Россияне массово переключаются на обслуживание своих автомобилей в гаражных мастерских, пишет портал NEWS.ru. Официальные дилеры, которые еще продолжают работу, фиксируют отток клиентов. Чаще всего наметившийся тренд связывают с подорожанием запасных частей и возросшей стоимостью работ. В гаражи сегодня приезжают и владельцы люксовых авто — даже им подчас становится не по карману ремонт, особенно если речь идет о серьезных случаях. Однако у этой истории есть и обратная сторона: эксперты утверждают, что мелкие мастерские, как правило, не располагают необходимым программным обеспечением для проведения диагностики, и прогнозируют, что совсем скоро обладатели технически сложных автомобилей начнут от них избавляться.

У Кирилла своя автомобильная мастерская в Ульяновске. Раньше мужчина работал у одного из официальных дилеров, но позднее принял решение организовать собственный бизнес.

Начали с малого, приезжали знакомые, а также знакомые знакомых. Преимущественно обслуживались старые иномарки или довольно свежие бюджетные машины. Кому-то надо масло поменять, кому-то — подвеску перебрать. Не шиковали, но на жизнь так-то хватало, — рассказывает собеседник NEWS.ru.

По его словам, ситуация начала заметно меняться уже этой весной. В мастерскую Кирилла, которая, по сути, представляет собой два гаражных бокса, потянулись элитные, как он сам выражается, клиенты.

Мы сначала даже не поняли, в чем дело: вдруг, как по команде, к нам поехали кадиллаки, крузаки, туареги — дорогие, в общем, тачки. Стали общаться, а владельцы прямо признаются: чиниться у «официалов», даже у тех, которые еще не закрылись, многим стало не по карману. И это не болтовня: например, хозяин одного внедорожника рассказал, что дилер насчитал ему ремонт ходовой на 700 тысяч рублей. У нас ценник получился щадящий — почти в два раза дешевле, — рассказал Кирилл.

Ситуация и вправду начала кардинально меняться после начала специальной военной операции на Украине, когда многие иностранные компании, в том числе автомобильные, на фоне введения санкций начали в массовом порядке покидать российский рынок. Тогда же возникла и проблема с запасными частями — многие позиции перестали поставляться в Россию, к тому же значительно выросли цены.

Владелица небольшого автосервиса в Москве Дария Каменская рассказала NEWS.ru, что многие россияне действительно больше не видят смысла в сервисном обслуживании у официальных дилеров. По ее данным, ремонтироваться в гаражной мастерской обычно дешевле в два-три раза.

Причем совсем не обязательно, что в гараже автомобиль отремонтируют менее качественно. Зачастую происходит наоборот: поток там меньше, а значит, есть шанс на максимально вдумчивое обслуживание. Надо понимать, что традиционно у сотрудников официальных сервисов довольно низкие зарплаты, и толковые кадры оттуда рано или поздно уходят. К тому же, у «официалов» всегда много корпоративных требований и правил, которые по душе далеко не всем, — рассказала Каменская.

По словам собеседницы издания, сегодня «даже владельцам крутых BMW совсем не стрёмно обслуживаться в гаражах».

Такие времена, когда сдавал машину в гараж, приезжал через несколько дней, а ни гаража, ни машины не находил, они, к счастью, прошли. Поэтому ближайшее будущее, конечно, именно за такими сервисами, — уверена Каменская.

Однако будущее это может оказаться отнюдь не радужным, отмечают некоторые эксперты. И вот почему.

Автовладельцы и сами участники отрасли традиционно выделяют три ключевых причины, по которым имело смысл обслуживаться у официальных дилеров.

Первая их них касается новых автомобилей — отказ от обслуживания у «официала» всегда автоматически влечет за собой потерю гарантии. Вторая причина связана с тем, что многие автолюбители уверены, что в случае некачественного ремонта сумеют засудить официальный сервис, если он работает по всем правилам — оформляет заказ-наряд, выдает акт приема-передачи. И у «официалов» всегда имелся третий, достаточно важный козырь. Такие сервисы, работая напрямую с автопроизводителями, обладали доступом к технологиям ремонта и необходимому программному обеспечению.

Дело в том, что программное обеспечение — это не законсервированный продукт, оно постоянно обновляется, туда вносят исправления, дополнения. Без него не диагностируешь ошибку, которую выдает автомобиль, а тем более не устранишь ее. Поэтому сейчас сервисы неизбежно столкнутся с большой проблемой — где добыть это ПО? Надо признать, что мы скатываемся в 90-е годы, — пояснил NEWS.ru автоэксперт, ведущий программы «Минтранс» Вячеслав Субботин.

Он сообщил, что сегодня некоторые автостанции пытаются регистрировать филиалы за рубежом, например в Прибалтике, чтобы на легальных основаниях иметь доступ к современному программному обеспечению и заводской информации.

К сожалению, сейчас у нас есть риск вернуться к истории, которую мы уже проходили: заглохнет Land Cruiser, а десять мужиков будут скакать вокруг него как у космического корабля. Если нет доступа к электронным «мозгам», то ничего не поделаешь — с отверткой туда, как в уазик, не залезешь, — констатирует Субботин.

Представитель одного из официальных дилеров в Поволжье, работавший сразу с несколькими автомобильными брендами, на условиях анонимности признался, что теряет клиентуру.

Это факт. И главная причина — высокая стоимость обслуживания. У нас штат людей, у нас аренда, которым надо платить зарплату, у нас большие расходы, поэтому проводить ремонт по ценам дяди Васи в гаражном кооперативе мы никогда не сможем, — пояснил собеседник NEWS.ru.

Впрочем, официальный представитель ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Вера Павлова в разговоре с NEWS.ru призвала не сгущать краски. Она признала, что отток клиентов сегодня случился не только у официальных дилеров, а затронул едва ли не все сферы бизнеса.