Слово «берег» для ульяновцев имеет огромное значение: делит город пополам могучая Волга, петляет вдоль Засвияжья, Ленинского и Железнодорожного районов Свияга.

Отсюда и важность того, как многочисленные ульяновские берега друг с другом соединяются. Насколько удобны и прочны мосты, какой транспортный поток они способны осилить.

 

 

 

В середине прошлого века вопрос сообщения между нынешними Ленинским и Засвияжским районами стоял особенно остро. В 50-е года стремительно формировался образ Ульяновска как важного промышленного центра. Свою работу начали ульяновский завод тяжелых станков, радиоламповый, комбинат строительных материалов в Вырыпаевке, осваивал новые мощности автомобильный завод.

Параллельно с развитием производств создавалась инфраструктура для их работников: за Свиягой теплым светом зажигались окна сотен жилых домов. Ульяновск рос, и на первый план выходил вопрос развития системы общественного транспорта.

К январю 1954-го года в городе зазвенел первый трамвай. Он соединил трамвайное депо на улице Радищева со старым железнодорожным вокзалом, однако Засвияжье все еще было соединено с центром лишь деревянным мостом на улице Аблукова.

Проблему было принято решить к «красному дню календаря» советского человека – 7 ноября 1955 года (38-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции). Для строительства инженерного сооружения потребовалось около 5 тысяч кубометров лесоматериалов, свыше 600 тонн арматурного железа, большое количество цемента, а также… неограниченное количество энтузиазма.

На пути к намеченному сроку сдачи строители переправы преодолели весенний паводок, чуть было не затопивший временные опоры, а также прибегли к искусственной сушке полотна во время октябрьских дождей, чтобы успеть уложить изоляцию.

Не обошлось при строительстве и без «стахановщины». Лучших результатов на укладке бетона добились бригады Овсяниной, Горюновой и Хитевой, а бригады плотников товарищей Арабаждиева и Чернова выполняли нормы выработки по устройству опалубки на 235-285 процентов. Отличились даже учащиеся ФЗО №6 и 9, которые в тяжелых условиях обеспечили укладку более 600 тонн сложной арматуры.

И вот к 6 ноября 1955 года мост был сдан. В номере «Ульяновской правды» от этого числа есть слова заместителя начальника строительства Свияжского моста И. Додонова: «…Строители горды тем, что они сдержали слово, закончив к 38-й годовщине Великого Октября строительство нового моста через Свиягу».

Двухполосный мост с арочными пролетами наконец обеспечил надежное сообщение Засвияжья и центра города. По нему заспешил к заводчанам новый трамвайный маршрут – двойка, потянулись потоки машин. Примечательно то, что его опоры были бетонными лишь снаружи, внутри у них — мореный дуб.

Десятилетиями переправа справлялась со своими задачами, однако к 90-м годам автолюбителей становились все больше, на двух полосах «минаевского» моста часто образовывались пробки. Поэтому городские власти приняли решение о его первой реконструкции.

К 1996-у году с двух сторон старой переправы были пристроены еще две, благодаря чему автомобильных полос стало шесть: по две в каждом направлении для всех типов автомобилей и еще по одной выделенной для автобусов. В результате все три части получившегося сооружения представляют из себя отдельные мосты, где в середине скрывается самый первый, 50-х годов.

Сейчас инженерное сооружение снова реконструируют: серединную часть, находящуюся в предаварийном состоянии, заменят полностью, боковые – капитально отремонтируют.

У переправы на улице Минаева сложная и интересная судьба. Словно символ разных эпох в истории Ульяновска, она преображается в соответствии со временем и всегда отвечает на призыв постоянно развивающегося города и его жителей.

Фото: Ульяновск. Мост через Свиягу. Фотоальбом «Ульяновск — родина Ленина», изд-во «Прогресс», 1973 год