядящего с восторгом на Вас (т.е. на психолога)».

Нужно добавить, что данная методика не может применяться как единственный метод исследования личности.

Но ее ценность в том, что за достаточно короткий промежуток времени (30-40 минут) позволяет составить представление о характере человека и увидеть наличие актуальных проблем.

Один из фрагментов теста – автопортрет Айрата.