Работники аптек могут получить право шире консультировать своих покупателей, сообщает “Российская газета”. Это предусмотрено проектом нового профессионального стандарта, документ подготовлен профессиональным сообществом совместно с Минтрудом и направлен на согласование в Минздрав России, сейчас идет его общественное обсуждение.

Как будут проходить такие консультации и не возникнет ли угрозы конфликта с лечащим врачом? На эти вопросы “Российской газете” ответила глава Национальной фармпалаты и Ассоциации индустрии товаров для здоровья Елена Неволина.

И сейчас провизор в аптеке нередко подсказывает, что можно купить на замену, если нужного лекарства нет в продаже, как правильно принимать препарат. При этом часто люди приходят без рецепта и просят “что-нибудь от головы”, “от простуды”. Но разве вправе провизор подменять доктора?

Елена Неволина: Ни о какой подмене речь не идет. Сейчас фармацевтический работник чаще выполняет функции просто продавца. Но ведь работники аптек имеют медицинское образование, причем многие – высшее. Поэтому они могут и, по моему убеждению, должны шире помогать пациентам, а не только дать совет по дозировке, правилах приема покупаемого лекарства. В проекте нового профстандарта заложена структура фармацевтического консультирования, включая и пропаганду здорового образа жизни.

Во время пандемии сложно было попасть к врачу, и люди приходили в аптеку и за лекарствами, и за советом по лечению – отсюда возникло понимание аптечного сообщества, что расширение функций будет востребовано?

Елена Неволина: Да, конечно. Хотя надо сказать, что функция консультирования заложена и в нынешнем варианте профстандартов, и в правилах надлежащей аптечной практики. Например, сейчас провизор имеет право помочь пациенту подобрать безрецептурный препарат.

Но мы хотим расширить рамки таких консультаций – в помощь врачу.

Как это будет выглядеть?

Елена Неволина: Мы провели опрос, и оказалось, что 58% потребителей говорят, что идут к врачу, когда все лекарства уже перестали помогать. Ничего хорошего в этом нет, но это данность – и аптека может стать инструментом, смягчающим последствия неумеренной любви наших граждан к самолечению.

Простой пример. К нам часто приходят с головной болью, считая ее легким недомоганием. Провизор, задав несколько вопросов, сможет понять – случайная ли это ситуация, или нет, он посоветует тут же измерить давление – тонометры есть в торговых залах многих аптек.

По сути, такую консультацию можно рассматривать как предварительную экспресс-диагностику. Но именно предварительную. Потому что поставить диагноз – это, конечно, не задача фармацевта. Но он может помочь медикам в раннем выявлении серьезных заболеваний. В случае с нашим условным пациентом может оказаться, что у него повышено давление, или при разговоре обнаружатся тревожные симптомы, на которые, возможно, человек сам не обращает внимания.

Конечно, фармработник не сможет заменить врача и поставить диагноз, но он может помочь медикам в раннем выявлении заболеваний

Тогда фармацевт убедит его срочно показаться врачу. Опрос показал: провизора воспринимают как медработника, к его совету обычно прислушиваются. Мы в Ассоциации индустрии товаров для здоровья вместе с министерством здравоохранения как раз и хотим четко определить безопасные рамки такого консультирования.

Что еще может получить пациент от фармацевта, кроме описанной вами “профилактики” самолечения?

Елена Неволина: Сейчас остро стоит проблема антибиотикорезистентности, потому что многие принимают антибиотики бесконтрольно. Фармацевт должен не просто отказать в продаже антибиотика, если нет рецепта, но и объяснить, почему принимать его можно только по назначению врача.

Это важно, ведь производитель зарегистрировал лекарство как рецептурное – это значит, при применении без контроля специалиста оно может принести вред.

Что касается безрецептурных лекарств, они относительно безопасны, но при одном условии: если соблюдается инструкция по применению. В этом случае задача фармацевта – напомнить пациенту, что нужно точно соблюдать дозировку, не менять длительность лечения без разрешения врача.

Но ведь налицо конфликт интересов: аптека заинтересована продавать больше. Мы видим, что на деле фармацевт в лучшем случае уточняет: “Это вам доктор выписал?” – и все же продает препарат без рецепта.

Елена Неволина: Такое бывает. Но контроль за аптеками становится все жестче, и в последние годы серьезные рецептурные препараты – антибиотики, успокоительные, антидепрессанты, гормональные лекарства – купить без рецепта почти невозможно. К тому же часто врачи официально не оформляют назначение в виде рецепта, считая это пустой формальностью. Так что исправлять ситуацию надо с разных сторон.

Контроль за аптеками становится все жестче, купить сегодня без рецепта серьезные препараты – антибиотики, успокоительные – почти невозможно

Тут есть нюансы. Нередко лекарство назначено, но рецепта нет, потому что за ним нужно идти в поликлинику, тратить время. Как быть?

Елена Неволина: Решить эту проблему поможет внедрение электронных рецептов. Когда аптеки включат в единую информационную систему с медучреждениями – отпадет необходимость выписывать лекарство на бумаге. Сейчас в нескольких регионах готовятся такие пилоты.

Мы видели, как ажиотажный спрос в марте привел к дефициту лекарств. Препараты расхватывали, обеспечивая себя на год вперед. И аптека не могла отказать таким покупателям. Не предполагается ли поменять правила?

Елена Неволина: Нет. Правила написаны в интересах пациента, и вводить какие-либо ограничения не планируется. При этом если строго соблюдать правила рецептурного отпуска, это поможет избежать ажиотажа. Продавая лекарство, фармацевт делает на рецепте отметку. Сразу понятно: когда человек купил лекарство, в каком количестве, на какой срок этого хватит. Тем более что врачам разрешено выписывать рецепты со сроком действия до года, указав нужное количество препарата в расчете на год.

70 тысяч аптек работало в регионах России, по данным на начало 2022 года

А как предполагается решить вопрос с дистанционной покупкой рецептурных лекарств с доставкой на дом, о чем еще год назад просили пациентские организации?

Елена Неволина: Это правильная инициатива, в чем мы опять же убедились во время пандемии. Но тут важно, чтобы такой способ продажи хорошо администрировался – не должно быть условий для бесконтрольного приема лекарств. Отработать подходы предполагается, также проведя пилоты в нескольких регионах. При введении электронного рецепта сделать все это будет намного проще. Не должно быть привязки к конкретной аптеке, чтобы пациенту было удобно, чтобы он мог получить лекарство и в другом регионе во время командировки или отпуска.