Слово «берег» для ульяновцев имеет огромное значение: делит город пополам могучая Волга, петляет вдоль Засвияжья, Ленинского и Железнодорожного районов Свияга.
Отсюда и важность того, как многочисленные ульяновские берега друг с другом соединяются. Насколько удобны и прочны мосты, какой транспортный поток они способны осилить.
В середине прошлого века вопрос сообщения между нынешними Ленинским и Засвияжским районами стоял особенно остро. В 50-е года стремительно формировался образ Ульяновска как важного промышленного центра. Свою работу начали ульяновский завод тяжелых станков, радиоламповый, комбинат строительных материалов в Вырыпаевке, осваивал новые мощности автомобильный завод.
Параллельно с развитием производств создавалась инфраструктура для их работников: за Свиягой теплым светом зажигались окна сотен жилых домов. Ульяновск рос, и на первый план выходил вопрос развития системы общественного транспорта.
К январю 1954-го года в городе зазвенел первый трамвай. Он соединил трамвайное депо на улице Радищева со старым железнодорожным вокзалом, однако Засвияжье все еще было соединено с центром лишь деревянным мостом на улице Аблукова.
Проблему было принято решить к «красному дню календаря» советского человека – 7 ноября 1955 года (38-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции). Для строительства инженерного сооружения потребовалось около 5 тысяч кубометров лесоматериалов, свыше 600 тонн арматурного железа, большое количество цемента, а также… неограниченное количество энтузиазма.
На пути к намеченному сроку сдачи строители переправы преодолели весенний паводок, чуть было не затопивший временные опоры, а также прибегли к искусственной сушке полотна во время октябрьских дождей, чтобы успеть уложить изоляцию.
Не обошлось при строительстве и без «стахановщины». Лучших результатов на укладке бетона добились бригады Овсяниной, Горюновой и Хитевой, а бригады плотников товарищей Арабаждиева и Чернова выполняли нормы выработки по устройству опалубки на 235-285 процентов. Отличились даже учащиеся ФЗО №6 и 9, которые в тяжелых условиях обеспечили укладку более 600 тонн сложной арматуры.
И вот к 6 ноября 1955 года мост был сдан. В номере «Ульяновской правды» от этого числа есть слова заместителя начальника строительства Свияжского моста И. Додонова: «…Строители горды тем, что они сдержали слово, закончив к 38-й годовщине Великого Октября строительство нового моста через Свиягу».
Двухполосный мост с арочными пролетами наконец обеспечил надежное сообщение Засвияжья и центра города. По нему заспешил к заводчанам новый трамвайный маршрут – двойка, потянулись потоки машин. Примечательно то, что его опоры были бетонными лишь снаружи, внутри у них — мореный дуб.
Десятилетиями переправа справлялась со своими задачами, однако к 90-м годам автолюбителей становились все больше, на двух полосах «минаевского» моста часто образовывались пробки. Поэтому городские власти приняли решение о его первой реконструкции.
К 1996-у году с двух сторон старой переправы были пристроены еще две, благодаря чему автомобильных полос стало шесть: по две в каждом направлении для всех типов автомобилей и еще по одной выделенной для автобусов. В результате все три части получившегося сооружения представляют из себя отдельные мосты, где в середине скрывается самый первый, 50-х годов.
Сейчас инженерное сооружение снова реконструируют: серединную часть, находящуюся в предаварийном состоянии, заменят полностью, боковые – капитально отремонтируют.
У переправы на улице Минаева сложная и интересная судьба. Словно символ разных эпох в истории Ульяновска, она преображается в соответствии со временем и всегда отвечает на призыв постоянно развивающегося города и его жителей.
Фото: Ульяновск. Мост через Свиягу. Фотоальбом «Ульяновск — родина Ленина», изд-во «Прогресс», 1973 год
Ишмуратик
Советский Союз – лучшее, что случилось с нашей страной? Читаю такие статьи и только такие мысли в голову приходят. Города, села и страна в целом развивалась, и сейчас, за счет этого уже 30 лет все еще держится.
Предыдущыму
Лучшее! Александр Зиновьев: «Советская государственность была вершиной эволюции русской идеи»!
Олег
Ну мост через Волгу например частник строил, при царе. И сколько бы еще построили если бы не война и революция! А вы тут совок хвалите.
Олегу
Вам кроме моста похвалиться больше нечем. Обеспеченность населения жильем, бесплатной медициной и работой – это заслуга «совка».
Совка нет уже более 30 лет, целое поколение выросло без него, а вы до сих пор тупость и неумение работать современных чиновников и хозяйственников сваливаете на советские времена.
Олег
Про жилье, это очень смешно. В царские времена было столько много бездомных? по-моему у вас с логикой не все хорошо, т.к. жилье строили для того, чтобы переселять селян в города, когда в городах строили заводы (индустриализация). В Китае, например, индустриализация началась в 80-ые годы прошлого века, и быстро набирало обороты. Если бы мы пришли аграрной страной к 1980гг у нас бы сейчас было бы как в Китае, т к. Китай в основном на заводах и вырос – туда переносили заводы из Европы и США.
Бесплатная мединица? Ну так она и в Европе есть, например в Великобритании. Это заслуга коммунистов?
оо
жилье, почитайте про “обеспеченность” жильем в симбирске гуглить “Brandergofer”. Кирпичные сараи и их обитатели”, городишко был трущебный
Олегу, у которого хорошо с логикой
В царские времена человеку сдавали УГОЛ в комнатушке, часть которого он сдавал другим постояльцам, чтобы хоть как-то окупить огромные затраты на проживание.
А в советское время у каждого уже была сначала отдельная комната, а позже – целая квартира. Причем бесплатная, полученная только за факт труда на предприятии, за который ещё и зарплата платилась очень хорошая.
А Великобритания просто скопировала советскую систему здравоохранения, потому что посчитала её оптимальной для своего общества. Сами бы буржуи не дотумкали. Но скоро и у них денег не станет, придется “держаться”. Развал Союза бумерангом вернулся западным буржуям в виде современного кризиса капитализма. И это было бы очень отрадно наблюдать, если бы они не развязывали третью мировую, чтобы хоть как-то справиться со своим кризисом.
Олегу
Долго ли вы прожили в Великобритании?
Олегу
Пример- мост на Минаева. Его ремонтировать будут дольше чем «совок» его построил.
Олег
Это не ремонт. Мост сначала разберут, а потом построют заново. Вам уже не кажется, что сейчас по времени уже неравенство?
Ну и скорость далеко не гарантия качества.Посмотрите на те дома, которые строили быстрее, чем нужно (Полбина, например)
Посмотрели
На Полбина были экспериментальные дома. Быстро поняли, что от таких нужно отказаться. А вот мост был не экспериментальным, а монументальным. Если хрущевки рассчитаны на 120 лет, то этот мост хватило бы на 2 века. А сейчас посмотрим, что у этих криворуких бюджетопилов получится. Лишь бы без жертв…
угу
хватило бы на 2 века, а развалился через 50 лет
Wladimir Voronin
Оккупантам-диверсантам нормально функционирующий советский мост ещё предстоит “развалить” за бюджетные миллиарды.
Его варварская эксплуатация на протяжении 30 лет с целью уничтожения не сработала – мост остался в рабочем состоянии.
Не развалился
а развалили. Как и Союз. Что здесь, что там – фамилии известны.
Wladimir Voronin
Почему до сих пор не проведён независимый аудит “экспертизы”, на формальном основании которой начался этот беспредел, и не остановлены ремонтно-строительные работы?
Эффективным тв .ям, ох…шим от полной безнаказанности, бюджетное бабло в карманах дороже?
Вий
Олег, как-же с тобой согласен.
когда
“императорский” мост реконструировали и расширяли , строители грязно матерились- опоры были пустотелые, забитые мусором, а должны были быть полностью забетонированы по проекту,по факту их перекладывали, заново бетонировали, классический распил и воровство денежных средств, без взяток честнейшим “чиновникам” РИ не обошлось
Андрей
Зато был кожаный дебилов растите мяч зимой хоккей на любом пятачке и песни под гитару,а сейчас что есть у детей ? Тик ток?
ЗХ природы
А современные частники могут только грабить и воровать, воровать, воровать….
Ледоруб Меркадера
достаточно посмотреть перепись населения при царе и увидеть, что на 1900 год в Симбирской Губернии было всего 4% грамотных. да и то – это уровень 3-летней церковно-приходской школы в большинстве случаев.
и взглянуть на прорыв между окончанием гражданской (1924 год) и началом ВОВ. за 17 лет успели обучить грамоте, провести электрофикацию, построить на кредитные деньги крупные фабрики и заводы.
давай, приведи пример что было сделано при царе например с 1897 по 1914 год (17 предвоенных лет)
нда…..
в 50-х годах мост с ноля, построили за ГОД!!!!!
а сейчас отремонтировать за три года не могут!!!!!!!!!!!!!!!!
Поехавший
Но, но! За год! Строился он тяжело, были проблемы со стройматериалами, вечно чего-то не хватало при его строительстве.
Обрыган
Думаю это вопрос денег и неудобства жителей. Если закрыть там движение полностью и залить все деньгами его и за год построят
гость
Сколько раньше лодок стояло на прокат, да и дёшево. Пацан принесёт Свидетельство о рождении, зафиксируют и плыви куда хотишь.
Чисто
распил средств происходит. Центральная часть моста проработала бы до 2056 года, если бы сегодня очистили оголившуюся арматуру, заключили её в металлический опалубка – бандаж и под давлением нагнали ремсостав из портландцементной смеси типа Эмако или Мастерсил. Краевые годные мостовые балки смонтированные в 1996 году Мостоотрядом -92 поменяли бы через шестьдесят лет по нормам эксплуатации. На сегодня ситуация похожа на освоение бюджета, нужным мэру подрядчиком, без углубленной проработки Рабочего проекта и ППР.
?
а дуб в основе опор так и остался?
эх-хе-хе…
…постоянные напоминания про эту “грандиозную стройку”-еще больше укрепляют сомнения,-украдут много!!! Так можно было дурить людям головы лет 30 назад! А сейчас все видят как это делают в нормальных ,технологически и экономически развитых странах- максимум неделя!!! Плюс прилегающая территория на 100м вокруг благоустраивается!
Хехею
«Лет 30 назад» бюджеты не пилили, не свисти если не знаешь. То что построили в годы ссср вы даже нормально отремонтировать не можете.
эх-хе-хе…
внимательно прочти комментарий и прочитай ,что за дурь ты написал в ответ!
Горожанка
Правильно сказала внучка Брежнева: ” Прежде чем осуждать моего деда, вы для начала, хотя бы покрасте всё то, что он построил!” Если бы не “совок”, который некоторые клянут на чём свет стоит, давно бы с коромыслом на Волгу за водой ходили!
Горожанке
Точно. Ещё УЗТС пример!
Горожанка
А ещё Радиоламповый, Гидроаппарат, Искра… Можно продолжать до бесконечности!
Оопт
Засвияжский Район и петляние Волги….
мост это конечно…веха
памятник современному убожеству мысли и организации и символ никому не нужности поволжской глубинки…
такой мост месяц строят в китае…
в москве полгода…
тут же-по признаком долгострой-судя по тому,как начали…
места на Волге для строительства новых городов-немеряно!
а они лепят..тришкины кафтаны латают..да желающих в моську и питер в человейники-ночлежки переселяют
местный
Основная проблема в том что мост единственная связующая артерия между двумя районами .Просто снести и построить его заново не получится .
Из народа
СССР – одно из худших порождений человечества, не считая современного периода. Мое личное мнение.
либерда? спекулянт(бизьнесьмен)? бюджетный вор?
Ты из этого “народа”?
Смешно
если у тебя ТАКОЕ личное мнение, то тебе лучше не лезть в беседы умных людей.